СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по русскому языку

 

 

 

Группа № 1-3                                                     Дата проведения: 04.02.2022 г.

 

Профессия: Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Преподаватель: Шапиева Дженев Шапиевна.

Дисциплина: Русский язык

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола.»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма проведения: лекция-беседа, занятие-практикум.

Цель урока: 

а) образовательная: развитие речи, мышления; обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод. ОК 1, ОК 2, ОК 3.

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу; воспитать усидчивость, уважение к окружающим. ЛР 5, ЛР 7, ЛР 11.

 

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные:

  • осознают эстетическую ценность русского языка как части культуры русского народа;
  • владеют умением анализировать свою деятельность, стремятся к речевому самосовершенствованию.

2. Метапредметные;

- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно определяют тему, выделяют и формулируют познавательную цель и задачи урока;

- доказывают правильность своих суждений, делают выводы.

3. Предметные:

- различают глагол среди других самостоятельных частей речи;

- знают общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола;

- правильно употребляют глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- умеют выполнять морфологический разбор глагола.

Способы проверки знаний: фронтальный опрос, задания группе.

Основные понятия: глагол, морфологические признаки глагола (возвратность, переходность, вид глагола, спряжение).

Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

- по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;

- по степени взаимодействия преподавателя с обучающимися: беседа, изложение;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, обобщающий.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме занятия, выполненная преподавателем.

Оснащение урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

 

 

Этапы урока:

 

1. Организационный этап. 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной

деятельности учащихся. 10 мин.

3. Обобщение и систематизация знаний. 33 мин.

4. Диагностика усвоенного материала, обсуждение допущенных

ошибок и их коррекция. 30 мин.

5. Информация о домашнем задании. 2 мин.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин.

 

 

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Преподаватель:

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места! Я очень рада вас видеть! Желаю вам хорошего рабочего настроения и надеюсь, что вашими помощниками на занятии окажутся внимание, находчивость и смекалка! Кто сегодня отсутствует? Откройте свои тетради, запишите число.

2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Преподаватель:

-Перед вами четверостишие поэта 20 века Зинаиды Гиппиус. Давайте его прочитаем!

У каждого свои волшебные слова.

Они как будто ничего не значат,

Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –

И сердце засмеётся и заплачет.

З. Гиппиус

- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Культуры речи, человеческого общения.

Преподаватель:

- Актуальна ли она сегодня?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Да, так как русский язык нуждается в защите от ненормативной лексики, жаргонизмов, варваризмов.

Преподаватель:

- Какова основная мысль этих строк?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Общение зависит от культуры каждого человека.

Преподаватель:

- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом.

Преподаватель:

- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Глаголы, их 6.

Преподаватель: Верно! Теперь, я думаю, вы догадались, о какой части речи мы будем говорить?!

Предполагаемый ответ учащихся:

-О глаголе!

Преподаватель:

-Молодцы! Запишите, пожалуйста, тему занятия: ““Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола” (слайд 1). Ребята, скажите, вы впервые встречаетесь с данной темой? Она новая для вас?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Нет, мы изучали данную тему в школе.

Преподаватель:

- Тогда я вам предлагаю самостоятельно сформулировать цель и задачи сегодняшнего занятия! (слайд 2)

Предполагаемый ответ учащихся:

  • Цель - обобщить (вспомнить, повторить) и систематизировать знания о глаголе как части речи.
  • Задачи: 1. Дать понятие о глаголе; 2. Вспомнить морфологические и синтаксические признаки глагола; 3. Повторить правописание суффиксов и окончаний глаголов, правописание НЕ с глаголами; 4. Выполнить морфологический разбор глаголов.

Преподаватель:

- Ребята, вы отлично справились с этой задачей! Эпиграфом к нашему занятию послужат высказывания А.Н. Толстого и А.К. Югова: (слайд 3)

1.”Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе” (А.Н. Толстой)

2. “Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие”.

Ребята, как вы понимаете данные высказывания?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Глагол - очень важная часть речи. Без глагола невозможно построить диалог, передать свои мысли и чувства.

Преподаватель:

- Вы правы, ребята! Среди других частей речи по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительного). Прочитайте, пожалуйста, стихотворение А.А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” и ответьте на вопрос: “ В чем заключается своеобразие данного текста”? (слайд 4)

Предполагаемый ответ учащихся:

- В стихотворении Фета нет ни одного глагола.

Преподаватель:

- Молодцы! Вы очень внимательные! Действительно, для данного стихотворения характерна полная безглагольность. Передать свои мысли, чувства, эмоции, не используя глаголы - очень сложная задача, но А.А. Фет, великий мастер слова, с ней справился! Я надеюсь, что и вы справитесь с поставленными задачами!

 

3. Обобщение и систематизация знаний.

Беседа по вопросам:

1. Сформулируйте определение глагола. Что такое “Инфинитив”? Каковы признаки инфинитива? (слайд 5)

2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола? (слайд 6)

3. Какие виды глаголов вам известны? Как определить вид глагола? (слайд 7)

4. Как отличить переходные глаголы от непереходных? (слайд 8)

5. Как определить возвратность глагола? (слайд 9)

6. Что называется “Спряжением”? Чем спряжение отличается от склонения? Сколько спряжений в русском языке? Какие глаголы относятся к первому спряжению? Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (слайд 10)

7. Сколько наклонений глагола существует в русском языке? Назовите их. В чем их отличие? (слайд 11)

8. Перечислите времена глагола, приведите примеры. (слайд 12)

9. Как определить лицо, род и число глагола? (слайды 13, 14, 15)

10. Как пишется частица НЕ с глаголами? (слайд 16)

11. Какие суффиксы пишутся в глаголах: советовать, приказывать? Сформулируйте правило: когда в глаголах пишутся суффиксы -ова, -ева, а когда -ыва, -ива? (слайд 17)

12. Что вы можете сказать о правописании Ь на конце глаголов? Приведите примеры! (слайд 18)

 

4. Диагностика усвоенного материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель:

- Ребята, если вам все понятно и у вас нет вопросов, предлагаю выполнить несколько заданий!

 

Задание №1. Замените глаголы в форме инфинитива глаголами в повелительном наклонении, определите спряжение глаголов: (слайды 20 - 21)

Приготовление жареных грибов.

Грибы очистить, промыть, нарезать соломкой, положить на разогретую сухую сковороду, прикрыть крышкой и жарить на среднем огне до тех пор, пока выпущенный грибами сок не выкипит почти полностью, затем посолить, добавить мелко нарезанный лук, подлить масло, перемешать и продолжать жарить на более умеренном огне до образования коричневого колера около 20 минут. После этого поперчить, посыпать мелко нарезанной зеленью укропа и петрушки, перемешать, прожарить 2-3 минуты, добавить сметану и довести ее до кипения.

 

Задание №2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ. (слайды 22-23)

  1. Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
  2. Кто упорно трудит(?)ся, у того все сбудет(?)ся.
  3. Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
  4. Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
  5. Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
  6. Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

 

Задание №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание. (слайды 24-25)

Санкционир...вать митинг, участв...вать в беседе, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение торфа, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

 

Задание №4. Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол: (слайды 26-27)

хвастаться

пускать пыль в глаза

загрустить

обвести вокруг пальца

думать

повесить нос

запомнить

сесть в калошу

испугаться

раздуть из мухи слона

бездельничать

душа в пятки ушла

преувеличивать

бить баклуши

обмануть

ломать голову

опозориться

Задание №5: Выполните морфологический разбор глаголов по схеме (слайд 19, 28):

  1. Картофель варится;
  2. Любишь фрукты;
  3. Поставь тарелку!
  4. Поговорим о рецептах;
  5. Хотеть счастья.

 

5. Информация о домашнем задании (слайд 29).

Преподаватель:

- Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание: выполнить морфологический разбор глаголов (попробуй салат, овощи тушатся).

 

6. Рефлексия деятельности.

Преподаватель:

-Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте еще раз вернемся к эпиграфу занятия. Согласны вы с высказываниями Толстого и Югова?

Проверили вы свои знания? Есть ли то, над чем стоит еще поработать? Понравилось ли вам занятие?

Выставление оценок.

- Занятие окончено, всем спасибо за работу! (слайд 30)

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола.»»

