СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок 1

Тема: Язык и человек. Язык и речь. § 1—2

ЦЕЛЬ: Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека. Повторить написание словарных слов.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

 

2. Слово учителя.

1) Знакомство с учебником, условными обозначениями (стр. 4; стр. 299—303). Прочитайте информацию на стр. 299—303. Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Запишите в столбик название тех разделов, которые вам известны.

2) Для чего служит язык? Анализ смыслового значения предложения.

Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

(Л. Успенский)

 

Прочитайте предложение, записанное на доске. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь. Укажите известные вам части речи в этом предложении.

3) Чтение и осмысление лингвистического текста из упр. 1.

Б е с е д а   с   у ч а щ и м и с я: О чем говорится в упражнении? Как вы определите тему этого текста? Прочитайте последний абзац текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли. Подумайте, что изменится в нашей жизни, если язык исчезнет.

4) Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2).

Б е с е д а   с   у ч а щ и м и с я: О каких трех функциях языка в нем говорится? Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос. (Язык — это средство общения, государственный язык и средство межнационального общения.)

5) Знакомство с понятием «речь». Наблюдение над рисунками из упр. 4, ответы на вопросы к ним.

К о м м е н т а р и й   у ч и т е л я: чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.

В ы в о д: речь — это язык, используемый для общения людей.

 

4. Закрепление изученного.

а) Поиграем.

Вы пришли в библиотеку. Охарактеризуйте условия общения: С кем вы будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации?

б) Чтение и анализ пословиц из упр. 5. Какая из них больше понравилась? Распределите пословицы (устно) на две группы (по заданию в упражнении).

 

5. Задание на дом.

Прочитать текст упражнения 6. Выучить наизусть и подготовиться писать его под диктовку. Для желающих: устно подготовить сообщение на тему «Зачем человеку нужен язык?»

 

 

 

Урок 2

Тема: Язык и его единицы. § 3

ЦЕЛЬ: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка: определять границы слов, предложений, определять количество звуков в слове.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Диктант по упр. 6. Беседа по содержанию текста; О чем в нем говорится? Кто его автор? Что вы о нем знаете? Сколько в тексте предложений?

б) Прослушивание подготовленных сообщений на тему «Зачем человеку нужен язык».

 

2. Работа по теме урока.

Ознакомление с теоретическим материалом § 3 (с единицами языка).

Чтение и анализ предложений, записанных на доске:

Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок...

(Н. В. Гоголь.)

 

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя? Свою точку зрения обоснуйте.

К о м м е н т а р и й   у ч и т е л я: человека окружают разнообразные звуки. Они образовывают слова. С помощью слов называют предметы, явления окружающего мира. Таким образом, звук и слово — это единицы языка. Запись этого вывода в грамматическую тетрадь.

Запишите в тетрадь название предметов, изображенных на рисунках из упр. 11. Сколько звуков в этих словах?

Прочитайте запись из упр. 10. Объясните, почему это трудно сделать. Запишите предложенные фразы по законам русской лингвистики (по вариантам). Сколько слов в каждом предложении?

В ы в о д (запись в грамматическую тетрадь): предложение — единица языка.

 

3. Отработка умений и навыков. Тренировочные упражнения.

Запись предложений из упр. 7 в тетрадь. Сколько слов в каждом из предложений? Посчитайте звуки во всех словах второго предложения.

 

4. Задание на дом.

Рассмотрите приложения к учебнику (стр. 282; 303). Какие материалы в него включены? Какую информацию они содержат? Подумайте, чему они могут вас научить? Подготовить устное сообщение на тему «Чему я должен научиться в 5-м классе».

 

 

 

Урок 3

Тема: Диагностическая работа

ЦЕЛЬ: Выявить уровень сохранности знаний учащихся.

 

Ход урока

Тестовая работа.

Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.

1. Главные члены предложения:

Говорливый ручеек резво бежал по оврагу.

