СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»






Урок русского языка

УМК «Школа России»

3 класс

Тема «Обобщение знаний об имени существительном»





Автор: Агго Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шаховская гимназия».

Стаж работы: 20 лет,

1 квалификационная категория









р.п. Шаховская, 2023 год

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Класс: 3

Тип урока: обобщение изученного материала

  • Цель: обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;

  • организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;

  • развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;

  • воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассником результат своих действий;

  • формировать умение высказывать свои предположения.

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • эффектно сотрудничать в совместном решении задачи;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные УУД:

  • уметь формулировать цель на уроке;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • планировать свои действия с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение

Предметные:

  • уметь задавать вопросы к существительным;

  • закрепить навык морфологического разбора имени существительного;

  • уметь распределять имена существительные по родам;

  • учить находить признаки имён существительных.


Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки, разноуровневые задания.

Ход урока

I.Организационный момент.

Девиз урока: Мы – умные!

Мы – дружные!, Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В третьем классе учимся-

Все у нас получится!

Начинается урок, он пройдет, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте слова, записанные на доске:

-Снег, снежинка, снеговик, снегири, снегопад, гололед

- Какое слово лишнее и почему?

Какой частью речи является каждое слово? (имя сущ.)

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

На доске появляется схема:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ОБОЗНАЧАЕТ

ОТВЕЧАЕТ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

ЯВЛЯЕТСЯ

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об им.сущ.)

-Верно, сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном и достанем из ваших сундучков знаний ваши богатства.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

-Как вы понимаете это изречение?

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

- Какая тема объединяет слова, записанные на доске? (зима)

-Какие слова вы могли бы добавить? (называют свои слова)

Зима – удивительное время года. Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. К нам в класс тоже залетели снежинки, но это необычные снежинки.

III. Минутка чистописания

Откройте тетради и запишите число и классная работа

Зима предлагает вам красиво, правильно написать букву, а какую, вы отгадайте.

- Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

-Отгадали. Какая это буква?

-Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы.

З з

К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень

зима, зимушка, зимний

- Что можно рассказать о слове ЗИМА?

Придумайте предложение со словом «ЗИМА», запишите это предложение. Найдите в нем грамматическую основу.

ФИЗМИНУТКА для глаз

IV. Обобщение и систематизация знаний

Вот «Волшебный сундучок» в нём живут наши знания. Наш сундучок открывается.

1) Изменение имен существительных по родам

-У зимы есть помощники. Назовите зимние месяцы.

-Каждый из месяцев подготовил для вас задание.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

Задание Декабря.

–Изменяются ли существительные по родам?

- Давайте понаблюдаем за словами студень и стужайло, стужа. Какого рода данные слова?

– Что нужно сделать для того, чтобы определить род имени существительного?

 Дети:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской 
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё.

- Посмотрите на слова на слайде и подумайте, как мы можем поработать с данными словами?

Распределите их на 3 группы.

Слова на слайде (работа в тетрадях)

СНЕГИРЬ, СНЕЖИНКА, СУГРОБ, ГОЛОЛЕД, СОЛНЦЕ, ПОЗЁМКА, ОКНО, МОРОЗ, ИЗМОРОЗЬ, ПРОРУБЬ – ж.р., СЕРЕБРО, СТУЖА.

2) Изменение имен существительных по числам (работа в парах)

Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

Вот задание Января.

- Употребляя данные слова во множественном или единственном числе, обсудите с соседом по парте, верно ли вы выполняете это задание

Сугроб - …., зимы - …., снеговик - ….., сани -….., мороз - ….., сосульки - …., метель - …..

(Фронтальная проверка, ответ пар)

3)Изменение имен существительных по падежам (работа по вариантам на карточках)

А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.

-Расположите падежи по порядку (на доске карточки с названиями падежей)

-Почему к падежу задается 2 вопроса?

-Что значит просклонять имена существительные?

Как определяется падеж существительного?
Чтобы определить падеж существительного, нужно:

  1. Найти слово, с которым связано существительное;

  2. Задать от этого слова падежный вопрос к существительному;

  3. По вопросу или по предлогу определить падеж.

Работа у доски

-Определите падеж имен существительных

Намело сугробы, закружило поземкой, лепит снеговика, упал в снег, выпал снег, утонуть в сугробе, заметенный снегом, упала снежинка, кататься на коньках.


ФИЗМИНУТКА – игра

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо присесть.

Каток, зима, хоккеист, падает, снегопад, Снегурочка, сосулька, рисует, фигурист, вьюга.

5) Индивидуальная работа (разноуровневые задания)

У вас на парте лежит карточка, переверните ее и прочитайте задание

Далее предлагаю вам задания трёх уровней (разноцветные карточки)
Выберите вариант, где вы почувствовали бы уверенность в своих силах.

Вариант 1 (стартовый, минимально допустимый – оранжевого цвета)

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. У имен существительных определите падеж.
Зима.

Наступила х..лодная з..ма. З..мля была покрыта белоснежным к..вром. Голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом.

Вариант 2 (базовый уровень – желтого цвета)

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, разделите его на предложения. У имен существительных определите падеж.

Зима.

Наступила уже настоящ..я з..ма з..мля была покрыта белоснежным к..вром голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом

Вариант 3 ( продвинутый, творческий – зеленого цвета)

Прочитайте текст. Разделите его на предложения. У имен существительных определите падеж. В первом предложение подчеркните грамматическую основу. Определите род и число у выделенного слова.

Зима.

Наступила уже настоящ..я з..ма з..мля была покрыта белоснежным к..вром голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом

V. Рефлексия

Подошел к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках. 
А прощаемся с зимними месяцами, так как зима скоро закончится и наступит весна. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас смог поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Резерв: Составить синквейн слова «Существительное» (дети работают в парах, затем проверка)

Вручение подарков в виде снежинок.

VI. Д/з. Итог урока

С.62, упр.3

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!