СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 6 класс "Переходные и непереходные глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка 6 класса "Глаголы переходные и непереходные". В презентации представлены все основные этапы стандартного урока в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 6 класс "Переходные и непереходные глаголы"»

Поэтическая пятиминутка Что люб..тся , чем дыш..тся, Душа чем наша полн..тся, То в голосе услыш..тся, То в песенке припомн..тся. А мы спо..м о Родине, С которой столько связано, С которой столько пройдено Хорошего и разного! Тяжелое забуд..тся, Хорошее остан..тся. Что с Родиною сбуд..тся, То и с народом стан..тся.

Поэтическая пятиминутка

Что люб..тся , чем дыш..тся,

Душа чем наша полн..тся,

То в голосе услыш..тся,

То в песенке припомн..тся.

А мы спо..м о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжелое забуд..тся,

Хорошее остан..тся.

Что с Родиною сбуд..тся,

То и с народом стан..тся.

Поэтическая пятиминутка Что люб ит ся (2), чем дыш ит ся (2), Душа чем наша полн ит ся (2), То в голосе услыш ит ся (2, искл.), То в песенке припомн ит ся (2). А мы спо ем (1) о Родине, С которой столько связано, С которой столько пройдено Хорошего и разного! Тяжелое забуд ет ся (1), Хорошее остан ет ся (1). Что с Родиною сбуд ет ся (1), То и с народом стан ет ся (1).

Поэтическая пятиминутка

Что люб ит ся (2), чем дыш ит ся (2),

Душа чем наша полн ит ся (2),

То в голосе услыш ит ся (2, искл.),

То в песенке припомн ит ся (2).

А мы спо ем (1) о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжелое забуд ет ся (1),

Хорошее остан ет ся (1).

Что с Родиною сбуд ет ся (1),

То и с народом стан ет ся (1).

Повторим изученное -Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему? -Назовите глаголы особого спряжения? -Почему их отнесли в разряд особых?

Повторим изученное

-Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?

-Назовите глаголы особого спряжения?

-Почему их отнесли в разряд особых?

Понаблюдаем вместе! Его нет дома, пошёл гулять собаку. Няня гуляет ребёнка только по будним дням. - Возможно ли таким образом построить данные высказывания? -  Какие слова «режут» слух? - Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов? - Как исправить эти ошибки? В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы

Понаблюдаем вместе!

  • Его нет дома, пошёл гулять собаку.
  • Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

-  Какие слова «режут» слух?

- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

- Как исправить эти ошибки?

  • В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
Понаблюдаем вместе! - Таким образом построить данные высказывания нельзя. - Глаголы «гулять», «гуляет». - Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога. - Поставить существительное при глаголе в нужном падеже. Его нет дома, пошёл гулять с собакой . Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.

Понаблюдаем вместе!

- Таким образом построить данные высказывания нельзя.

- Глаголы «гулять», «гуляет».

- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога.

- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.

  • Его нет дома, пошёл гулять с собакой .
  • Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы

Цель Знать: критерий переходности-непереходности глаголов;               Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.

Цель

Знать:

  • критерий переходности-непереходности глаголов;              

Уметь:

  • различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
  • развивать речь учащихся.

Десятое апреля. Классная работа.

Десятое апреля.

Классная работа.

Познакомьтесь с правилом  Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.   Все остальные глаголы являются непереходными.   Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога :    брал (что?)  книгу  (в.п.),            встречать (кого?)  его  (в.п.)  

Познакомьтесь с правилом

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.  Все остальные глаголы являются непереходными.  Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога

брал (что?)  книгу  (в.п.),          

встречать (кого?)  его  (в.п.)  

Познакомьтесь с правилом При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже :     1) при отрицании:    не купил (чего?)  хлеба  (р.п.),    не выпить (чего?)  молока  (р.п.);       2) при указании на часть предмета:    отрезал (чего?)  сыру  (р.п.),              нарвать (чего?)  цветов  (р.п.)  

Познакомьтесь с правилом

  • При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже  1) при отрицании:  не купил (чего?)  хлеба  (р.п.),  

не выпить (чего?)  молока  (р.п.);     2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?)  сыру  (р.п.),            

нарвать (чего?)  цветов  (р.п.)  

