СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Фразеологизмы.

Цели:

Предметные: знать понятие фразеологизм, уметь находить фразеологический оборот в тексте и использовать его в речи.

Метапредметные: умение находить нужную информацию и передавать ее, использовать современные технологии. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Личностные: понимать русский язык как ценность русского народа, способную развить лучшие качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"»


Конспект урока. Русский язык. 5 класс.

14.12.,15.12.2017г.


Урок №69,70.

Тема. Фразеологизмы.

Цели:

Предметные: знать понятие фразеологизм, уметь находить фразеологический оборот в тексте и использовать его в речи.

Метапредметные: умение находить нужную информацию и передавать ее, использовать современные технологии. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Личностные: понимать русский язык как ценность русского народа, способную развить лучшие качества личности.


Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Орфографическая работа стр.116.

2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

А сейчас отгадайте загадки

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова.

Поют кто в лес, … (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ... (уши вянут)

3. Целеполагание .

4.Новая тема.

Чтение правила стр.116.

Фронтальная работа

Найдите ошибочное толкование фразеологизмов.

Тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

Вывод.

Информация о происхождении некоторых фразеологизмов.

« ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ»

Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и ими было удобно пользоваться, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

«БИТЬ БАКЛУШИ»

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготавливать их поручалось подмастерьям. Это было пустячное дело, не требующее уменья. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши». Из насмешки мастеров над подмастерьями и пошёл фразеологизм «бить баклуши», то есть праздно проводить время, бездельничать.

«СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА»

В представлении россиян чище, глаже, ровнее хорошей холщовой или шёлковой скатерти ничего на свете не могло быть. Дороги на Руси не отличались ни чистотой, ни гладкостью. Ездить по ним было истинным мучением, и лучшего пожелания, чем дороги, ровной, как скатерть, хозяин не мог сделать уезжающим гостям.

Вначале восклицание «Скатертью дорога!» и понималось, как доброе пожелание. Но потом оно приобрело противоположный, иронический смысл. Теперь так говорят, желая показать, что уход или отъезд человека не причинят ни малейшего огорчения. «Скатертью дорога!» равносильно словам: «Проваливай! Без тебя обойдёмся!».

Шиворот-навыворот.

В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то одел что-то наоборот, наизнанку. Но во времена Ивана Грозного это выражение связывалось с наказанием. Так одевали пойманного вора и возили по городу.

Ахиллесова пята.

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка.

5. Первичное закрепление.

Выписать фразеологизмы

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и березы распустились.

-А что значит «Во всю Ивановскую»?

(А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.)

Физкультминутка

Выборочный диктант.

Выпишите фразеологизмы, распределяя их на три группы в зависимости от значения: “бездельничать”;  “хорошо работать”;  “болтать, сплетничать”.

Бить баклуши, брать быка за рога, валять дурака, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, переливать из пустого в порожнее, перемывать косточки, своротить гору, сидеть сложа руки, считать ворон, точить лясы, чесать язык.

Творческий диктант.

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …;

водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …;

держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять

…; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём

не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Отдохнем…

Шуточные вопросы ( зачитываются  предложения. Необходимо угадать слово, назвать к нему  фразеологизмы).

Его вешают, приходя в уныние; его задирают , зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают любопытные (Уши).

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь  бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (Ветер)

Её заваривают, затевая какое-либо неприятное дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников (Каша).

Её толкут в ступе; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей (Вода )

Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык)

Найдите в тексте 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял. (попав в затруднительное положение) от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы  попались на удочку. (простодушно верить, доверяться ) Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. (на одном дыхании). А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.!

У братишки слёзы в три ручья. (Горько, долго и безудержно плакать.) Я, конечно, тоже не  в своей тарелке. (неуютно, дискомфортно; не на должном месте,)

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать ни пером описать.( Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном)

Наблюдение над фразеологизмами со словом вода.

Использование фразеологизмов в литературных произведениях.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки-сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!».

Лентяй отдыхает, а время идет:

«Под камень лежачий вода не течет»

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, « воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда.

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Игра “Четвёртый лишний”.

Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание пр.116, упр.258,260.

Дополнительный материал.

Игра “Фразеологический зверинец”.Голоден как… Хитёр как… Надут как … Драчлив как… Нем как… Труслив как… Упрям как… Грязный как… Изворотлив как… Болтлив как… Колючий как… Важный как…

Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.

Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.

Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках.

Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править.

У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.

Витя был на седьмом небе от счаст..я.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!