а) говорливый ручеек,   б) бежал по оврагу,   в) ручеек бежал,   г) бежал резво.

2. Пишется раздельно:

а) (за) бежал,   б) (за) метный,   в) (за) домом,   г) (за) лез.

3. Слово по составу разобрано верно:

а) за-шум-е-л,   б) за-шум-ел,   в) за-шумел,  г) за-шум-ел.

4. Укажите слово 2-го склонения:

а) прорубь,   б) сирень,   в) апрель,   г) капель.

5. Не является однокоренным слово:

а) водичка,   б) водитель,   в) водный (стадион),   г) водяной.

6. Слово с проверяемой гласной в корне:

а) луна,   б) месяц,   в) облако,   г) земля.

7. Укажи лишнее:

а) приставка,   б) корень,   в) предлог,   г) окончание.

8. Нужно писать Ь знак:

а) сыч,   б) тиш,   в) камыш,   г) дич.

9. В слове день:

а) 4 б. 4 зв.,   б) 4 б. 5 зв.,   в) 4 б. 3 зв.,   г) 3 б. 4 зв.

10. Письмо под диктовку.

Осенний лес

Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. Кружатся и падают березовые желтые листья.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко свистит рябчик, высоко в небе пролетают косяком журавли.

 

 

 

Урок 4

Тема: Р.р. Стили речи. § 4

ЦЕЛЬ: Дать представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

 

Ход урока

1. Стихотворная игра В. Левина. Прочитайте запись и определите, текст это или нет.

 

Ветер, ветер, ветер.

В почерневший сад.

Тучи. Тучи. Тучи

Грустные сидят.

Льется дождь колючий.

Мокрый листопад.

Взрослые и дети

По небу летят.

 

Превратите эти строчки в стихотворный текст и запишите получившееся стихотворение в тетрадь. Придумайте заголовок к нему. Найдите в стихотворении слово с непроизносимой согласной в корне и подчеркните ее. Корень обозначьте графически.

 

2. Работа по теме урока.

Чтение и анализ текстов на стр. 8.

Б е с е д а: 1) О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном?

2) Как говорится — одинаково или по-разному?

3) Какой текст может быть использован для сообщения точных сведений о ветре, чтобы нарисовать картину поездки по степи?

Слово учителя о том, что наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т. е. от речевой ситуации.

З а п и с ь   в   г р а м м а т и ч е с к у ю   т е т р а д ь:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ  --------------- г д е?

с   к а к о й   ц е л ь ю? (общение / сообщение / воздействие)

с   к е м   г о в о р и м?

Учитель сообщает учащимся, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными сталями речи: разговорным, научным, художественным.

Знакомство с теоретическими сведениями о сталях речи на стр. 9 учебника.

 

3. Тренировочные упражнения.

1) Определение стилистической принадлежности предложенных текстов.

(Тексты распечатаны для каждой парты или показаны через компьютер.)

а) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.

(По Н. Сладкову)

 

б) — Варька! — закричала мать из кухни. — Варвара! Где ты есть?

— Вот я.

— Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.

— Заказ принят, — сказала Варвара.

 

В первом тексте найти слова, с помощью которых автор одушевляет ветер, и записать их в тетрадь. Какое чувство возникает при чтении этого описания?

2) Упр. 14. Прочитать текст. Охарактеризовать, где и между кем происходит разговор. Составить и записать предложения о правилах А. Гайдара, использовав в них наречия всегда и никогда.

3) Чтение и анализ текста.

Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».

 

Подумайте, удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Подчеркните его. Заменить это слово, исправленный текст записать в тетрадь. Слова с безударной проверяемой гласной найти и обозначить в них орфограмму.

4) Редактирование текста.

Прочитайте отрывок из сочинения ученика.

Наступила весна. Все опять ожило. За цвели цветы. Распустилась черемуха и сирень. Покрылись белыми цветами плодовые деревья.

