СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Правописание гласных на конце наречий". Начальная школа XXI века.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс. Тема урока: "Правописание глассных на конце наречий". Урок по учебнику С.В.Иванова.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Правописание гласных на конце наречий". Начальная школа XXI века.»

Тема: Правописание гласных на конце наречий

Тип урока: Открытие нового знания.

УМК «Начальная школа XXI века»

Вид урока: урок - исследование

Цель урока: Создание условий для усвоения правописания гласных на конце наречий.

Задачи:

1.Образовательные: Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Устанавливать связь написания суффиксов с приставками. Фиксировать (графически обозначать) условие выбора гласных на конце наречий. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Составлять слова в соответствии с предложенными моделями. Понимать информацию, представленную в виде схемы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

2 Развивающие: Развивать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах, способность к самооценке. Развивать умение сопоставлять , выделять существенные признаки ,

3.Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу, любовь к своему краю.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, развитие самостоятельности.

Метапредметные

  • Коммуникативные

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (работа в паре).

  • Регулятивные

уметь принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность действий, самостоятельно оценивать результат своих действий; осуществлять самоконтроль и взаимный контроль

  • Познавательные

самостоятельно ставить цель и формулировать тему урока после определения причины затруднения, структурировать знания; преобразовывать информацию в знаково-символическую, развивать исследовательские умения учащихся.

  • Предметные

познакомиться с правилом написания гласных на конце наречий; научиться устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками; закрепить умение устанавливать место и тип орфограммы в слове, соблюдать алгоритм действий при выборе буквы.

Оборудование: ноутбук, проектор. маркерная переносная доска, маркер.

Материал к уроку: презентация, учебник Русский язык 4 класс Ч.2; рабочая тетрадь №2; приставки и суффиксы, памятка «Критерии оценки».

Раздаточный материал: карточки для работы в парах , карточки для работы в группах, оценочный лист



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности. (1 слайд)


Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает быстрое включение детей в деятельность.

На сегодняшнем уроке мы должны показать, что умеем работать дружно и слажено. Наши гости должны увидеть, что вы умеете учиться.

Готовятся к активной учебно - познавательной деятельности.

2

Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.






  1. Повторение изученного.

Откройте тетради, проверим домашнее задание с помощью кроссворда.(2 слайд)

1 Найдите антоним к слову «слабо»- 2Найдите синоним к слову «смело»- 3. Замените фразеологизм «работать засучив рукава» наречием- 4.Следующее слово имеет тот же корень, что и у слова «волшебник» -

5.Это слово тоже связано с волшебником, но корень у него другой- (или в это слово так и хочется вставить непроизносимую «т», но нельзя.)

6.Этим словом мы выражаем свой восторг- (или Замените фразеологизм «глаз не оторвать» наречием)

7.Какие слова ещё не вписали в кроссворд? Как вы думаете какое из них я должна вписать? Почему?

У.: Что объединяет все эти слова?

Что вы знаете о наречии?

А какое стихотворение вы учили на занятиях кружка «Занимательная грамматика»?

У.: Молодцы, вы вспомнили все выученные вами правила о наречии.

1.сильно

2.отважно

3.хорошо

4. волшебно

5. чудесно

6. красиво

7.(высоко, холодно, интересно)9 букв или нам нужна буква «е», чтобы получить слово «наречие»

Это наречия

Наречие – это часть речи. Наречие отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Наречие не изменяется, а значит, не имеет окончания

Всем известно, что наречие

Постоянная часть речи.

Оно не изменяется.

Его вопросы без труда

Можно выучить всегда

Где?Откуда7Как7Куда7

Почему7Зачем? Когда?


3

Задание на пробное действие (карточка – 1)


Возьмите карточку, прочитайте наречия, вставьте пропущенные суффиксы, объясните свой выбор. (сл. 3)

Редк_, издавн__, изредк__, налев__, слев__, вправ_, досыт_, занов_, затемн_

(Дети выполняют задание)

4

Выявление места и причины затруднения.


Прочитайте, какие буквы вставили и объясните почему.

Редко – суффикс о, так как наречие образовано от качественного прилагательного редкий. В остальных словах обосновать свой выбор не могу.



5

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Исходя из затруднений, какую цель для нашего урока вы можете поставить?


Узнать правописание суффиксов –о/-а в наречиях, научиться правильно писать новые суффиксы. (слайд 4,).

6

Сообщение темы урока


Сформулируйте тему исходя из цели урока

(Запишите тему в тетрадь)

У.: В каком разделе мы сегодня работаем и почему.

У.: Сегодня каждый сам оценит свою работу. В течении урока вы будете вносить в оценочный лист свои результаты и самостоятельно подведёте итог.

