1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание.) Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений). Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию). | -Сегодняшний урок- это не первое наше знакомство с глаголом. Вы уже многому научились и многое знаете по этой теме. Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните в нем глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов, определите грамматические признаки глаголов Тропинка продолжа..т..ся – Опять в траве теря..т..ся, Опять в овраг спуска..т..ся, И в поле вдруг конча..т..ся. Проверим ваши результаты: -Скажите пожалуйста, какое будет окончание во всех этих глаголах? -Почему? -Будем ли писать Ь в этих глаголах? -Почему? -Что общего в этих глаголах? -Какие грамматические признаки отметили в этих глаголах? -Проверим на слайде . Морфологические признаки глагола: Вид (совершенный и несовершенный) Переходность (переходный или непереходный) Возвратность (возвратный или невозвратный) Спряжение (I или II) Число (единственное или множественное) Время (прошедшее, настоящее, будущее) Лицо (1-е, 2-е, 3-е) Род (в прошедшем времени) - Все ли признаки назвали? – У нас возникло затруднение? – Какое затруднение возникло? – Почему возникло затруднение? -Могли бы вы его назвать? -Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока. - Какую вы поставите перед собой цель? | -ет гл.1 спр нет отвечают на вопрос Что делает?, т.е 3 л, ед.ч Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол -Спряжение, время, вид, число, род, нет Да. Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола . - Еще не изучали этот признак. Переходность. - Переходные и непереходные глаголы. - Научиться отличать переходные и непереходные глаголы. - Узнать: что такое переходность? -Почему так называется признак? -Правильно употреблять глаголы в речи. | К: взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника П: По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Р: Слушают в соответствии с целевой установкой. Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. Формулируют проблему (цель) урока. |
2.Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки). | - Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются? 1.везти санки увидеть мальчика написать письмо учу уроки 2.бродить по лесу стоять на носочках помогать маме руководить командой - Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока? -Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание на смысл слова. -Правильно. Вспомните, что обозначает глагол? -Значит, что должно переходить? -Действие кто выполняет? - Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. - Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет? - Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные в первой колонке? Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы? - Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы? Везти (что?) санки(сущ.) Увидеть (кого?) мальчика (сущ.) Увидеть (кого?) их (мест.) - Обратите внимание: ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол. - А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ глаголов действие не переходит прямо на предмет. -От непереходных глаголов мы можем задать вопросы КОГО? ЧТО? Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит. Бродить (что?) … опять ничего! - Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах? | - В обеих колонках словосочетания «глагол +существительное». Но в первой колонке все существительные в винительном падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов. -В одной колонке переходные глаголы, а в другой непереходные. - Что-то должно куда-то переходить. - глагол обозначает действие предмета. -Действие. - Предмет. - В первой колонке. - в винительном падеже без предлога. - в первой колонке переходные глаголы - переходные глаголы -нет -глаголы НЕПЕРЕХОДНЫЕ | Р: Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П:Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Владеют приемами отбора и систематизации материала. К:Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Обобщение структурных и семантических признаков понятия (цель: научить обобщать, делать выводы). | -Какие признаки переходности глаголов узнали? При определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание? -Попробуйте сформулировать, какие глаголы называются переходными? -Где мы можем проверить наше определение? - Обратимся к учебнику, проверим, совпадает ли полученное нами определение с книжным. | - Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному без предлога. Формулируют вывод из наблюдений. В учебнике. Читают определение в учебнике, сравнивают, анализируют и уточняют формулировки полученного и книжного определений. | |
3.Применение понятия на новом языковом материале (цель:закрепить понимание нового понятия). | -Указать переходные и непереходные глаголы. Для этого, пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм ло применению определения(по группам). Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля. -Сравним наши алгоритмы: 1)Найти глагол в предложении. 2)Определить, возвратный ли он.( да- непереход.) 3) Найти существительное (мест, числит.), которым он управляет. 4) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?). В.п. , любой другой, кроме В.п.- непереходный глагол 5) Установить, есть ли предлог. нет есть переходный непереходный глагол глагол -Пользуясь алгоритмом, определить переходность глаголов из стихотворения: Дома. Наулице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное – Домой так и тянет меня. | Учащиеся в группах составляют алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор. Учащиеся сравнивают составленный в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений Находят глаголы и определяют их переходность. | П:Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Р:Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров. К:Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы. |
4.Итог урока (цель: сформулировать новое знание) | Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? -От чего может зависеть переходность глаголов? - Как соотносятся категории переходности и возвратности? -Какие глаголы являются переходными? - Вспомним алгоритм определения переходности глагола. | Подводят итоги своей работы, называя понятия и способы действия при определении переходности. | Р:Соотносят цели и результаты своей деятельности. Определяют степень успешности работы. К:Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П:Владеют приемами отбора и систематизации материала. |
5.Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений | -С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки: Книгу переворошив, Намотай себе на ус - Все работы хороши, Выбирай на вкус! И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте. | Формулируют, какие умения они будут тренировать дома, знакомятся с заданием. -При выполнении задания буду тренировать умение находить переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. | Р: Создание алгоритма выполнения домашней работы. К:Осознанное использование речевых средств, умение точно и ясно выражать свои мысли. П:Построение логической цепи рассуждения. Умение применять полученные грамматические навыки в устной и письменной речи. |