 

Б е с е д а: В каком стиле задумано сочинение? Как сделать текст более выразительным? Расскажите, какие именно цветы расцвели, какие деревья, добавив в текст более подходящие для этого слова. Исправленный текст записать в тетрадь.

5) Анализ текста. Подготовка к изложению (текст имеется на каждой парте).

Ч т е н и е   т е к с т а.

Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сон арбуза в треугольнике разреза.

Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердце виной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водой.

(Б. Пастернак)

 

Определить тему и стиль текста. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.

Повторное чтение текста учащимися. Написание изложения с сохранением характерных для данного стиля языковых средств.

 

4. Домашнее задание.

Представьте себе, что вам подарили щенка. Напишите письмо другу. Поделитесь своей радостью. Постарайтесь описать щенка. В каком речевом стиле должен получиться рассказ?

 

 

 

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (17 + 3)

 

Урок 5

Тема: Состав слова. § 5

ЦЕЛЬ: дать представление о том, что любая морфема — значимая часть слова. Научить определять значения приставки и суффикса. Формировать навыки разбора слова по составу и правописания безударных гласных в корне слова, отработать произношение лингвистических терминов по теме урока.

 

Ход урока

1. Орфографический диктант. Записать слова, объяснить их правописание. С 2—3 из них придумать предложения и записать в тетрадь.

Билет, концерт, автобус, вестибюль, гардероб, бинокль, аккомпанемент, искусственный, аплодировать, чувствовать.

К какой тематической группе можно отнести эти слова?

 

2. Работа по теме урока.

1) Чтение и анализ распечатанного текста (на место пропусков вставить цифры, обозначающие количество звуков, букв и слогов).

Из каких частей состоит слово убегать?

Можно по-разному ответить на этот вопрос. Один скажет, что в этом слове ... звуков, другой заметит ... букв, третий выделит ... слога, а четвертый обозначит в слове приставку у-, корень -бег-, суффикс -а- и окончание -ть. Кто же прав?

(Все ответы правильные, потому что в каждом слове можно выделить звуки, буквы и «строительные блоки» для слов — м о р ф е м ы. Морфем четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.)

2) Запись на доске и анализ состава слова поговорить. Вспомним порядок разбора по составу: постановка ударения; разделение на слоги вертикальной чертой, разделение на морфемы, учитывая условные обозначения (приставка , корень , суффикс  и окончание ).

Наблюдение: совпадают ли границы слогов и морфем в слове (границы слогов и морфем в слове могут не совпадать).

3) Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 5. Наблюдение за графическим оформлением морфем.

 

3. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 15. Учащиеся распределяют слова в три колонки в зависимости от места положения корня. Корень во всех словах графически обозначить, одинаковый ли смысл корень имеет в них?

Чтение правила об однокоренных словах на стр. 10.

К о м м е н т а р и й   у ч и т е л я: слова с одним и тем же корнем пишутся одинаково независимо от ударения.

2) Запись под диктовку.

Горе, горевать, горный, горцы. Чем различаются эти слова? Укажите среди них однокоренные слова к слову гора. Сделайте вывод. (У однокоренных слов корень имеет одно и то же лексическое значение.)

3) Работа с текстом. (Текст записан на доске или распечатан для каждого ученика.)

Серый кот потянулся, взглянул на меня и удивленно мяукнул. После этого он обошел комнату и заглянул в мои сапоги. Там было пусто и темно. Кот снова мяукнул и начал тереться о мои ноги. Пушистая его шкурка едва слышно потрескивала.

Я погладил его. Кот заурчал от наслаждения.

(К. Паустовский)

 

Прочитать текст и выписать из него в столбик глаголы. По ходу записи учащиеся выделяют в глаголах корень, обозначают его графически, к каждому глаголу подбирают однокоренное слово, в котором гласная корня является ударной. Попутно делается вывод о способе проверки безударной гласной корня.

4) Упр. 17 (по заданию учебника).

