СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме Правописание гласных на конце наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока русского языка в 4 классе по теме Правописание гласных на конце наречий

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме Правописание гласных на конце наречий»

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Ядовина Людмила Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4» г. Курска

Тема: Правописание гласных на конце наречий

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Образовательные технологии:  обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология игровых методов; исследовательские методы; здоровье сберегающие технологии.

ЭОР: презентация

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок.

работа по карте «Город НАРЕЧИЙ»

- Что мы уже знаем о наречиях?

Игра «Ручеёк»


2. Актуализация знаний:

- Прочитайте пословицу «Выучишь правило – выполнишь ….. задание»

Запишите пословицу, вставив слово.

- Какое слово пропущено? (верно, правильно)

- Какой частью речи оно является? (наречие)

- К какому слову относится наречие в нашей пословице? На какой вопрос отвечает?

- Каким членом предложения является слово «верно» в пословице?

Работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм

- Замените фразеологизм наречием:

  • Рукой подать (близко)

  • За тридевять земель (далеко)

  • Положа руку на сердце (честно)

  • В два счета (легко)

  • На вес золота (дорого)

Самопроверка.

- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)


3. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений

- Настало время познакомиться с темой урока.

- Какие орфограммы, встретились при написании наречий? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные)


- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

- Какую цель и задачи поставим перед собой?

Сформулируйте задачи, используя глаголы (повторять, изучать, применять).

- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий.


4. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений)

- Вы будете совершать свои открытия в группах.

- Наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

(Слова: близко, далеко, честно, редко, дорого, вправо, влево, направо, набело, запросто, засветло, издалека, изредка, дополна, докрасна, слева, снова)

1 группа: Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика? (нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

2 группа: Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика? (есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа: Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика? (есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа: Распределить по столбикам слова сух_, досух_, насух_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

5 группа: Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа: Определите общее между наречиями каждого столбика. Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Подсказки (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Ответы докладчиков.

5. Составление алгоритма действий по правилу

- Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

- От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

- Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

- Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

- Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)


6. Физминутка


7. Применение правила

Работа по учебнику:

- Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

- Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

- Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)


8*. Составление предложений/ Рефлексия

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)

- Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

- Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо».

- Прочитать по 1 предложению (по желанию)


9. Подведение итогов

- Вспомним, какие задачи ставили на урок. Достигли?

- Какую тайну открыли?

- Переверните свой треугольник и оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).

- Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

*****

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

- Посмотрите на слова «известно» и «доверчиво». Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.


10. Домашнее задание

1) с.69 упр.4 (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

2) * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов «известно» и «доверчиво» (по желанию)

3) Работать в Веб-Грамотее


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!