У.: Еще раз вернемся к цели нашего урока:

Как достичь поставленной цели?

Правописание суффиксов –о/-а в наречиях. (слайд 5,). Мы работаем в разделе правописание, т.к. учимся правильно писать гласную на конце наречий.

Узнать правописание суффиксов –о/-а в глаголах, научиться правильно писать новые суффиксы.

Надо построить план открытия новых знаний.

7

Составление плана открытия новых знаний

В какой последовательности будем работать?


План: Выбрать ключи к знаниям. Открыть новое знание. Записать его и проговорить. Потренироваться в применении нового знания. Выполнить самостоятельную работу и проверить по эталону. (слайд 6)

8

Реализация построенного проекта.

1.Выбор ключей к знаниям.


2.Открытие нового знания


3.Сравнение с эталоном



4.Краткая запись вывода

Возьмите карточку-2 и поработайте в парах Проведите наблюдения за написанием суффиксов в наречиях, найдите закономерность и сделайте выводы.

. (слайд 7)

Ребята, какие выводы вы сделали?

Вы сделали открытие. Какой следующий шаг?

В данной ситуации, где можно найти эталон?

Откройте учебник, найдите эталон и сравните с выводом.

. Теперь надо записать его кратко


Какую цель мы перед собой ставили и достигли ли мы ее?

.

Ученики работают в паре и делают вывод:

Если в наречии приставки с-, из-, до-, то пишется гласная –А. Если в наречии приставка в-, на-, за-, то пишем - О .

Если есть возможность, свое открытие надо сравнить с эталоном.

Эталон должен быть в учебнике: урок 92.

Мы сделали вывод правильно(2 ученика на маркерной доске, все- в тетрадях для правил)

С-

ИЗ-/ИС А

ДО-

В-

НА- О

ЗА-

Мы частично достигли цели: узнали какие суффиксы у наречий, но еще не научились применять правило.



9

Физкультминутка (для рук)


Какие встретили наречия? Есть среди них с приставками? Значит они не на наше правило.

Быстро мы капусту рубим. Ловко мы морковку трём.

Хорошо теперь посолим. И, конечно, разомнём

10

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи


Следующий этап работы – это тренировка. (слайд 8)

Упражнение 1, урок 92. Прочитайте и объясните задание.

. По –цепочке объясним выбор буквы.

(самопроверка по образцу,) (слайд 9)

Возьмите свой оценочный лист и внесите в него результат. Перед вами система оценки(А4 «5»- без ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2,3 ошибки)

. А теперь поработаем в парах. Упражнение 3. (слайд 10)

Прочитайте задание. Кому не понятно как выполнять упражнение? Кто может объяснить?

У.: Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. (слайд 11) Оцените, результат занесите в оценочный лист товарища.

Надо заменить транскрипцию буквенной записью дети объясняют выбор буквы слов 1 столбика, опираясь на правило, пишут у доски и параллельно в тетрадях, - 2 ст. – самостоятельно

Выполняют указания учителя: пишут, проверяют, оценивают



Работают в парах. Одну схему объясняет один, другую другой.


Проверяют и оценивают работа товарища

11

Физкультминутка.


Физминутка под осетинскую музыку и с показом красоты гор. (сочинила Бесолова Д)








(Глазки закройте, шашлычка поешьте, горной водичкой запейте и возвращайтесь в класс. Садитесь , продолжаем работать)


Раскинулся далёко наш Кавказ

Вершины гор пленяют глаз. (слайд 12)

Здесь ветры сильные шумят

И реки бурные кипят.

Идти нам в гору нелегко.

Ведь наши горы высоко.

А если ты наверх поднялся,

То видно очень далеко.

Тут мчится горная река

Быстро, шумно свысока.

Слева, справа снег лежит

Ярко солнышко блестит

Любит каждый ученик

Горный воздух и шашлык

12

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Какой следующий этап нашей работы?

Что необходимо знать чтобы выполнить самостоятельную работу без ошибок?

Откройте рабочие тетради на печатной основе (урок 92) выполните упр. № 1. (Дописать правило)

Проверяем

Какое правило о правописании суффиксов наречий мы будем применять в самостоятельной работе?

Надо выполнить самостоятельную работу и проверить по эталону. . (слайд 13)

Надо знать правило.

Суффикс –А- пишется у наречий, если они образованы с помощью приставок из-/-ис, до-, с-; –О – пишется у наречий, если они образованы с помощью приставок на-, за-, в-.