Методическая разработка открытого урока по русскому языку




Группа № 1-3 Дата проведения: 04.02.2022 г.


Профессия: Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Преподаватель: Шапиева Дженев Шапиевна.

Дисциплина: Русский язык

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола.»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма проведения: лекция-беседа, занятие-практикум.

Цель урока: 

а) образовательная: развитие речи, мышления; обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод. ОК 1, ОК 2, ОК 3.

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу; воспитать усидчивость, уважение к окружающим. ЛР 5, ЛР 7, ЛР 11.


Планируемые результаты обучения:

1. Личностные:

  • осознают эстетическую ценность русского языка как части культуры русского народа;

  • владеют умением анализировать свою деятельность, стремятся к речевому самосовершенствованию.

2. Метапредметные;

- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно определяют тему, выделяют и формулируют познавательную цель и задачи урока;

- доказывают правильность своих суждений, делают выводы.

3. Предметные:

- различают глагол среди других самостоятельных частей речи;

- знают общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола;

- правильно употребляют глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- умеют выполнять морфологический разбор глагола.

Способы проверки знаний: фронтальный опрос, задания группе.

Основные понятия: глагол, морфологические признаки глагола (возвратность, переходность, вид глагола, спряжение).

Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

- по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;

- по степени взаимодействия преподавателя с обучающимися: беседа, изложение;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, обобщающий.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме занятия, выполненная преподавателем.

Оснащение урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.



Этапы урока:


1. Организационный этап. 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной

деятельности учащихся. 10 мин.

3. Обобщение и систематизация знаний. 33 мин.

4. Диагностика усвоенного материала, обсуждение допущенных

ошибок и их коррекция. 30 мин.

5. Информация о домашнем задании. 2 мин.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин.



Ход занятия:

1. Организационный этап.

Преподаватель:

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места! Я очень рада вас видеть! Желаю вам хорошего рабочего настроения и надеюсь, что вашими помощниками на занятии окажутся внимание, находчивость и смекалка! Кто сегодня отсутствует? Откройте свои тетради, запишите число.

2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Преподаватель:

-Перед вами четверостишие поэта 20 века Зинаиды Гиппиус. Давайте его прочитаем!

У каждого свои волшебные слова.

Они как будто ничего не значат,

Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –

И сердце засмеётся и заплачет.

З. Гиппиус

- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Культуры речи, человеческого общения.

Преподаватель:

- Актуальна ли она сегодня?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Да, так как русский язык нуждается в защите от ненормативной лексики, жаргонизмов, варваризмов.

Преподаватель:

- Какова основная мысль этих строк?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Общение зависит от культуры каждого человека.

Преподаватель:

- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?

Предполагаемый ответ учащихся:

-Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом.

Преподаватель:

- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Глаголы, их 6.

Преподаватель: Верно! Теперь, я думаю, вы догадались, о какой части речи мы будем говорить?!

Предполагаемый ответ учащихся:

-О глаголе!

Преподаватель:

-Молодцы! Запишите, пожалуйста, тему занятия: ““Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола” (слайд 1). Ребята, скажите, вы впервые встречаетесь с данной темой? Она новая для вас?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Нет, мы изучали данную тему в школе.

Преподаватель:

- Тогда я вам предлагаю самостоятельно сформулировать цель и задачи сегодняшнего занятия! (слайд 2)

Предполагаемый ответ учащихся:

  • Цель - обобщить (вспомнить, повторить) и систематизировать знания о глаголе как части речи.

  • Задачи: 1. Дать понятие о глаголе; 2. Вспомнить морфологические и синтаксические признаки глагола; 3. Повторить правописание суффиксов и окончаний глаголов, правописание НЕ с глаголами; 4. Выполнить морфологический разбор глаголов.

Преподаватель:

- Ребята, вы отлично справились с этой задачей! Эпиграфом к нашему занятию послужат высказывания А.Н. Толстого и А.К. Югова: (слайд 3)

1.”Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе” (А.Н. Толстой)

2. “Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие”.

Ребята, как вы понимаете данные высказывания?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Глагол - очень важная часть речи. Без глагола невозможно построить диалог, передать свои мысли и чувства.

