СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Число имен существительных" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предоставлена технологическая карта как обобщенно-графическое выражение современного урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Число имен существительных" 3 класс»

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»

Учитель: Артемьева О.И.

Тема урока. Число имен существительных.

Учебник: «Русский язык» /В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»)

Педагогическая цель

Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам.

Тип, вид урока

усвоение новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные)

- находить в тексте имена существительные;

- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; распределять объекты в группу по общему признаку; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять, вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности)

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый

Основное содержание темы, понятия и термины

Единственное и множественное числа имени существительного

Образовательные ресурсы

Текст учебника, презентация, карточки




Ход урока.

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения


I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.















Слайд 1

Начинается урок,

Он пойдет, конечно, впрок,

Если будете внимательны,

Все поймете обязательно

– Проверим готовность к урок





Слайд 2

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

На минутке чистописания сегодня будете писать






Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочего места.











Записывают число, Классная работа.

Пишут предложенные учителем буквы в соединении элементами от букв



Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам


































Наблюдение




































II.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

Фронтальная беседа























Работа в парах

Слайд 3

 - Начнём знакомство с темой урока с загадки.

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла …. (зима)

- Найдите в загадке существительные. Назовите их. (Во дворе, лужи, день, позёмка, дома, зима)





- Имена существительные запишите в тетрадь в два столбика, разделив их на две группы, работая в паре. (1) Лужи, дома. 2) Во дворе, день, позёмка, зима.)

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (В одной группе имена существительные обозначают один предмет, а в другой группе – несколько предметов)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предмет? (Во множественном числе)

- Сформулируйте тему урока.



Слайд 4.

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

(снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки и т.п.)

 - Молодцы! Вы назвали много ассоциаций со словом зима. А давайте посмотрим, какие слова нам приготовила Зима.



 - Давайте прочитаем слова: снежинка, морозить, сковать, сосулька, снег, сугроб, коньки, вьюга.

- Найдите лишние слова. ( Морозить, сковать.)

- Почему? (Все имена существительные, а морозить и сковать, – глаголы.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Что ещё вы можете сказать об именах существительных? (Все записанные имена существительные неодущ., нариц.)













Учащиеся называют имена существительные из загадки.



Учащиеся записывают в два столбика имена существительные к себе в тетрадь, работая в паре.

Отвечают на вопросы учителя.





















Учащиеся называют слова











Учащиеся читают по цепочке; отвечают на вопросы учителя




















Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы



































Учатся фантазировать, развивают образное мышление





Обогащается словарный запас учащихся






















Наблюдение. Вопросы и ответы

Учителя

































Наблюдение. Вопросы и ответы


III. Работа по теме урока


Фронтальная работа





































































































Самостоятельная работа

Слайд 5.



Игра «А у вас?»

(Цель игры: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: - У меня карандаш? (показываю карандаш)

- А у вас? (У нас карандаши)

(Показываю яблоко, конфету, тетради, картину, книги))

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.



Слайд 6.

Работа по учебнику - с. 20, упр.28

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?



Пчела – пчёлы

Учитель – учителя

Озеро – озёра

Деревня – деревни



- Как определить в каком числе употребляется каждое имя существительное?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите имена существительные 1 столбика. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания.

















С. 20, рубрика «Вспомните»











Слайд 7.



С. 21, упражнение 29.



(Самостоятельное выполнение. Самопроверка)

- Какие изменения произошли со словами?





- Прочитайте распространённое предложение, которое вы написали.








Учащиеся называют слова и объясняют.

























Учащиеся читают слова, записанные в столбики



Рассуждения детей - одни и те же предметы, один корень.

Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания



Запись на доске по цепочке и записи в тетради с указанием числа у имён существительных, выделение окончаний.



Читает 1 учащийся, остальные следят по учебнику.

Обсуждение прочитанного.





Учащиеся выполняют самостоятельно.



После выполнения осуществляют самопроверку.



Читают составленное предложения 3-4 учащихся







Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа



























Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы

























































Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы














Наблюдение учителя



































































































Наблюдение. Вопросы и ответы


IV. Физминутка.



- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: шарф, шарфы страна, страны, улицы, улица, снеговик, снеговики, загадки, загадка, земля, горы, сугробы, метели.)


Обогащается словарный запас учащихся



Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа


V. Закрепление изученного материала.











1. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.









































2. Работа с орфографическим словарём.




Фронтальная работа











Работа в паре















































Самостоятельная работа

Слайд 8



- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)





-Сейчас вам предстоит работать в паре.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Над вставленными именами существительными напишите число.



«Земля укрыта огромным белоснежным ______. Сосны и _____накинули снежные_____, а тоненькие березы укутали свои ________ серебристым пледом. Тихо вокруг. Не слышно ни _________. Только на полянке видны _________ редких прохожих.

(Слова для справок: покрывалом, ели, шубы, веточки, звука, следы)»

- Проверяем выполненное задание. Оцените свою работу.





Работа по учебнику - с. 21, упр. 31

(Самостоятельное выполнение. Проверка)




Ответы учащихся















Учащиеся берут карточку и начинают работать в паре

























Учащиеся оценивают свои работы (самооценка)







2-3 учащихся зачитывают записанные слова, обсуждение и оценивание работ учащихся учителем



















Формируются умения вставлять по смыслу имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч



Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа




















Наблюдение учителя


VI. Рефлексия














Фронтальная работа

Слайд 9



- Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К. И. Чуковского.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

- Выпишите в два столбика: 1 - имена существительные, которые употреблены в единственном числе; 2 - имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Выделите окончания

- Как изменяются имена существительные? (по числам)

- Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (Окончание).







Учащиеся записывают слова на доске (по цепочке), также ведётся запись в тетрадях.

























Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы.









Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа



VII. Подведение итогов урока



- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?



Слайд 9



А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Если вам урок понравился, работалось на уроке легко, вы правильно и быстро выполняли все задания и не испытывали никаких трудностей – прикрепите на веточку белую снежинку.

А если вам что - то не понравилось, или вы испытывали трудности на уроке – прикрепите голубую снежинку.

 - Посмотрите, какая красивая веточка у нас получилась. Надеюсь, она оставит у вас приятное воспоминание о нашем уроке.

Мне очень понравилось с вами работать.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы.


Диалог

VIII.Домашнее задание.



с. 21, Упр. 32

Записывают в дневники домашнее задание

Планируют выполнение задания

Даёт развернутое объяснение





Золотухина Людмила Вениаминовна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!