I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку. | | Слайд 1 Начинается урок, Он пойдет, конечно, впрок, Если будете внимательны, Все поймете обязательно – Проверим готовность к урок Слайд 2 Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». На минутке чистописания сегодня будете писать | Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочего места. Записывают число, Классная работа. Пишут предложенные учителем буквы в соединении элементами от букв | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | Наблюдение |
II.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | Фронтальная беседа Работа в парах | Слайд 3 - Начнём знакомство с темой урока с загадки. Во дворе замёрзли лужи, Целый день позёмка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла …. (зима) - Найдите в загадке существительные. Назовите их. (Во дворе, лужи, день, позёмка, дома, зима) - Имена существительные запишите в тетрадь в два столбика, разделив их на две группы, работая в паре. (1) Лужи, дома. 2) Во дворе, день, позёмка, зима.) - По какому признаку вы разделили слова на группы? (В одной группе имена существительные обозначают один предмет, а в другой группе – несколько предметов) - В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе) - В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предмет? (Во множественном числе) - Сформулируйте тему урока. Слайд 4. - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом зима? (снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки и т.п.) - Молодцы! Вы назвали много ассоциаций со словом зима. А давайте посмотрим, какие слова нам приготовила Зима. - Давайте прочитаем слова: снежинка, морозить, сковать, сосулька, снег, сугроб, коньки, вьюга. - Найдите лишние слова. ( Морозить, сковать.) - Почему? (Все имена существительные, а морозить и сковать, – глаголы.) - Запишите имена существительные к себе в тетрадь. - Что ещё вы можете сказать об именах существительных? (Все записанные имена существительные неодущ., нариц.) | Учащиеся называют имена существительные из загадки. Учащиеся записывают в два столбика имена существительные к себе в тетрадь, работая в паре. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся называют слова Учащиеся читают по цепочке; отвечают на вопросы учителя | Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся фантазировать, развивают образное мышление Обогащается словарный запас учащихся | Наблюдение. Вопросы и ответы Учителя Наблюдение. Вопросы и ответы |
III. Работа по теме урока | Фронтальная работа Самостоятельная работа | Слайд 5. Игра «А у вас?» (Цель игры: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе. Ход игры: - У меня карандаш? (показываю карандаш) - А у вас? (У нас карандаши) (Показываю яблоко, конфету, тетради, картину, книги)) - Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет. Слайд 6. Работа по учебнику - с. 20, упр.28 - Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре? Пчела – пчёлы Учитель – учителя Озеро – озёра Деревня – деревни - Как определить в каком числе употребляется каждое имя существительное? - Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам? - Спишите имена существительные 1 столбика. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания. С. 20, рубрика «Вспомните» Слайд 7. С. 21, упражнение 29. (Самостоятельное выполнение. Самопроверка) - Какие изменения произошли со словами? - Прочитайте распространённое предложение, которое вы написали. | Учащиеся называют слова и объясняют. Учащиеся читают слова, записанные в столбики Рассуждения детей - одни и те же предметы, один корень. Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания Запись на доске по цепочке и записи в тетради с указанием числа у имён существительных, выделение окончаний. Читает 1 учащийся, остальные следят по учебнику. Обсуждение прочитанного. Учащиеся выполняют самостоятельно. После выполнения осуществляют самопроверку. Читают составленное предложения 3-4 учащихся | Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы | Наблюдение учителя Наблюдение. Вопросы и ответы |
IV. Физминутка. | | - Я буду называть сущ. ед. числа и мн. ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки. - Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики. ( Слова: шарф, шарфы страна, страны, улицы, улица, снеговик, снеговики, загадки, загадка, земля, горы, сугробы, метели.) | | Обогащается словарный запас учащихся Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа | |
V. Закрепление изученного материала. 1. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ. 2. Работа с орфографическим словарём. | Фронтальная работа Работа в паре Самостоятельная работа | Слайд 8 - А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.) -Сейчас вам предстоит работать в паре. - Возьмите карточку. - Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Над вставленными именами существительными напишите число. «Земля укрыта огромным белоснежным ______. Сосны и _____накинули снежные_____, а тоненькие березы укутали свои ________ серебристым пледом. Тихо вокруг. Не слышно ни _________. Только на полянке видны _________ редких прохожих. (Слова для справок: покрывалом, ели, шубы, веточки, звука, следы)» - Проверяем выполненное задание. Оцените свою работу. Работа по учебнику - с. 21, упр. 31 (Самостоятельное выполнение. Проверка) | Ответы учащихся Учащиеся берут карточку и начинают работать в паре Учащиеся оценивают свои работы (самооценка) 2-3 учащихся зачитывают записанные слова, обсуждение и оценивание работ учащихся учителем | Формируются умения вставлять по смыслу имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | Наблюдение учителя |
VI. Рефлексия | Фронтальная работа | Слайд 9 - Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К. И. Чуковского. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле. - Выпишите в два столбика: 1 - имена существительные, которые употреблены в единственном числе; 2 - имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Выделите окончания - Как изменяются имена существительные? (по числам) - Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (Окончание). | Учащиеся записывают слова на доске (по цепочке), также ведётся запись в тетрадях. Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | |
VII. Подведение итогов урока | | - Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе? Слайд 9 А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Если вам урок понравился, работалось на уроке легко, вы правильно и быстро выполняли все задания и не испытывали никаких трудностей – прикрепите на веточку белую снежинку. А если вам что - то не понравилось, или вы испытывали трудности на уроке – прикрепите голубую снежинку. - Посмотрите, какая красивая веточка у нас получилась. Надеюсь, она оставит у вас приятное воспоминание о нашем уроке. Мне очень понравилось с вами работать. | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | | Диалог |