СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Морфемика, словообразование, орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по разделу "Морфемика, словообразование, орфография"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Морфемика, словообразование, орфография"»

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».

Класс: 6

Цель: развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

- предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;

-познавательные УУД: формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;

-личностные УУД: устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,

-коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;

-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, сигнальные карточки, карты для рефлексии.


Ход урока

I. Организационное начало.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

1 Приветствие.

2. Установление дисциплины.


II. Повторительно-обучающая работа.

1. «Лови ошибку». На слайде вы видите слова, записанные с ошибками. Запишите их в рабочую тетрадь, исправляя орфографические ошибки.

1. Предлогать 2. Поседеть на скамейке 3. Примудрый 4.Загарел 5.Полоскать котёнка.6.Прешил 7. Парашут 8. Кирпичь.


III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

1.Составление слова. Определение цели урока.

- Составьте слово.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

- Что помогло вам догадаться, какое слова я вам загадала? (Знание морфемного состава слова)

- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке? (раздел «Морфемика»)

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке? (Вспомнить и повторить все, что изучили по теме "Морфемика и словообразование»" в предыдущих классах)


2. Работа с текстом «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» при­ставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Что­бы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть сло­ва что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

Выполнение заданий по тексту.

Определите основную мысль текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.


3. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним то, что мы уже знаем о морфемике.

- Какие морфемы входят в основу слова?

- Назовите изменяемую часть слова.

- Как называется главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

-Вспомните часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.


4. Выполнение морфемного и словообразовательного разборов слов.

Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, пришкольный, дворик.

- Чем отличаются эти виды разбора?

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)


IV. Работа по выработке умений и навыков.

  1. Физкультминутка.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС, ДОМ, САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС- встают учащиеся, сидящие на первом ряду, если слово с корнем САД- на втором ряду, ДОМ- на третьем ряду:


САД, ЛЕС, ДОМ,

ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, ДОМИК,

САДОВНИК, ЛЕСНИК, ДОМИЩЕ,

ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ,

ДОМОВОЙ, ПОСАДКА, ДОМАШНИЙ,

ЛЕСОВИЧОК, ДОМОСЕД, ПЕРЕЛЕСОК.



2. Работа с учебником.

С.89 упр.157

Необходимо сгруппировать слова: однокоренные и разные формы одного и того же слова.


3. Сигнальный диктант.

Определите верное утверждение или ошибочное. Если оно верное – поднимаете синюю карточку, если ошибочное – красную.

1) Морфемы- это корень, приставка, суффикс и окончание.+
2) Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.+
3) В слове может быть только один корень.-
4) Суффикс стоит после корня, а приставка- перед корнем.+
5) Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.+

6) Верно ли, что слова лень, лентяй, лента, ленивец однокоренные? -
7) В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.+
8) В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.+
9) Выражения "У слова нулевое окончание" и "У слова нет окончания" значат одно и тоже.-



4. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! (Расул Гамзатов)

Прочитайте текст.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?


5. Закончите предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это (корень).

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).


V. Рефлексия. Выставление отметок за урок.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

хорошо не совсем хорошо плохо

2. Допускаю ошибки: в разборе по составу в словообразовательном разборе орфографические ошибки

2. Допускаю ошибки, потому что:

не знаю морфемы в слове

не понял объяснение учителя;

бываю невнимательным, отвлекаюсь

мне требуется дополнительное время для понимания материала.


VI. Задание на дом.

с.90 упр.160, повторить морфемы.




Для разработки использованы материалы сети Интернет.










































Рефлексия (_________________________ ФИ учащегося).

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

хорошо не совсем хорошо плохо

2. Допускаю ошибки: в разборе по составу в словообразовательном разборе орфографические ошибки

2. Допускаю ошибки, потому что:

не знаю морфемы в слове

не понял объяснение учителя;

бываю невнимательным, отвлекаюсь

мне требуется дополнительное время для понимания материала.



Рефлексия (_________________________ ФИ учащегося).

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

хорошо не совсем хорошо плохо

2. Допускаю ошибки: в разборе по составу в словообразовательном разборе орфографические ошибки

2. Допускаю ошибки, потому что:

не знаю морфемы в слове

не понял объяснение учителя;

бываю невнимательным, отвлекаюсь

мне требуется дополнительное время для понимания материала.




Рефлексия (_________________________ ФИ учащегося).

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

хорошо не совсем хорошо плохо

2. Допускаю ошибки: в разборе по составу в словообразовательном разборе орфографические ошибки

2. Допускаю ошибки, потому что:

не знаю морфемы в слове

не понял объяснение учителя;

бываю невнимательным, отвлекаюсь

мне требуется дополнительное время для понимания материала.



Рефлексия (_________________________ ФИ учащегося).

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

хорошо не совсем хорошо плохо

2. Допускаю ошибки: в разборе по составу в словообразовательном разборе орфографические ошибки

2. Допускаю ошибки, потому что:

не знаю морфемы в слове

не понял объяснение учителя;

бываю невнимательным, отвлекаюсь

мне требуется дополнительное время для понимания материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!