5) Записать глаголы бежать, писать (упр. 18). Образовать от них новые слова при помощи приставок. Какую же роль приставки и суффиксы играют в образовании слов? В ы в о д: приставки и суффиксы — значимые морфемы. С их помощью можно образовывать новые слова.

6). Поиграем. Упр. 21 (устно).

 

4. Домашнее задание.

§ 5, запомнить правило об однокоренных словах и графическое обозначение морфем. Упр. 22.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»

Тематическое планирование в 5 классе



№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание


План

Факт



Язык и общение

2+1


1

Язык и человек

Знакомство с учебником, работа с терминами, выполнение упражнений, творческая работа с учебником

1

02.09




2

Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке

Знакомство с материалом учебника (с. 3-8), с памятками, выполнение упражнений, словарная работа, просмотр презентации

1

03.09




3

Р.р Стили речи

Словарная работа, поиск информации с помощью компьютера, приобретение навыка формулирования запросов и опыта использования ПК; освоение базовых понятий лингвистики: ситуация речевого общения, стили речи;

развитие способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; работа с невербальными средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения

1

06.09




















Повторение изученного в начальных классах

17 + 3


4

Звуки и буквы

Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, транскрибирование слов, самостоятельная работа

1

07.09




5

Орфограмма

Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, выполнение упражнений; освоение базовых понятий лингвистики: орфограмма, морфема.

1

08.09




6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Извлечение информации из различных источников (учебник, компакт-диски учебного назначения), работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; выделение морфем; обозначение орфограммы


1

09.09




7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; графическая работа с морфемами; обозначение орфограммы


.

1

10.09




8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Работа по учебнику, словарный диктант, проверочная тестовая работа, выполнение упражнений из учебника, работа со словарём


1

13.09










9

Буквы и,у,а после шипящих

Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала, словарная работа, творческая работа

1

14.09




10

Разделительные Ъ и Ь

Работа по учебнику, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа

1

15.09




11

Раздельное написание предлогов с другими словами

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, составление рассказа по рисунку

1

16.09




12

Р.р. 1 Текст

Работа по учебнику, работа с текстами, написание изложения от 3-го лица по данному плану

1

17.09




13

Части речи

Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, словарная работа

1

20.09




14

Глагол

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа по иллюстрациям, составление мини-текста в жанре сказки

1

21.09




15

-Тся и -ться в глаголах

Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам

1

22.09




16

Р.р. Тема текста.

Работа по картине , словесное рисование, составление рабочего материала

1

23.09




17

Личные окончания глаголов

Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам

1

24.09




18

Имя существительное

Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное», выполнение упражнений на закрепление материала,

1

27.09




19

Имя существительное

Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное», выполнение упражнений на закрепление материала,

1

28.09




20

Имя прилагательное

Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление, словарная работа

1

29.09




21

Местоимение

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, творческая работа (упр. 112)

1

30.09




22

Р.р Основная мысль текста

Работа по материалу учебника, анализ текстов, написание сочинения-миниатюры

1

01.10




23

Контрольный диктант №1

Написание контрольного диктанта №1

1

04.10




Синтаксис. Пунктуация.

24+7


24

Синтаксис. Пунктуация

Знакомство с новыми понятиями, выполнение упражнений, составление предложений различной конструкции,

1

05.10









25

Словосочетание.

Работа по таблице, практическая работа, проверочная работа, выполнение тестовых заданий

1

06.10




26

Разбор словосочетания

Определение главных слов в словосочетании, составление схем словосочетаний

1

07.10




27

Предложение. Грамматическая основа.

Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий

1

08.10




28

Р.р. 6 Сжатое изложение (обучающее)

Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки), составление памятки для краткого изложения текста, работа над изложением


1

18.10




29

Виды предложения по цели высказывания

Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений

1

19.10




30

Восклицательные предложения

Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений

1

20.10




31

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений и тестов

1

21.10




32

Сказуемое. Анализ сочинения

Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений и тестовых заданий

1

22.10




33

Тире между подлежащим и сказуемым

Работа по материалу учебника и по таблице, составление памятки, выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме

1

25.10




34

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, словарная работа

1

26.10




35

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений

1

27.10




36

Определение

Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, творческая работа

1

28.10




37

Обстоятельство.

Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, конструирование предложений по заданным схемам

1

29.10




38

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению № 1 «Памятный день» (упр. 157)

Работа по материалу учебника, составление памятки, творческая работа

1

01.11




39

Р.р. Написание контрольного сочинения № 1 «Памятный день» (упр. 157)

Написание сочинение

1

02.11









40

Предложения с однородными членами.

Работа по таблице и по материалу учебника, выполнение упражнений, составление схем, словарная работа

1

03.11




2 ЧЕТВЕРТЬ (39)


41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, проверочная работа

1

05.11




42

Предложения с обращениями

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по данным схемам, творческая работа

1

08.11




43

Р.р. 9 Письмо (упр.225)

Работа по материалу учебника, составление памятки, творческая работа

1

09.11




44

Синтаксический разбор простого предложения

Составление памятки, синтаксический разбор предложения, выполнение упражнений, самостоятельная работа

1

10.11




45

Пунктуационный разбор простого предложения

Синтаксический, пунктуационный и орфографический разборы простого предложения; работа с тестами

1

11.11




46

Простые и сложные предложения.

Анализ предложений, работа по таблице и материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений

1

12.11




47

Р.Р. Обучающее сочинение по картине Решетникова«Мальчишки»

Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа

1

15.11







48

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения; анализ орфограмм и пунктограмм; работа с учебником и тестами

1

16.11




49

Прямая речь. Знакомство с косвенной речью

Работа по материалу учебника, по таблице, выполнение упражнений, конструирование предложений по схемам

1

17.11




50

Диалог. Повторение изученного.

Выполнение тренировочных упражнений, работа с тестами, самостоятельная работа

1

18.11




51

Р.Р. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Этикетные диалоги.»

Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение упражнений.

1

19.11




52

Составление текста на тему « Телефонный разговор

Творческая работа

1

22.11




53

Повторение изученного.

Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Выполнение заданий различного уровня и содержания, проверочная работа

1

29.11




54

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Контрольная работа

1

30.11




Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

11+3




25.11

55

Фонетика. Гласные звуки

Знакомство с новыми понятиями, работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений

1

01.12









56

Согласные звуки.

Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа

1

02.12




57

Изменение звуков в потоке речи

Знакомство с новыми понятиями, работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений

1

03.12




58

Согласные твёрдые и мягкие

Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа

1

06.12




59

Р.р. Повествование (упр.283)

Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа

1

07.12




60

Согласные звонкие и глухие

Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа

1

08.12




61

Графика. Алфавит

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа со словарями

1

09.12




62

Р.р. Описание предмета (упр.302)

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений из учебника, словарная работа, описание предмета (коллективная работа), просмотр презентации

1

10.12










63

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

Работа по материалу учебника, словарная работа, практическая работа, словарный диктант

1

13.12




64

Двойная роль букв е,ё,ю,я. Словарный диктант

Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений, самостоятельная работа по определению количества букв и звуков в словах

1

14.12




65

Орфоэпия. Анализ словарного диктанта

Словарная работа по орфоэпии, выполнение упражнений из учебника, работа со словарями, лингвистическая игра

1

15.12




66

Фонетический разбор слова

Знакомство с порядком фонетического разбора слов, выполнение заданий, связанных с применением знаний по фонетике, проверочная работа

1

16.12




67

Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика». Проверочное тестирование по теме «Фонетика»

Практическая работа, фонетический разбор слов, орфоэпический диктант. Выполнение тестовых заданий

1

17.12




68

Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.323)

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём

1

20.12











Лексика

6+ 2


69

Слово и его лексическое значение

Фонетический разбор слов, выполнение заданий по лексике

1

21.12




70

Однозначные и многозначные слова

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём

1

22.12




71

Прямое и переносное значение слова

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём

1

23.12




72

Омонимы

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём

1

24.12




73

Синонимы.

Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём

1

27.12




74

Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368)

Рассмотрение картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», работа по вопросам упр.358, словесное рисование, составление плана написания сочинения

1

28.12




75

Антонимы. Повторение изученного.

Выполнение упражнений на применение полученных знаний

1

29.12




76

Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375)


Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375)


1

30.12








Морфемика. Орфография

18+ 4


77

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами

1

10.01




78

Окончание

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами

1

11.01




79

Основа слова

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами

1

12.01




80

Корень слова.

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа

1

13.01




81

Р.р. Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…» (упр.390)

Составление памятки написания сочинения в жанре письма, анализ текстов эпистолярного жанра, творческая работа

1

14.01




82

Р.р. Рассуждение (упр.402)

Составление памятки написания сочинения-рассуждения, анализ текстов, творческая работа

1

17.01




83

Суффикс

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов

1

18.01




84

Приставка

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов

1

19.01







85

Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.420)

Составление памятки написания выборочного изложения, анализ текста, творческая работа

1

20.01




86

Чередование звуков. Анализ изложения

Морфемный разбор слов, выполнение упражнений, самостоятельная работа

1

21.01




87

Беглые гласные

Повторение пройденного материала, морфемный разбор слов, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме

1

24.01




88

Варианты морфем

Работа по таблице, словарная работа, практическая работа, работа по перфокартам, выполнение заданий различного содержания на применение изученного правила

1

25.01




89

Морфемный разбор слова

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа, работа с тестами по теме

1

26.01




90

Правописание гласных и согласных в приставках

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме

1

27.01




91

Буквы з и с на конце приставок.

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа

1

28.01










92

Буквы з и с на конце приставок.

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа

1

31.01





93

Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-.

Словарный диктант

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме

1

01.02




94

Буквы о-а в корне -раст- - -рос-

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа с тестами по теме

1

02.02




95

Буквы ё-о после шипящих в корне

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа

1

03.02




96

Буквы и-ы после ц.

Словарный диктант

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме

1

04.03




97

Повторение

Работа с тестами, словарный диктант

1

07.02




98

Р.р. 21 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень» (упр.470)

Устная и письменная работа по картине

1

08.02








Морфология. Орфография.

69


Имя существительное

17+4


99

Самостоятельные и служебные части речи.

Работа по материалу учебника, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи», выполнение упражнений на закрепление знаний по теме урока

1

09.02




100

Имя существительное как часть речи

Определение морфологических и синтаксических признаков имени существительного. Описание картины.

1

10.02




101

Р.р. Доказательства в рассуждении (упр.484)

Работа над алгоритмом доказательства: составление тезиса, аргументов, примеров, вывода.

1

11.02




102

Р.Р. Контрольное сочинение №2 по теме «Почему нужно беречь книгу»

Написание контрольного сочинения

1

14.02




103

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения

Работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение упражнений

1

15.02




104

Имена существительные собственные и нарицательные

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений, словарная работа, творческая работа, самостоятельная работа

1

16.02




105

Р.р.24 Сжатое изложение (упр. 513)

Устная и письменная работа над изложением с изменением лица

1

17.02






106

Род имён существительных

Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант), работа с тестами

1

18.02




107

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант)

1

28.02




108

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений

1

01.03




109

Три склонения имён существительных

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений

1

02.03




110

Падеж имён существительных

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа

1

03.03




111

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа

1

04.03




112

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа.

1

07.03




113

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа

1

09.03




114

Р.р. Изложение (упр.547). Контрольное изложение №2

Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения

1

10.03




115

Множественное число имён существительных. Анализ изложения

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий

1

11.03




116

Множественное число имён существительных. Анализ изложения

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий

1

14.03







117

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, работа по перфокартам

1

15.03




118

Морфологический разбор имени существительного.

