СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка организации учебной деятельности в 6 классе на уроке русского языка по теме "Переходные и непереходные глаголы" с указанием УУД.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".»

Урок новых знаний.

(Урок-исследование).

Предмет: Русский язык.

Учитель: Кузнецова Л.Н.

Класс: 6.

Тема: Переходные и непереходные глаголы.

Тип урока: урок новых знаний.


Цели урока:

с точки зрения УУД:  формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия , по оформлению нового знания;

с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия «переходные и непереходные глаголы», обобщать их и формулировать определение понятия «переходность».

Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.

Метапредметные: формировать умение  видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.


Понятия:  глагол, переходность и непереходность, возвратность, прямое дополнение.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;  ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при усвоении материала урока;

Предметные: различать переходные и непереходные глаголы, использовать в своей речи.

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание.)

Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений).

Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию).


-Сегодняшний урок- это не первое наше знакомство с глаголом. Вы уже многому научились и многое знаете по этой теме.

Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните в нем глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов, определите грамматические признаки глаголов

Тропинка продолжа..т..ся –

Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,

И в поле вдруг конча..т..ся.

Проверим ваши результаты:

-Скажите пожалуйста, какое будет окончание во всех этих глаголах?

-Почему?

-Будем ли писать Ь в этих глаголах?

-Почему?


-Что общего в этих глаголах?






-Какие грамматические признаки отметили в этих глаголах?



-Проверим на слайде .

Морфологические признаки глагола:

  • Вид (совершенный и несовершенный)

  • Переходность (переходный или непереходный)

  • Возвратность (возвратный или невозвратный)

  • Спряжение (I или II)

  • Число (единственное или множественное)

  • Время (прошедшее, настоящее, будущее)

  • Лицо (1-е, 2-е, 3-е)

  • Род (в прошедшем времени)


- Все ли признаки назвали?



– У нас возникло затруднение?

– Какое затруднение возникло?

 


– Почему возникло затруднение?


-Могли бы вы его назвать?



-Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока.



- Какую вы поставите перед собой цель?



















-ет


гл.1 спр

нет


отвечают на вопрос Что делает?, т.е 3 л, ед.ч

Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол


-Спряжение, время, вид, число, род,



























нет



Да.

Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола .

- Еще не изучали этот признак.


Переходность.



- Переходные и непереходные глаголы.



- Научиться отличать переходные и непереходные глаголы.

- Узнать: что такое переходность?

-Почему так называется признак?

-Правильно употреблять глаголы в речи.



К:

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

П:

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.


Р:

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. Формулируют проблему (цель) урока.





2.Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки).

- Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются?

1.везти санки

увидеть мальчика

написать письмо

учу уроки


2.бродить по лесу

стоять на носочках

помогать маме

руководить командой


- Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока?


-Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание на смысл слова.


-Правильно. Вспомните, что обозначает глагол?


-Значит, что должно переходить?


-Действие кто выполняет?


- Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными.


- Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет?


- Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные

в первой колонке?

Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы?


- Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы?


Везти (что?) санки(сущ.)

Увидеть (кого?) мальчика (сущ.)

Увидеть (кого?) их (мест.)

- Обратите внимание:

ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.



- А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ глаголов действие не переходит прямо на предмет.

-От непереходных глаголов мы можем задать вопросы КОГО? ЧТО?


Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит.

Бродить (что?) … опять ничего!

- Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах?

- В обеих колонках словосочетания «глагол +существительное». Но в первой колонке все существительные в винительном падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов.



-В одной колонке переходные глаголы, а в другой непереходные.


- Что-то должно куда-то переходить.


- глагол обозначает действие предмета.


-Действие.


- Предмет.







- В первой колонке.




- в винительном падеже без предлога.



- в первой колонке переходные глаголы




- переходные глаголы















-нет








-глаголы НЕПЕРЕХОДНЫЕ


Р: Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.



 П:Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Владеют приемами отбора и систематизации материала.


 

К:Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.


Обобщение структурных и семантических признаков понятия (цель: научить обобщать, делать выводы).

-Какие признаки переходности глаголов узнали? При определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание?




-Попробуйте сформулировать, какие глаголы называются переходными?

-Где мы можем проверить наше определение?

- Обратимся к учебнику, проверим, совпадает ли полученное нами определение с книжным.



- Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному без предлога.

Формулируют вывод из наблюдений.


В учебнике.


Читают определение в учебнике, сравнивают, анализируют и уточняют формулировки полученного и книжного определений.


3.Применение понятия на новом языковом материале (цель:закрепить понимание нового понятия).

 -Указать переходные и непереходные глаголы. Для этого, пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм ло применению определения(по группам).

Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.

 


-Сравним наши алгоритмы:

1)Найти глагол в предложении.

2)Определить, возвратный ли он.( да- непереход.)

3) Найти существительное (мест, числит.), которым он управляет.

4) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).

В.п. , любой другой, кроме В.п.-

непереходный глагол

5) Установить, есть ли предлог.

нет есть

переходный непереходный

глагол глагол

-Пользуясь алгоритмом, определить переходность глаголов из стихотворения:

Дома.

Наулице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня.


Учащиеся в группах составляют алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор.




















Учащиеся сравнивают составленный в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений



Находят глаголы и определяют их переходность.

П:Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.


Р:Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.


К:Взаимодействуют в группе для решения задания.

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.

4.Итог урока (цель: сформулировать новое знание)

Подведем итоги:

-Что нового узнали на уроке?

-От чего может зависеть переходность глаголов?

- Как соотносятся категории переходности и возвратности?

-Какие глаголы являются переходными?

- Вспомним алгоритм определения переходности глагола.

Подводят итоги своей работы, называя понятия и способы действия при определении переходности.

Р:Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

К:Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

П:Владеют приемами отбора и систематизации материала.

5.Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений

-С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

 И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.


Формулируют, какие умения они будут тренировать дома, знакомятся с заданием.

-При выполнении задания буду тренировать умение находить переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Р: Создание алгоритма выполнения домашней работы.


К:Осознанное использование речевых средств, умение точно и ясно выражать свои мысли.


П:Построение логической цепи рассуждения. Умение применять полученные грамматические навыки в устной и письменной речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!