13

Задание для самостоятельной работы в листе самооценки


Распредели слова в два столбика в зависимости от выбора буквы, графически докажи свой выбор и выдели суффиксы:

Образец: засветло

1 вар. затемн__, издавн__, сначал__, досыт__, задолг__, дочерн__, запрост__, занов__, изредк__, наглух__, справ__, влев__, начист__, добел__


2 вар. налев__, направ__, дочист__, слев__, засветл__,докрасна__, вправ__, надолг__, дотемн__, искос__, досух__, снов__, набел__, наскор__,

У.: Проверьте свою работу по образцу(слайд 14)

Выполняя задание на листе самооценки, дети проверяют умение применять новое правило. Работают самостоятельно, затем выношу на экран. Проверяют по образцу и оценивают свою работу на листе самооценки

Эталон (на экране):

- О


- О

издавна

затемно

дочиста

налево

сначала

задолго

слева

направо

досыта

запросто

докрасна

засветло

дочерна

заново

дотемна

вправо

изредка

наглухо

искоса

надолго

справа

влево

досуха

набело

добела

начисто

снова

наскоро

Проверьте свою работу по образцу(слайд 14) Поднимите руку, кто справился с заданием?

Поднимите руку у кого были ошибки? Какие себе цели наметите?

Выполняя задание на листе самооценки, дети проверяют умение применять новое правило. Работают самостоятельно, Проверяют по образцу и оценивают свою работу на листе самооценки

Эталон (на экране):

Были ошибки, надо выучить правило и научиться его применять.


14

Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа в группах (слайд 15)


1гр Прочитать. Составить пословицу, объяснить правописание наречия и смысл пословицы. (Сначала аз да буки, а потом науки.)







У наречия суффикс -а, т к. приставка с-. Эту пословицу говорят, когда человек берётся за трудное дело не зная как это выполнить, ему говорят, что сначала нужно научиться.. Например, Сел мальчик решать примеры, а таблицу не выучил сделал много ошибок, ему можно сказать : «Сначала аз да буки, а потом науки» или посадил человек дерево, а оно засохло, потому, что неправильно посадил. Такому человеку можно сказать: «Сначала аз да буки, а потом науки».

2гр. Прочитать. Выбрать подходящие наречия. (наглухо, издалека, набело справа, слева) Вставить их в пословицу, объяснить правописание наречий и смысл пословицы. (Не всё ли равно, как взобраться на лошадь: справа или слева?)

У наречий суффикс -а, т к. приставка с-. Эту пословицу говорят, когда кто-то учит других, отстаивает своё мнение , спорит зря. Например, мы делали панно и стали спорить о том, как лучше расположить детали. Спорили долго, пока учитель нам не сказал: «Не всё ли равно, как взобраться на лошадь: справа или слева? Важен результат»

3гр. Прочитать. Составить пословицу, объяснить правописание наречия и смысл пословицы

(Досыта не накормили, но и голодом не уморили)

У наречия суффикс -а, т к. приставка до-. Эту пословицу говорят, когда человек делится с другим, даже тогда, когда у него чего- то мало. Например: У меня есть булочка, я делюсь с товарищами и говорю: «Досыта не накормлю, но и голодом не уморю» или мальчик забыл пенал, товарищ дал ему запасную ручку и выручил.


Включение в систему знаний и повторение.

2.Работа с предложением

Запись пословицы в тетрадь Рыбак рыбака видит издалека.

Предложение разобрать по членам и сделать синтаксический разбор.

Записывают, разбирают, объясняют. Эту пословицу говорят, когда встречаются люди с одинаковыми взглядами на жизнь или с одними интересами. Например, сидели ребята в классе, пришла Маша и принесла планшет с новой игрой. Те, кто любит и может в неё играть, сразу же окружили Машу, можно сказать, что «Рыбак рыбака видит издалека»

15

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

Достигли ли мы цели?

Над какой темой мы работали на уроке?

- Посмотрите свои листы самооценки и поставьте себе отметку

Сколько у нас «5», «4»?

Проанализируйте свою работу на уроке. Ответьте мысленно на вопросы (слайд 16)

  • С какими трудностями я столкнулся?

  • Как выходил из затруднений?

  • Какая работа на уроке понравилась больше всего?

  • Какие проблемы остались?

  • Какие цели поставил(а) на будущее?

У.: Кто хочет озвучить свои ответы?

Узнать правописание гласных на конце наречий и научиться их писать.

Да достигли. Мы узнали как и когда пишутся суффиксы –а- и –о- в наречиях.

Тема нашего урока была «Правописание гласных на конце наречий».

дети ставят себе отметку


16

Домашнее задание

(слайд 17)

Обязательное задание: С.68 выучить пр., с 69,№ 5 у.

т. с.13, №3

Для желающих: Творческое задание: подобрать 3 пословицы с наречиями. Объяснить их смысл.

Записывают д/з





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!