Поэтическая пятиминутка
Что люб..тся , чем дыш..тся,
Душа чем наша полн..тся,
То в голосе услыш..тся,
То в песенке припомн..тся.
А мы спо..м о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжелое забуд..тся,
Хорошее остан..тся.
Что с Родиною сбуд..тся,
То и с народом стан..тся.
Поэтическая пятиминутка
Что люб ит ся (2), чем дыш ит ся (2),
Душа чем наша полн ит ся (2),
То в голосе услыш ит ся (2, искл.),
То в песенке припомн ит ся (2).
А мы спо ем (1) о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжелое забуд ет ся (1),
Хорошее остан ет ся (1).
Что с Родиною сбуд ет ся (1),
То и с народом стан ет ся (1).
Повторим изученное
-Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?
-Назовите глаголы особого спряжения?
-Почему их отнесли в разряд особых?
Понаблюдаем вместе!
- Его нет дома, пошёл гулять собаку.
- Няня гуляет ребёнка только по будним дням.
- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?
- Какие слова «режут» слух?
- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?
- Как исправить эти ошибки?
- В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
Понаблюдаем вместе!
- Таким образом построить данные высказывания нельзя.
- Глаголы «гулять», «гуляет».
- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.
- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.
- Его нет дома, пошёл гулять с собакой .
- Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
Переходные и непереходные глаголы
Цель
Знать:
- критерий переходности-непереходности глаголов;
Уметь:
- различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
- развивать речь учащихся.
Десятое апреля.
Классная работа.
Познакомьтесь с правилом
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными. Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога :
брал (что?) книгу (в.п.),
встречать (кого?) его (в.п.)
Познакомьтесь с правилом
- При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже : 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.),
не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.),
нарвать (чего?) цветов (р.п.)
Понаблюдаем вместе!
- Запишите слова ОБЛИВАТЬ , СМОТРЕТЬ , СТУЧАТЬ , добавляя к ним суффикс -ся.
- Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся ?
- В чём особенность возвратных глаголов?
- Действие возвращается на предмет, который его производит.
- Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
- Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
- Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Сделаем вывод
- Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся , образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные ! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся .
Распределительный диктант
- Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)
Переходные Непереходные
озарить душу
нервничать по пустякам
околдовать слушателей
заразиться гриппом
не помнить себя(отриц.)
подойти к двери
запросить сто рублей
увлекаться спортом
углубить знания
служить Отечеству
рассказать сказку
бороться за мир
Практические задания
Задание 1
Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать,
вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.
Задание 2
Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть
гриппом, чувствовать обиду, прыгать на
батуте, придумать головоломку, напевать песню,
гордится успехом, заниматься музыкой,
вышивать узор.
Практические задания
Задание 3
Выберите из предложений переходные глаголы
1. Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает
снежинки за мошкару.
2. Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе.
3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка
4. За морем заря погасает, сливается с синею далью.
5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.
6. Только гудение пчел нарушало безмолвие.
7. Может, гномы строят царские хоромы?
Практические задания
Задание 4
Выберите из предложений непереходные глаголы
1. С давних времен полюс притягивал к себе
отважных и дерзких путешественников.
2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы
на юг, в Крым.
3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.
4. Невдалеке я увидел ветхую избушку.
5. Пестрые суслики выползали из своих нор.
6. Грузчики и носильщики доставляют багаж
на пароход.
Практические задания
Задание 5
Выберите переходные глаголы Принести воды, проспать охоту,
побежать на реку, купить слив,
кричит петух, не писать писем,
искать кота, срубить елку, глядеть на
звезды, скакать на лошади.
Домашнее задание
- Выучить параграф 82
- Выполнить упражнение 475