СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Число имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  в 3 классе "Число имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Число имен существительных"»

Тема: Число имён существительных (28.01.2019)

Цель: формировать умения определять число имён существи­тельных, изменять их по числам.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

II. Мотивация к учебной деятельности

— Прочитайте слова.

Реки, река, мост, мосты, лес, леса.  Какой частью речи являются все эти слова? (имена существительные)

— Разделите их на две группы. (1) Река, мост, лес; 2) реки, мо­сты, леса.)

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В пер­вой группе имена существительные обозначают один пред­мет, а во второй группе — несколько предметов.)

— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе.)

— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (Во множественном числе.)

— Сформулируйте тему урока.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

III. Открытие нового знания

Вопрос от умного совёнка

Как вы думаете, имена существительные единственного числа могут стать именами существительными множественного числа? А наоборот? (могут)

Давайте проверим вашу теорию.

1. Наблюдения над изменением имён существительных по числам

(Учитель показывает один предмет (например, карандаш), учащиеся записывают. Затем показывает несколько этих же пред­метов, учащиеся записывают.)

— Сравните записанные слова. Чем они похожи? (Обозначают одинаковые предметы.)

— Чем отличаются эти слова друг от друга? (Обозначают раз­ное количество предметов, имеют разные окончания.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 28 (с. 20).

- Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

- Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свой ответ.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Как изменяются имена существительные? (По числам.)

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет.)

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Несколько предметов.)

- Что изменяется у существительного при изменении по чис­лам? (Окончание.)

- Приведите примеры.

Упр. 29 (с. 21).

(Коллективное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

Упр. 30 (с. 21).

- Прочитайте стихотворение.

- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

- Найдите сравнения. Прочитайте.

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют число.)

V. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

А теперь посмотрите на экран. Исправьте ошибки в выделенных именах существительных. Обозначьте их число. Запишите текст к себе в тетрадь, комментируя выполнение задания.

Лёд идёт.

Наступила весна. Ребята бегут к речке.

По реке идёт льды. Бурлит и шумит тёмная воды. Льдина на льдину находят.

На большой льдинах плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.


Работа по учебнику

Упр. 31 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте пары имён существительных, которые вы вы­писали.

- Прочитайте предложение, которое вы составили.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Юмористический тест «Проверь свой характер»

Попробуйте узнать, какие вы заботливые, щедрые, внимательные или ленивые и большие любители самих себя, чем других. Вставьте вместо точек слова из скобок в конце каждого предложения.


Я беру себе …, …, а сестре отдаю …, … (конфеты, кашу, игрушки, учебники). Я рву для себя …, …, а для подруги …, … (одуванчик, розы, гладиолусы, крапиву). Я мою …, …, а маме оставляю мыть …, … (чашку, кастрюли, сковородки, ложку).


VI. Рефлексия

— Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К.И. Чуковского.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

— Выпишите сначала имена существительные, которые упо­треблены в единственном числе, а затем — во множествен­ном. Выделите окончания.

— Как изменяются имена существительные? (По числам.)

— Что изменяется у существительного при изменении по чис­лам? (Окончание.)

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чем отличаются имена существительные -в единствен­ном числе от имён существительных во множественное, числе?

Домашнее задание

Упр. 32 (с. 21).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!