I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. - Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку? | Демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Языковая разминка | Словарный диктант. Подчеркните орфограммы, графически обозначьте условия их выбора. Дешёвая мебель, холщовые чехлы, шёлковые занавески, озорной галчонок, в красной кумачовой рубашонке, шотландская овчарка, плюшевый мишка, освещённая свечой, лишённая крова, раздаётся шорох, вазочка с шоколадом. - Какие виды орфограмм встречаются в словосочетаниях? - Попробуйте сгруппировать эти орфограммы по видам (ё –о после букв шипящих в корне, о–е после букв шипящих в суффиксах прилагательных, причастий, о–е после букв шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, непроверяемая буква гласного). - Какие виды можно объединить по сходству условий выбора написаний? Как можно назвать группу этих видов орфограмм? (Буквы ё–о–е после шипящих в разных частях слова разных частей речи). - Как называется вид орфограммы в оставшихся словах? (Непроверяемое написание, которое нужно запомнить). | Под диктовку учителя ученики записывают словосочетания. Отвечают на вопросы поставленные учителем. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Анализировать, классифицировать, строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Владеть связной монологической речью. 2. Использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. |
III. Введение в тему урока с актуализацией изученного | - Откройте учебник на стр. 40. Вычлените ключевые слова в названии темы урока. Сформулируйте вопросы, которые предстоит рассмотреть на уроке. Давайте вместе попробуем составить план урока. План записывается на доске или выводится на слайде для проверки. Что такое «часть речи». Самостоятельные и служебные части речи. Признаки разных частей речи (постоянные, непостоянные). Морфологический разбор. Нахождение частей речи в тексте. | Определяю тему урока по названию параграфа 8 учебника (стр. 40). Составляют план урока вместе с учителем. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Определять содержание урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
IV. Развитие и совершенствование учебно-языковых и речевых умений (практикум). | - Ребята откройте учебник на стр. 43, выполним упр. 66. На основе данных вопросов и ваших ответов составим схему (один ученик работает у доски). Составим план морфологического разбора слова. Структура морфологического разбора: Часть речи Начальная форма Морфологические признаки: Постоянные. Непостоянные. Синтаксическая роль в предложении. - А теперь выполним упр. 59 по группам. Первая группа выписывает из теста имена существительные, вторая – имена прилагательные, третья – глаголы, четвертая – местоимения. - На основе данного упражнения составим таблицу, в которой укажем часть речи, вопрос, на который отвечает данная часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки (постоянные, непостоянные), синтаксическая роль. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь выполним упр. 60 (самостоятельно). Дополнительное задание по вариантам: 1 вариант делает морфологический разбор слова «розах», 2 вариант – морфологический разбор слова «жалеть», 3 вариант – слово «молодой». | Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя. Работают у доски и самостоятельно. | Коммуникативные УУД 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 3. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. 2. Производить отбор и систематизацию материала. Регулятивные УУД 1. Работать по плану. 2. Корректировать свою деятельность, сверяя с образцом. 3. Находить и исправлять ошибки. Личностные результаты Стремление к речевому совершенствованию, успешной коммуникации. |
V. Итог урока. | – Чему учились, над чем работали на уроке? – Сравните с планом урока. – Что ещё предстоит сделать, какие вопросы рассмотреть? – Оцените свою работу в группе (оценки обсуждаются на основе алгоритма самооценки). | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение (строят монологическую речь). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |