СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Причастный оборот. Закрепление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан для обучающихся 6 класса. Но согласно новым ФГОС тема "Причастие" изучается в 7 классе. В основе разработки лежит теория Говарда Гарднера о множественном интеллекте.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Причастный оборот. Закрепление"»

Урок русского языка №116 в 6-м классе

Тема: Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Цели:

1.Закрепление навыков нахождения причастного оборота в предложениях и формирование навыков постановки знаков препинания при причастном обороте;

2.Развитие навыков правильного построения предложений с причастным оборотом;

3.Воспитание способностей работать в группе.

Оборудование: суффиксы причастий, схемы постановки знаков препинания при причастном обороте, сигнальные карточки, страницы для книги и карточки к ним, пол-листа в клетку, мультимедийная презентация.

Этапы занятия:

1. Сообщение темы урока и постановка целей;

2. Лингвистическая разминка;

3. Актуализация знаний;

4. Путешествие в Древний Египет:

а) Пирамиды в Гизе;

б) Сфинкс из Гиз;

5. Релаксация;

6. Творческая работа в группах;

7. Подведение итогов урока;

8. Вручение ордена «Умной совы»;

9. Домашнее задание.


Ход урока

1. Сообщение темы урока и постановка целей

(демонстрация 1 слайда)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над постановкой знаков препинания при причастном обороте. Также будем учиться исправлять ошибки в предложениях с неправильным употреблением причастного оборота. А еще нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и издать свою небольшую книгу о египтянах. Самые активные из вас в конце урока будут удостоены ордена «Умной совы».

2. Лингвистическая разминка

(демонстрация 2 слайда)

Игра «Верите ли вы?»

- Для начала предлагаю немного поиграть. Я буду вас спрашивать о причастии, начиная свой вопрос словами «верите ли вы». Если вы согласны с моим высказыванием, то поднимите зеленую карточку, а если нет – то красную. Готовы?

1. Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на имена прилагательные? (Да)

2. Верите ли вы, что причастия образуются от имен существительных? (Нет)

3. Верите ли вы, что причастия могут отвечать на вопросы: что делающий? Что сделавший? (Да)

4. Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -вш-, -ем-, -енн-, -т-? (Да)

5. Верите ли вы, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом? (Да)

6. Верите ли вы, что если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая ставится? (Нет)

7. Верите ли вы, что в предложении весь причастный оборот является дополнением? (Нет)

3. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Что называется причастным оборотом?

- При каких условиях причастный оборот выделяется на письме запятыми, при каких – нет?

- Каким членом предложения является весь причастный оборот?

4. Путешествие в Древний Египет

Пирамиды в Гизе

(демонстрация 3 слайда)

- Когда мы слышим слова Древний Египет, у нас невольно появляется образ пирамиды Хеопса. Я вам предлагаю отправиться в путешествие к этому чуду света. Но мы будем не просто сторонними наблюдателями. Нас во время этого путешествия ждет большая работа над причастными оборотами, так как нам предстоит находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания при причастных оборотах, а также самим составлять предложения, используя причастные обороты.

- Из следующих предложений необходимо будет выписать причастные обороты с определяемыми словами:

(демонстрация 4 слайда)

Пирамида Хеопса

Великая пирамида в Гизе – это чудо света, сохранившееся до наших дней.

(демонстрация 5 слайда)

Эта пирамида известна как гробница фараона Хеопса.

(демонстрация 6 слайда)

Рядом с ней находятся еще две пирамиды, построенные для сына и внука фараона.

(демонстрация 7 слайда)

Пирамиды строились из каменных блоков, уложенных слоями.

(демонстрация 8 слайда)

На строительстве пирамид трудилось множество каменотесов, делавших блоки из камней, и мастеров, руководивших работами.

(демонстрация 9 слайда)

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина – самые большие и самые знаменитые.

- А сейчас проверьте свои записи:

(демонстрация 10 слайда)

- чудо света, /сохранившееся до наших дней/

- две пирамиды, /построенные для сына и внука фараона/

- из блоков, /уложенных слоями/

- множество каменотесов, /делавших блоки из камней/

- множество мастеров, /руководивших работами/

Сфинкс из Гиз

(демонстрация 11 слайда)

- Находясь возле этих пирамид, невозможно пройти мимо сфинкса. Я вам предлагаю прочитать текст об этом памятнике древности, найти и исправить в нем речевые ошибки при употреблении причастного оборота. Нужно помнить о том, что причастный оборот обычно находится перед определяемым словом или после него.

(демонстрация 12 слайда)

Великий Сфинкс в Гизе – самый древний из египетских сфинксов.

Сфинкс в мифах древних греков, рожденных с телом льва и головой человека, - это чудовище.

(Причастный оборот относится не к тому определяемому слову: Сфинкс в мифах древних греков – это чудовище, рожденное с телом льва и головой человека.)

(демонстрация 13 слайда)

Эта гигантская статуя имеет 72 метра в длину и 20 метров в высоту, вырубленная из известнякового монолита.

(Причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову: Эта гигантская статуя, вырубленная из известнякового монолита, имеет 72 метра в длину и 20 метров в высоту.)(демонстрация 14-15 слайдов)

В течение веков тело Сфинкса засыпал песок, так что на поверхности оставалось лишь его загадочное лицо пяти метров в высоту. Но какой-нибудь правитель давал команду расчистить засыпанную статую песком.

(Определяемое слово входит в причастный оборот: Но какой-нибудь правитель давал команду расчистить статую, засыпанную песком.)

(демонстрация 16 слайда)

Сфинкс, охраняющий подходы к пирамидам, до сих пор таит в себе много загадок, впрочем, как и сама пирамида Хеопса. (Все верно)

(демонстрация 17 слайда)

Великий Сфинкс в Гизе – самый древний из египетских сфинксов. Сфинкс в мифах древних греков – это чудовище, рожденное с телом льва и головой человека. Статуя Сфинкса, символизирующая достоинство, мудрость, могущество и силу, охраняет подходы к пирамидам Хеопса, его сына и внука. Эта гигантская статуя, вырубленная из известнякового монолита, имеет 72 метра в длину и 20 метров в высоту. В течение веков тело Сфинкса неоднократно засыпал песок, так что на поверхности оставалось лишь его загадочное лицо пяти метров в высоту. Но какой-нибудь правитель давал команду расчистить статую, засыпанную песком. В последний раз тело Сфинкса было очищено в 1905 году. Сфинкс, охраняющий подходы к пирамидам, до сих пор таит в себе много загадок, впрочем, как и сама пирамида Хеопса.

- Прочитайте теперь весь текст в исправленном виде и подумайте над его заглавием.

5. Релаксация(демонстрация 18 слайда)

- Наше путешествие по Древнему Египту не закончено, но сейчас самое время отдохнуть. Возьмите карандаш в левую руку и обведите без помощи линейки на половине листа квадрат со стороной в 4 клетки. Во второй клетке второго ряда поставьте точку. Теперь от этой точки мы ведем воображаемую линию: 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Здесь ставим карандашом цифру 1. Проведем еще одну линию: из исходной точки 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз и 2 клетки вправо. Ставим цифру 2. И последняя линия: из исходной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх. Ставим цифру 3. А теперь проверьте себя.

(демонстрация 19 слайда)

6. Творческая работа в группах

(демонстрация 20 слайда)

- А теперь нам предстоит изготовить страницы для книги о древних египтянах, в которой будет рассказываться о том, какую одежду они носили. Работать будем в группах по четыре человека. Вам нужно будет из предложенных слов составить небольшой текст, используя предложения с причастным оборотом.

(уч-ся работают в группах, звучит музыка)

Задание для 1-й группы:

1.Фараоны, носили, Древнего царства, особый головной платок, сшитый из пестрой полосатой материи.

2.Две длинные полоски, пришивали к нему, свисающие на плечи.

3.Привилегией царской семьи, платки из желтой и синей материи, были, сшитый из золотой парчи в складку, передник, и львиный хвост.

Задание для 2-й группы:

1.Брили голову налысо, знатные египтяне, затем надевали, парик и головную повязку.

2.Жены фараонов, металлический венец, Древнего царства, носили, укреплявший парик.

3.По каплям сочились благовония, прикрепленного на темени к парику лентами, из керамического сосуда в форме конуса.

Задание для 3-й группы:

1.Нового царства, носили передник и пояс, фараоны, украшенный драгоценными камнями.

2.Состоящий из золотых фигурок, кольцеобразный воротник, сверху был.

3.Могли носить, парик синего цвета, они, и искусственную бороду.

Задание для 4-й группы:

1.Древнего царства, носили парик, принцессы, украшенный нарядной повязкой.

2.Они носили, пеструю рубаху, из одежды, передник с широкими бретелями, и плащ, надевавшийся сверху.

3.Маленьких принцесс, украшали серьги, уши.

Задание для демонстрации.

Царевич ходил в военном облачении. Он носил панцирь, обмотанный вокруг тела, кольцевой воротник и сандалии. Длинный локон сбоку был отличительным признаком царевича.

- Все уже справились со своим заданием, и самое время посмотреть, что у нас получилось.

(каждая группа демонстрирует свою страницу из книги)

- Вот такие страницы для книги о египтянах мы сделали сегодня на уроке. А иллюстрации к этой книге вам предстоит нарисовать дома.

(все страницы собираются вместе, скрепляются и оформляются обложкой)

7. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие умения и навыки мы закрепляли?

- Чему учились?

- Что сегодня вам понравилось делать больше всего?

9. Домашнее задание: - Ребята, дома предлагаю вам написать небольшой текст на тему «Одно из чудес света», употребив предложения с причастными оборотами. А также нарисовать иллюстрации к книге о древних египтянах.

- Спасибо всем за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!