СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме " Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме " Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор".»

Предмет: Русский язык

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном »

Класс: 3

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”

Задачи:

1.Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; совершенствовать умение различать существительные среди других частей речи.

2. Обобщить знания об имени существительном, выполнять морфологический разбор имени существительного.

3. Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

4. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыков самооценки, самоконтроля.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование : карточки для крепления на доску , презентация, индивидуальные карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Работа в тетради

Орг.момент.


1. Беседа. Слайд 1

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Как вы её понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы достаём и используем по необходимости. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные на уроках русского языка .

2. Запись даты.

Высказывания детей.








12 марта

Классная работа.

Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

Давайте вместе со мной прочитаем стихотворение Антона Пенкина, которое я подготовила для вас. Слайд 2

Утро. Роща. Луг. Река.

Воздух. Небо. Облака.

Ива. Трели. Соловьи.

Солнце. Отблески зари.

Одуванчик. Василек.

Жук. Букашка. Мотылек.

Стадо. Песня пастуха.

Лето. Травка. Степь. Ольха.

- Какие картины у вас возникли после прочтения? (ответы детей)

Вы молодцы – тонко подметили красоту окружающей природы.

- Ребята, что необычного вы заметили в тексте стихотворения?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?


- Скажите, что вы узнали об имени существительном и чему научились, изучая эту тему?








- Какие же цели мы можем перед собой поставить для работы на уроке?


Хоровое чтение






Ответы детей.

Текст состоит из имени существительного


Имя существительное.


Определять род, число, узнали . что существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, что они изменяются о падежам.

Обобщить и повторить все полученные знания.


Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

На доске : Щавель, звон, хвоя, досуг, алфавит.

1.Поставьте ударения над каждым словом.

2. Подчеркните глухие согласные одной линией..

2. Найдите и выпишите слово, в котором все согласные звонкие.


3.Подберите к нему однокоренные слова, имена существительные.



3. Сделаем морфемный разбор этих слов.


4. Запишем предложение с этим словом


5. Синтаксический разбор.




1 чел. у доски

3 чел. карточки





Запись с комментированием

1 человек у доски

3 чел.карточки




Письмо под диктовку

1 человек у доски

3 чел. карточки

Зз



Щавель, звон, хвоя, досуг, алфавит

Звон,



Звон, звоночек, звонок, перезвон.



Звон, звоночек, звонок.


Поздним вечером мы услышали колокольный звон.

Работа над темой урока




















Физминутка

1. -А кто знает, какой раздел науки о языке изучают имена существительные?


2. – С какой частью речи познакомились?


3. Выполняем упражнение( карточка)

Распределить слова на две группы: город. корова, солома, деревня, собака, девочка.

- Какие это слова?

-На какие группы вы разделите эти слова?

- Докажите, почему так?

- Давайте сделаем вывод: Имена существительные бывают…. ( одушевленные и неодушевленные)


4. Слайд 4.

– Какие существительные можно дополнить словами( на доске регистр) : Зорька, Лайка, Маша, Челябинск, Шумиха.

-Как вы написали эти существительные? Почему вы записали их с заглавной буквы?

Сделаем вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Панда


5.Слайд 5

–Что еще мы узнали об имени существительном?

Обратите внимание на стихотворение, с которого мы начали урок.

1 ряд выпишите все существительные женского рода.

2 ряд- все существительные мужского рода.

3 ряд- все существительные среднего рода.

- Есть ли существительные, которые вы не выписали? Почему?

-Можем ли мы определить род у множественного числа имен существительных?


- Как вы думаете, могут ли перечисленные признаки меняться у одних и тех же существительных?


6. Слайд 6

–Давайте запишем имена существительные, которые стоят во множественном числе. Измените их число и запишите рядом.

-Может ли одно и то же существительное стоять в ед. или мн. числе.

- Сделаем вывод: имя существительное изменяется по числам.

Это изменяемые признаки.

- Можем ли мы определить род у множественного числа имен существительных?

- А у этих же существительных в единственном числе?

- Определите род.

- Сделайте вывод: чтобы определит род у имен существительных во мн. числе, надо……


- Что такое трель?

-Каким словом-синонимом мы могли бы его заменить?


- Значит число имен существительных- это …

- Как еще изменяются имена существительные?


7. Откройте учебник на стр. 59 упр.106.

-Выпишем существительные из первых четырёх предложений , определим падеж.



- Запишем 6 предложение. Подчеркнем главные и второстепенные члены предложения. Определите падеж имен существительных.

Сделайте вывод: Чем является имя существительное в предложении?


- Давайте выполним морфологический разбор существительного из 7 предложения, стоящего в родительном падеже . Назовите его. (Из города)

- Что такое морфологический разбор?

На доске карточка : МОРФОЛОГИЯ


На доске карточка : Имя существительное


Работа в парах




На доске карточка : Одуш. и неодуш.




Самостоятельно

Взаимопроверка по образцу.


На доске карточка : Собств.. и нариц.





На доске карточка : М.р, ср.р, ж.р.


Самостоятельно

Самопроверка.

3 чел. карточки





На доске карточка : неизменяемые


Комментированное письмо.

На доске карточка : Число: ед., множ. число.

Карточка на доске: изменяемые











Карточка на доске: падеж




Фронтальная работа

+ инд. карточки.





1 человек у доски




На доске карточка:

главные и второстепенные члены



1 чел. у доски.







Город корова

солома собака

деревня девочка


что? кто?







Корова Зорька, собака Лайка, девочка Маша, город Челябинск, деревня Шумиха.







1ряд: Роща, река, ива, заря, букашка, песня, травка, ольха,степь.


2ряд. Луг,воздух,отблеск, одуванчик, василёк, жук, мотылёк, пастух.


3ряд: Утро, Небо, облако, стадо,лето.








Трели-трель, соловьи-соловей, отблески-отблеск.






Рефлексия













Дом.зад



Итог урока.

-Если вы хотите заработать отметку, можете самостоятельно разобрать одно из оставшихся существительных в 7 предложении.


-Ребята, давайте вспомним задачу нашего урока.

-Выполнили ли мы поставленную задачу?



- Посмотрите, у нас на доске получилась небольшая схема. Давайте ее раз расскажем об имени существительном.


Слайд 7.

Оцените свою работу на уроке на полях вашей тетради .


- У вас на столе лежат карточки –слова. Среди них есть слова- существительные. Оцените с их помощью наш урок. Помните, это должно быть имя существительное.


Повторить правила по теме « Имя существительное» и словарные слова.


Всему название дано

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно

А безымянных нет.

И всё что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что только в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живёт ведь в этом мире ,

Даёт названья всем предметам. Это?


- Вы сегодня отлично трудились. особенно хорошо потрудились…. Отметка 5, чуть не доработали…, а некоторым ребятам нужно еще повторить правила и немного поупражняться.

Многие из вас выполняли задания на карточках. ваши работы я проверю и скажу отметки на следующем уроке.

На этом урок окончен. Большое спасибо за работу.

Самостоятельное выполнение.





Обобщить и повторить все полученные знания


Рассказ по схеме.






Дети отмечают






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!