Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности. | Давайте вместе со мной прочитаем стихотворение Антона Пенкина, которое я подготовила для вас. Слайд 2 Утро. Роща. Луг. Река. Воздух. Небо. Облака. Ива. Трели. Соловьи. Солнце. Отблески зари. Одуванчик. Василек. Жук. Букашка. Мотылек. Стадо. Песня пастуха. Лето. Травка. Степь. Ольха. - Какие картины у вас возникли после прочтения? (ответы детей) Вы молодцы – тонко подметили красоту окружающей природы. - Ребята, что необычного вы заметили в тексте стихотворения? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Скажите, что вы узнали об имени существительном и чему научились, изучая эту тему? - Какие же цели мы можем перед собой поставить для работы на уроке? | Хоровое чтение Ответы детей. Текст состоит из имени существительного Имя существительное. Определять род, число, узнали . что существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, что они изменяются о падежам. Обобщить и повторить все полученные знания. | |
Актуализация знаний. | 1. Минутка чистописания На доске : Щавель, звон, хвоя, досуг, алфавит. 1.Поставьте ударения над каждым словом. 2. Подчеркните глухие согласные одной линией.. 2. Найдите и выпишите слово, в котором все согласные звонкие. 3.Подберите к нему однокоренные слова, имена существительные. 3. Сделаем морфемный разбор этих слов. 4. Запишем предложение с этим словом 5. Синтаксический разбор. | 1 чел. у доски 3 чел. карточки Запись с комментированием 1 человек у доски 3 чел.карточки Письмо под диктовку 1 человек у доски 3 чел. карточки | Зз Щавель, звон, хвоя, досуг, алфавит Звон, Звон, звоночек, звонок, перезвон. Звон, звоночек, звонок. Поздним вечером мы услышали колокольный звон. |
Работа над темой урока Физминутка | 1. -А кто знает, какой раздел науки о языке изучают имена существительные? 2. – С какой частью речи познакомились? 3. Выполняем упражнение( карточка) Распределить слова на две группы: город. корова, солома, деревня, собака, девочка. - Какие это слова? -На какие группы вы разделите эти слова? - Докажите, почему так? - Давайте сделаем вывод: Имена существительные бывают…. ( одушевленные и неодушевленные) 4. Слайд 4. – Какие существительные можно дополнить словами( на доске регистр) : Зорька, Лайка, Маша, Челябинск, Шумиха. -Как вы написали эти существительные? Почему вы записали их с заглавной буквы? Сделаем вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Панда 5.Слайд 5 –Что еще мы узнали об имени существительном? Обратите внимание на стихотворение, с которого мы начали урок. 1 ряд выпишите все существительные женского рода. 2 ряд- все существительные мужского рода. 3 ряд- все существительные среднего рода. - Есть ли существительные, которые вы не выписали? Почему? -Можем ли мы определить род у множественного числа имен существительных? - Как вы думаете, могут ли перечисленные признаки меняться у одних и тех же существительных? 6. Слайд 6 –Давайте запишем имена существительные, которые стоят во множественном числе. Измените их число и запишите рядом. -Может ли одно и то же существительное стоять в ед. или мн. числе. - Сделаем вывод: имя существительное изменяется по числам. Это изменяемые признаки. - Можем ли мы определить род у множественного числа имен существительных? - А у этих же существительных в единственном числе? - Определите род. - Сделайте вывод: чтобы определит род у имен существительных во мн. числе, надо…… - Что такое трель? -Каким словом-синонимом мы могли бы его заменить? - Значит число имен существительных- это … - Как еще изменяются имена существительные? 7. Откройте учебник на стр. 59 упр.106. -Выпишем существительные из первых четырёх предложений , определим падеж. - Запишем 6 предложение. Подчеркнем главные и второстепенные члены предложения. Определите падеж имен существительных. Сделайте вывод: Чем является имя существительное в предложении? - Давайте выполним морфологический разбор существительного из 7 предложения, стоящего в родительном падеже . Назовите его. (Из города) - Что такое морфологический разбор? | На доске карточка : МОРФОЛОГИЯ На доске карточка : Имя существительное Работа в парах На доске карточка : Одуш. и неодуш. Самостоятельно Взаимопроверка по образцу. На доске карточка : Собств.. и нариц. На доске карточка : М.р, ср.р, ж.р. Самостоятельно Самопроверка. 3 чел. карточки На доске карточка : неизменяемые Комментированное письмо. На доске карточка : Число: ед., множ. число. Карточка на доске: изменяемые Карточка на доске: падеж Фронтальная работа + инд. карточки. 1 человек у доски На доске карточка: главные и второстепенные члены 1 чел. у доски. | Город корова солома собака деревня девочка что? кто? Корова Зорька, собака Лайка, девочка Маша, город Челябинск, деревня Шумиха. 1ряд: Роща, река, ива, заря, букашка, песня, травка, ольха,степь. 2ряд. Луг,воздух,отблеск, одуванчик, василёк, жук, мотылёк, пастух. 3ряд: Утро, Небо, облако, стадо,лето. Трели-трель, соловьи-соловей, отблески-отблеск. |
Рефлексия Дом.зад Итог урока. | -Если вы хотите заработать отметку, можете самостоятельно разобрать одно из оставшихся существительных в 7 предложении. -Ребята, давайте вспомним задачу нашего урока. -Выполнили ли мы поставленную задачу? - Посмотрите, у нас на доске получилась небольшая схема. Давайте ее раз расскажем об имени существительном. Слайд 7. Оцените свою работу на уроке на полях вашей тетради . - У вас на столе лежат карточки –слова. Среди них есть слова- существительные. Оцените с их помощью наш урок. Помните, это должно быть имя существительное. Повторить правила по теме « Имя существительное» и словарные слова. Всему название дано И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно А безымянных нет. И всё что может видеть глаз, Над нами и под нами, И всё, что только в памяти у нас, Означено словами. Оно живёт ведь в этом мире , Даёт названья всем предметам. Это? - Вы сегодня отлично трудились. особенно хорошо потрудились…. Отметка 5, чуть не доработали…, а некоторым ребятам нужно еще повторить правила и немного поупражняться. Многие из вас выполняли задания на карточках. ваши работы я проверю и скажу отметки на следующем уроке. На этом урок окончен. Большое спасибо за работу. | Самостоятельное выполнение. Обобщить и повторить все полученные знания Рассказ по схеме. Дети отмечают | |