Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфемика, словообразование, орфография"»
«Лови ошибку»
1. Предлогать.
2. Поседеть на скамейке.
3. Примудрый.
4. Загарел.
5. Полоскать котёнка.
6. Прешил.
7. Парашут.
8. Кирпичь.
Составление слова
- Корень тот же, что в слове рассказ , приставка та же, что в слове подскочить , суффикс и окончание те же, что в слове ножка
«Морфемика
и
словообразование»
«Школьный словообразовательный Словарь русского языка» А.Н.Тихонова
- «Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит…»
- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:
1) человек, который учит, преподает;
2) усваивать знания в школе, в институте;
3) учить наизусть.
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:
- подосиновик,
- водный,
- пришкольный,
- дворик.
Физкультминутка
- Если прозвучит слово с корнем:
ЛЕС- встают учащиеся, сидящие на первом ряду,
если слово с корнем САД- на втором ряду,
ДОМ- на третьем ряду.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! (Расул Гамзатов)
«Верно-неверно»
1) Морфемы- это корень, приставка, суффикс и окончание. 2) Любое слово содержит корень, но не любое – окончание. 3) В слове может быть только один корень. 4) Суффикс стоит после корня, а приставка- перед корнем. 5) Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
6) Верно ли, что слова лень, лентяй, лента, ленивец однокоренные? 7) В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-. 8) В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-. 9) Выражения "У слова нулевое окончание" и "У слова нет окончания" значат одно и то же.
«Закончите предложения»:
- Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это …
- Наименьшая значимая часть слова – это …
- Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это …
- Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это …
- Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это …
- Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это …
- Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это …
Рефлексия (нужное подчеркнуть)
хорошо
не совсем хорошо
плохо
в разборе по составу
в словообразовательном разборе орфографические ошибки
- 2. Допускаю ошибки, потому что:
не знаю морфемы в слове
не понял объяснение учителя
бываю невнимательным, отвлекаюсь
мне требуется дополнительное время для понимания материала.
Задание на дом
- с.90 упр.160, повторить морфемы