Гостяева Л.Н.
Дата проведения: 28.11.2023
Тема: Приставки и предлоги
Цель: различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность учащихся в приобретении навыков распознавать предлоги и приставки; способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока; содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные: содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию у детей умений общаться;
Развивающие: содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий; создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррецию учебной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию умения распознавать предлоги и приставки правильно употреблять их в речи и письме.
Метапредметные: учить, на основе практических задач, делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: учить воспринимать смысл предъявляемого текста.;
Коммуникативные УУД: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в паре;
Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; учить, на основе практических задач, делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
Пусть осень нам прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- И пусть наш урок пройдет под девизом:
Не говори: «Не умею»,
А говори: «Научусь!»
2. Минутка чистописания.
- Начнём наш урок с минутки чистописания.
Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие.
- Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради число, классная работа.
Почему выполнить не можете задание? Пропущены слова. Догадайтесь, какие слова я пропустила?
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги. )
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ПРЕДЛОГИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
- Хорошо, Возьмите тетрадь. …ложите на парту, возьмите ручку, …пишите в тетради число, классная работа.
- Теперь всё правильно? (Нет, пропустили приставки). КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ПРИСТАВКИ?
- Сегодня мы работаем с буквами Пп
Пп
по про под при
- Оцените на полях свою работу на минутке чистописания.
3. Постановка темы и целей урока.
Посмотрите внимательно на сочетания букв. Что написано? (предлоги и приставки)
-Какая тема нашего урока? (Предлоги и приставки)
-Так приставки или предлоги? Решение проблемы.
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог?
- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги).
- А цель нашего урока – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.
- Чем являются данные сочетания букв, если рассматривать их в слове? (Приставками.)
- Ребята, а что называется приставкой? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словами пишется слитно.)
- Как найти в слове приставку? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
- Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ХОД и запишите эти слова. (Поход, проход, подход, приход.)
- Выделите корень и приставку. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените работу соседа.
- Что такое предлог? (Предлог – это часть речи. Предлоги со словами пишутся отдельно. Предлог служит для связи слов в предложении. Предлоги не употребляются с глаголами.)
4. - Прочитайте предложение, записанное на доске.
(Под) солнцем (под)солнух красивый (под)рос.
- Какую работу можно выполнить с предложением? (Списать, раскрывая скобки, выделить основу предложения, указать части речи)
- Как понять, где в скобках предлоги, а где приставки? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос, предлоги не употребляются с глаголами.)
Выполнение работы, проверка. ( ученики у доски ), оценивание на полях.
5. Работа в парах. (карточка )
- Для каждого слова из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите в тетради, приставки выделить, предлоги подчеркнуть.
(с)мёл (по)парку
(на)шли (с)крыльца
(по)гулял (под)потолок
(в)ходить (в)класс
(под)прыгнул (по)дороге
(по)ехал (на)поляне
Проверка, оценивание. ( по слайду)
Физминутка.
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА- – зарядку завершать.
-Как пишутся предлоги со словами? Почему? Как пишутся приставки? Почему?
6. Работа по учебнику
С. 108 упр. 185 самостоятельное выполнение задания. Взаимопроверка.
Упр. 187
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель ставили на уроке? Как считаете, мы её достигли?
- Какие открытия для себя сделали?
- Чем различаются предлоги и приставки?
9. Д/з
С. 109 упр. 189