СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Значения приставок. Образование слов с помощью приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность по изучению значений приставок и тренируются в нахождении приставок в словах и определении их значений.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Значения приставок. Образование слов с помощью приставок"»

Урок русского языка в 3 классе

Дата: 09.11.2017г

Тема: Значения приставок. Образование слов с помощью приставок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели:

познакомить с некоторыми (простыми) значениями приставок, научить объяснять лексическое значение слова и определять роль приставки в нем, продолжить формирование умения находить и выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок и разбирать слова по составу, закреплять правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне;

развивать учебно-организационные навыки (определять тему и цель урока, вместе с учителем намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, контролировать результат и исправлять ошибки), развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память, развивать умение планировать и распределять роли при групповой работе, умение сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение и аргументировать его;

воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку, к слову, поддерживать интерес к русскому языку, совершенствовать навыки межличностного общения.

Оборудование:

Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. Часть 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012; карточки с заданиями, листы самооценки, плакаты для доски.



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Начинаем урок. Давайте начнем его с улыбки, чтобы как в песне «от улыбки стало всем светлей».

- А нужно ли на уроке хорошее настроение? (Когда у человека хорошее настроение, ему и работается лучше, легче запоминается, качество работы повышается)

- Желаю всем хорошего настроения, которое поможет вам сегодня на уроке добиться хороших результатов.

  1. Актуализация знаний.

  1. Чистописание

Дима Дима __________

подпол ________

пальчики оближешь – очень вкусно

п ____________________________

стол, столу, стола, столе

____________________________

- Найдите собственное имя существительное.

- Обведите его.

- Измените форму слова.

- Запишем слово в другой форме. (у Димы, Диму)

- Что изменилось в слове при изменении его формы? (окончание)

- Выделите окончания в формах слова.

- Найдите слово, которое представлено в разных формах. (стол, столу…)

- Чем отличаются формы слова?

- Назовите окончания.

- Запишите по образцу.

- Найдите слово, которое состоит из двух частей. (подпол)

- Назовите корень слова. (пол)

- Значит, с чем будет связано лексическое значение слова? (с полом, нижним настилом в доме, в квартире и т.п.)

- Объясните лексическое значение слова. (подпол – это помещение, которое находится внизу, под полом)

- Запишите по образцу.

- Благодаря какой части слова получилось слово со значением находиться внизу, под чем-то. (приставке под-)

- Что мы называем приставкой?

- Прочитайте словосочетание. В прямом или переносном значении оно употребляется в речи? (в переносном, это фразеологизм)

- На что нужно обратить внимание при записи? (дети называют орфограммы и подчеркивают)

- Спишите, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

- Есть ли здесь слова с приставками? (оближешь, приставка об-)

- В начальной форме? … облизать. Что это значит? (со всех сторон, вокруг, всю поверхность)

- Какая часть слова придала это значение?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Итак, в чистописании нам встретились два слова с приставками.

На доске:

Под- Об-

Нижняя часть чего-то, Вокруг, со всех сторон,

находиться внизу, под чем-то всю поверхность

подпол облизать

- А сохранится ли значение этих приставок в других словах?

- Ваши гипотезы? (дети высказывают предположения)

- Проверим?

- В левом столбике слово, какой части речи? Т.е. называет … (предмет)

- Посмотрим, есть ли в классе предметы, находящиеся под чем-то.

- Это что? (учитель показывает на окно)

- А под ним? (подоконник)

- Это книга. А предмет, который вы ставите под книгу, он удерживает книгу. Это … (учитель показывает подставку под книги)… (подставка)

Левый столбик дополняется словами:

подпол

подоконник

подставка

- В правом столбике слово, какой части речи? (глагол)

- Т.е. обозначает … (действие)

- Языком облизать. А носом? (обнюхать) А глазами? (обсмотреть)

Правый столбик дополняется словами:

облизать

обнюхать

обсмотреть

- Что получается? Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение. Она вносит это значение в слово)

- Нужны ли нам эти знания? Зачем?

- Сформулируйте тему урока и определите основные задачи.

(Дети дописывают тему и задачи урока на заготовленных листах)

Тема: _________________

  1. __________________ некоторых приставок.

  2. Использовать полученные знания при _______________ новых слов и ______________ их значения.

  1. Изучение нового материала.

- Чтобы говорить о значении приставок, надо их уметь находить в слове.

Проверим, как вы с этим справляетесь.

  1. Самостоятельная работа по карточкам – материал упр. 157.

- Вставить пропущенные буквы, найти слова с приставками и выделить приставки.

Физкультминутка.

  1. Проверка выполнения – работа в группах. Самооценка по критериям.

Справился, всё правильно – 2

Сомневался, допустил ошибки – 1

Не справился – 0

  1. Выяснение значений приставок на материале упр. 157 – работа в группах.

- Попробуйте в группах определить значения, которые приставки вносят в слово и заполнить таблицу, рядом со значением вписать приставку.

У каждого ученика карточка с таблицей:

значения

приставка

вокруг, всю поверхность, со всех сторон


впереди, ранее чего-то


удаление, устранение чего-нибудь, движение в сторону


повторить действие заново


направление действия снизу вверх


завершение действия до предела, до конца


действие, направленное изнутри


действие в течение определённого времени


начало действия



  1. Фронтальная проверка результатов работы. Оценка работы в группе.

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе, принимал участие в обсуждении.

 

 

2. Выполнял свои обязанности, если они были

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

  1. Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


  1. Самостоятельная работа по учебнику – упр. 160.

- А сейчас попробуйте образовать новые слова с помощью приставок, значения которых вы узнали.

Учитель раздает карточки с приставками, каждому по одной. С полученной приставкой нужно образовать новый глагол с новым значением.

На карточках приставки: об-, до-, по-, пере-, вы-.

- Прочитайте глаголы, которые вы получили.

  1. Закрепление изученного материала.

Фронтальная работа – упр. 158.

- Прочитайте предложения. Назовите сказки.

- Прочитайте задание.

Дети называют слова с приставками, записывают и выделяют приставки.

- В какие слова приставка вносит значение «действие, направленное изнутри»? (с приставкой вы-)

- Объясните орфограммы, выделенные в словах.

  1. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Осталось определить, как вы усвоили новые знания.

  1. Самостоятельная работа – упр. 159.

Дети выписывают глаголы с приставками и определяют их значение.

  1. Самопроверка по образцу.

На доске плакат:

убежало завертелось

улетела закружилось

ускакала помчалось

- Оцените себя. У кого всё получились?

- Приятно ощущать результаты своего труда? Кто сохранил свое настроение до конца урока? Что понравилось на уроке?


Выставление оценок.

  1. Итог урока.

- Подведём итоги.

- Чему был посвящен сегодняшний урок?

- Какие задачи вы поставили?

- Что вы сегодня узнали о приставках?

- В чем вам помогали приставки?

- А как вы думаете, может ли одна и та же приставка иметь несколько значений? Подумайте об этом. Своими мыслями поделитесь на следующем уроке.

  1. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь – стр. 45 упр. 110







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!