Понаблюдаем вместе! Запишите слова  ОБЛИВАТЬ , СМОТРЕТЬ , СТУЧАТЬ , добавляя к ним суффикс -ся. Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся ? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

Понаблюдаем вместе!

  • Запишите слова  ОБЛИВАТЬ , СМОТРЕТЬ , СТУЧАТЬ , добавляя к ним суффикс -ся.
  • Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся ?
  • В чём особенность возвратных глаголов?
  • Действие возвращается на предмет, который его производит.
  • Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
  • Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
  • Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Сделаем вывод Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся , образуются возвратные глаголы.  Они всегда непереходные !   Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся .

Сделаем вывод

  • Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся , образуются возвратные глаголы.  Они всегда непереходные !   Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся .
Распределительный диктант Распределить глаголы на 2 группы.  Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)  Переходные  Непереходные  озарить душу  нервничать по пустякам  околдовать слушателей  заразиться гриппом  не помнить себя(отриц.)  подойти к двери  запросить сто рублей  увлекаться спортом  углубить знания  служить Отечеству  рассказать сказку  бороться за мир

Распределительный диктант

  • Распределить глаголы на 2 группы.  Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)

Переходные Непереходные

озарить душу

нервничать по пустякам

околдовать слушателей

заразиться гриппом

не помнить себя(отриц.)

подойти к двери

запросить сто рублей

увлекаться спортом

углубить знания

служить Отечеству

рассказать сказку

бороться за мир

Практические задания Задание 1 Выберите переходные глаголы   Сидеть, командовать, почистить, удерживать,  вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.   Задание 2 Выберите непереходные глаголы   Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть   гриппом, чувствовать обиду, прыгать на батуте, придумать головоломку, напевать песню,  гордится успехом, заниматься музыкой, вышивать узор.

Практические задания

Задание 1

Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать, 

вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить. 

Задание 2

Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть 

гриппом, чувствовать обиду, прыгать на

батуте, придумать головоломку, напевать песню, 

гордится успехом, заниматься музыкой,

вышивать узор.

Практические задания Задание 3 Выберите из предложений переходные глаголы 1.  Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает  снежинки за мошкару.  2. Трещат кузнечики  в тихом вечернем воздухе. 3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка 4. За морем заря погасает, сливается с синею далью.  5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой. 6. Только гудение пчел нарушало безмолвие.  7. Может, гномы строят царские хоромы? 

Практические задания

Задание 3

Выберите из предложений переходные глаголы

1.  Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает 

снежинки за мошкару. 

2. Трещат кузнечики  в тихом вечернем воздухе.

3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка

4. За морем заря погасает, сливается с синею далью. 

5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.

6. Только гудение пчел нарушало безмолвие. 

7. Может, гномы строят царские хоромы? 

Практические задания Задание 4 Выберите из предложений непереходные глаголы 1. С давних времен полюс притягивал к себе  отважных и дерзких путешественников.  2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.  3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.  4. Невдалеке я увидел ветхую избушку.  5. Пестрые суслики выползали из своих нор. 6. Грузчики и носильщики доставляют багаж  на пароход. 

Практические задания

Задание 4

Выберите из предложений непереходные глаголы

1. С давних времен полюс притягивал к себе 

отважных и дерзких путешественников. 

2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы

на юг, в Крым. 

3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев. 

4. Невдалеке я увидел ветхую избушку. 

5. Пестрые суслики выползали из своих нор.

6. Грузчики и носильщики доставляют багаж 

на пароход. 

Практические задания Задание 5 Выберите переходные глаголы  Принести воды, проспать охоту,  побежать на реку, купить слив,  кричит петух, не писать писем, искать кота, срубить елку, глядеть на звезды, скакать на лошади. 

Практические задания

Задание 5

Выберите переходные глаголы Принести воды, проспать охоту, 

побежать на реку, купить слив, 

кричит петух, не писать писем,

искать кота, срубить елку, глядеть на

звезды, скакать на лошади. 

Домашнее задание Выучить параграф 82 Выполнить упражнение 475

Домашнее задание

  • Выучить параграф 82
  • Выполнить упражнение 475


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!