Преподаватель:

- Вы правы, ребята! Среди других частей речи по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительного). Прочитайте, пожалуйста, стихотворение А.А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” и ответьте на вопрос: “ В чем заключается своеобразие данного текста”? (слайд 4)

Предполагаемый ответ учащихся:

- В стихотворении Фета нет ни одного глагола.

Преподаватель:

- Молодцы! Вы очень внимательные! Действительно, для данного стихотворения характерна полная безглагольность. Передать свои мысли, чувства, эмоции, не используя глаголы - очень сложная задача, но А.А. Фет, великий мастер слова, с ней справился! Я надеюсь, что и вы справитесь с поставленными задачами!


3. Обобщение и систематизация знаний.

Беседа по вопросам:

1. Сформулируйте определение глагола. Что такое “Инфинитив”? Каковы признаки инфинитива? (слайд 5)

2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола? (слайд 6)

3. Какие виды глаголов вам известны? Как определить вид глагола? (слайд 7)

4. Как отличить переходные глаголы от непереходных? (слайд 8)

5. Как определить возвратность глагола? (слайд 9)

6. Что называется “Спряжением”? Чем спряжение отличается от склонения? Сколько спряжений в русском языке? Какие глаголы относятся к первому спряжению? Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (слайд 10)

7. Сколько наклонений глагола существует в русском языке? Назовите их. В чем их отличие? (слайд 11)

8. Перечислите времена глагола, приведите примеры. (слайд 12)

9. Как определить лицо, род и число глагола? (слайды 13, 14, 15)

10. Как пишется частица НЕ с глаголами? (слайд 16)

11. Какие суффиксы пишутся в глаголах: советовать, приказывать? Сформулируйте правило: когда в глаголах пишутся суффиксы -ова, -ева, а когда -ыва, -ива? (слайд 17)

12. Что вы можете сказать о правописании Ь на конце глаголов? Приведите примеры! (слайд 18)


4. Диагностика усвоенного материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель:

- Ребята, если вам все понятно и у вас нет вопросов, предлагаю выполнить несколько заданий!


Задание №1. Замените глаголы в форме инфинитива глаголами в повелительном наклонении, определите спряжение глаголов: (слайды 20 - 21)

Приготовление жареных грибов.

Грибы очистить, промыть, нарезать соломкой, положить на разогретую сухую сковороду, прикрыть крышкой и жарить на среднем огне до тех пор, пока выпущенный грибами сок не выкипит почти полностью, затем посолить, добавить мелко нарезанный лук, подлить масло, перемешать и продолжать жарить на более умеренном огне до образования коричневого колера около 20 минут. После этого поперчить, посыпать мелко нарезанной зеленью укропа и петрушки, перемешать, прожарить 2-3 минуты, добавить сметану и довести ее до кипения.


Задание №2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ. (слайды 22-23)

  1. Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.

  2. Кто упорно трудит(?)ся, у того все сбудет(?)ся.

  3. Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.

  4. Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.

  5. Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.

  6. Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.


Задание №3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание. (слайды 24-25)

Санкционир...вать митинг, участв...вать в беседе, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение торфа, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.


Задание №4. Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол: (слайды 26-27)

хвастаться

пускать пыль в глаза

загрустить

обвести вокруг пальца

думать

повесить нос

запомнить

сесть в калошу

испугаться

раздуть из мухи слона

бездельничать

душа в пятки ушла

преувеличивать

бить баклуши

обмануть

ломать голову

опозориться

Задание №5: Выполните морфологический разбор глаголов по схеме (слайд 19, 28):

  1. Картофель варится;

  2. Любишь фрукты;

  3. Поставь тарелку!

  4. Поговорим о рецептах;

  5. Хотеть счастья.


5. Информация о домашнем задании (слайд 29).

Преподаватель:

- Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание: выполнить морфологический разбор глаголов (попробуй салат, овощи тушатся).


6. Рефлексия деятельности.

Преподаватель:

-Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте еще раз вернемся к эпиграфу занятия. Согласны вы с высказываниями Толстого и Югова?

Проверили вы свои знания? Есть ли то, над чем стоит еще поработать? Понравилось ли вам занятие?

Выставление оценок.

- Занятие окончено, всем спасибо за работу! (слайд 30)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!