СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Русский язык в современном мире"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык в современном мире

Цели урока:

1) познакомить учащихся с функциями русского языка как языка межнационального общения,

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Русский язык в современном мире"»

Урок русского языка в 8 классе. Русский язык в современном мире

Цели урока:

1) познакомить учащихся с функциями русского языка как языка межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций;

2) научить составлять опорный конспект, 3) углубить знания учащихся о роли русского языка в развитии русской литературы.


I. Сообщение темы урока, запись ее на доске и в тетрадях.

Учащимся предлагается записать высказывание А. Н. Толстого

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.

Выясняем с учащимися значение понятия «мировой язык» по «Энциклопедическому словарю юного филолога»: мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные.


II. Постановка цели урока. Учащиеся отвечают на вопрос: почему русский язык относится к мировым языкам, доказывают правомерность высказывания А. Н. Толстого.

Примеры высказываний:

— Русский язык охватывает международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм, на нем общаются ученые разных стран, он изучается в качестве иностранного в вузах и школах большинства стран мира, используется как рабочий язык в ООН;

— мировое значение русского языка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература.


III. Учитель задает вопрос: в чем проявляется богатство русского языка?

Ответы учащихся:

— в лексике (в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка») объясняются значения более 120 тыс. слов, между тем целые разряды слов остались за пределами этого словаря: термины, иноязычные слова, новые слова;

— в многообразии стилистических возможностей, в его способности выражать мысль по-разному в зависимости от цели, характера и условий речевого общения;

— в звуковом строе русской речи с его разнообразием звуков, интонационных оттенков;

— в свободном ударении, способствующем благозвучному разнообразию русского языка;

— в богатстве способов словообразования и словообразовательных элементов (обилие приставок и суффиксов);

— в четкой и стройной синтаксической структуре русского языка, гибкости и разнообразии фраз.


IV. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упражнении 1 учащиеся выписывают выделенные словосочетания, называющие функции русского языка. Учитель обращает внимание на орфограммы в записанных словосочетаниях, ученики объясняют условия выбора орфограмм, записывают слова, данные в рамках на с. 3. далее устная работа, в ходе которой ученики пересказывают текст упражнения 1, опираясь на значение выделенных словосочетаний.

2. В упражнении 2 ребята учатся составлять опорный конспект для пересказа, устно передают содержание текста.

3. В упражнении 3 ученики делят текст на 2 абзаца, формулируют вопрос ко второму абзацу и дают на него письменный ответ.

Затем учащиеся читают теоретический материал на странице 4 и делают вывод: выдвижение, становление русского языка в межнациональном и международном общении зависит от языковых и социальных факторов.


V. Подведение итогов урока.


VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа отвечает на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков;

б) вторая группа выполняет упражнение 4, учит наизусть одно из высказываний писателей о русском языке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!