Знакомство с порядком морфологического разбора существительных, выполнение упражнений, проверочная работа

1

16.03




119

Повторение изученного.

Проверочная работа

Повторение материала по контрольным вопросам на с. 223, выполнение заданий на повторение материала различного содержания и сложности. Проверочная работа


1

17.03











Имя прилагательное

9+3


120

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант

1

18.03




121

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант

1

21.03




122

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами

1

22.03




123

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами

1

23.03




124

Прилагательные полные и краткие

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений

1

24.03









125

Прилагательные полные и краткие

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений

1

25.03




126

Морфологический разбор имени прилагательного

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений, словарный диктант (правописание мягкого знака после шипящих)

1

28.03




127

Обобщение изученного по теме Прилагательные полные и краткие

Работа с тестами, словарный диктант, распределительный диктант

1

29.03




128

Контрольный диктант №3

Диктант с грамматическим заданием

1

30.03




129

Анализ диктанта. Р.р. Описание животного (упр.587)

, по вопросам упражнения 587

1

31.03




130

Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598)


Работа по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598),

Создание черновых заметок

1

01.04




131

Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

( упр.600)

Работа над сочинением-описанием по упражнению 600

1

11.04












Глагол

25+ 3


132

Глагол как часть речи. Анализ диктанта

Повторение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи», выполнение упражнений

1

12.04




133

Не с глаголами

Выполнение упражнений по теме урока, самостоятельная работа, словарная работа

1

13.04




134

Р.р.30 Рассказ (упр.619)

Работа по материалу учебника, составление рассказа по сюжетным картинкам, творческая работа

1

14.04





135

Неопределённая форма глагола

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа

1

15.04




136

Неопределённая форма глагола

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа

1

18.04





137

Правописание –тся и –ться . Словарный диктант

Работа по материалу учебника, практическая работа, объяснительный диктант, словарная работа

1

19.04





138

Виды глагола

Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа

1

20.04










139

Виды глагола

Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа

1

21.04




140

Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа

Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам

1

22.04




141

Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа

Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам

1

25.04




142

Р.р.31-32 Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.652)

Работа по материалу учебника, анализ текстов, словесное рисование

1

26.04




143

Время глагола

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, проверочная работа

1

27.04




144

Прошедшее время

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа

1

28.04




145

Настоящее время

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа

1

29.04




146

Будущее время

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, работа по перфокартам, компьютерное тестирование, словарная работа

1

02.05




147

Спряжение глаголов.

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами

1


03.05




148

Спряжение глаголов.

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами

1

04.05




149

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами

1

05.05




150

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами

1

06.05




151

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами

1

10.05




152

Морфологический разбор глагола

Знакомство с порядком морфологического разбора глагола, выполнение упражнений, самостоятельная работа

1

11.05




153

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений

1

12.05




154

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений

1

13.05







155

Употребление времён

Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением в жанре спортивного репортажа

1

16.05




156

Повторение изученного.


Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением

1

17.05




157

Повторение изученного.


Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением

1

17.05




158

Контрольное тестирование № 1

Контрольное тестирование № 1

1

18.05




159

Р.р Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»(упр.701)

Анализ ошибок, составление устного рассказа по картине, создание черновых материалов сочинения

1

19.05




160

Р.р Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»(упр.701)

Редактирование черновых материалов сочинения

1

20.05





Повторение и систематизация изученного

8+2


161

Разделы науки о языке

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

23.05




162

Р.Р Сочинение (упр.717)


Составляют рабочие материалы к сочинению-рассказу.

1

24.05




163

Р.Р Сочинение (упр.717)


Пишут сочинение-рассказ.

1

25.05




164

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

26.05




165

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

26.05




166

Орфограммы в окончаниях слов

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

27.05





167

Орфограммы в окончаниях слов

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

27.05




168

Употребление букв ь и ъ.


Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

30.05




169

Употребление букв ь и ъ.


Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами

1

30.05




170

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, синтаксический разбор предложений, работа с тестами

1

31.05




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!