СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопрвождается презентацией с необходимыми материалами.

Просмотр содержимого документа
«Повторение обособленнные члены предл»


Урок русского языка в 8 классе

(с использованием презентации)



Обобщение и повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения»


Цели урока:

1.Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.

2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.


Планируемые результаты урока

I. Предметные:

- знать правила обособления;

- уметь при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;

- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

II. Метапредметные (УУД):

- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);

- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);

- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения (познавательные).

III. Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.

Ход урока

  1. Оргмомент (ученики подписывают листы с дидактическим материалом, которые сдадут в конце урока).



II. Постановка проблемы.

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:

«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.

Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

- Как он это сделал?

III. Формулировка темы и цели урока. Активизация знаний.

- Какую большую тему изучали в течение месяца?

- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема.

- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления?

- В связи с этим перед вами стоят следующие задачи…

- Что такое обособленные члены предложения?

IV. Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование, самопроверка – сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).

I. Обособление согласованных определений

1. Солнце освещало вершины лип пожелтевших под свежим дыханием осени.

2. Ветер холодный и пронизывающий засвистал на корме.

3. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.

4. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.

II. Обособление несогласованных определений

1. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом.

2. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.

3. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.

III. Обособление приложений

1. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.

2. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.

3. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.

4. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели.

IV. Обособление обстоятельств

1. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.

2. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.

3. На уроке технологии ребята работали не покладая рук.

V. Обособление уточняющих членов предложения

1. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию.

2. Маленький домик стоял на горе на самом краю города.

3. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.

V. Самостоятельная работа. Пунктуационный разбор предложений с графическим обозначением обособленных членов ( самопроверка, т.е. сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).

1. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему(то) приказу и (не)смотря на это батарея продолжала стрелять.

2. Офицер товарищ Тушина был убит (в)начале боя и (не)успев опомниться Тушин (в)течени… часа потерял еще семнадцать человек.

3. Оглушенный беспр…рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды.

4. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг.



- Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения (2 гр.) и 3-го предложения (1 гр.)

VI. Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения:

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.


(проверка и самооценка)


Физминутка (видеоматериал)


VII. Итоговый контроль. Тестовая работа

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

3. В каких предложениях надо поставить запятую при обособленном обстоятельстве?

А. Он работал на поле спустя рукава.

Б. Данко бросился вперёд высоко держа горячее сердце и освещая им путь.

В. Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.

Г.Петя бежал по школьному коридору сломя голову.

Д. Друзья сидели молча и вспоминали погибших товарищей.

4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1, 4, 5

Г – 1, 4.


5.Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

6. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.



  VIII. Дополнительное задание: исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами (самопроверка – предложения на слайде).

1. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.

2. Это была молодежь нашей страны, испытанные в огне войны.

3. Во время экскурсии, которую организовали родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали много нового.

4. Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих.

5. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.

6. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.

7. Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.


IX. Рефлексия.

- Подчеркните нужные слова в разделе «Самооценка» (лист с дидактическим материалом), ответьте на 5 вопрос (по желанию).



1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?

X. Домашнее задание на выбор: творческая работа.

- Рассмотрите картину Е. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

На тему этой картины составьте отдельные предложения на все правила обособления.

- написать мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.







Просмотр содержимого документа
«карточки для самооценки»

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?









1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?









1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?







1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?









1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?



Просмотр содержимого документа
«карточки самооценки 1»

Отслеживание результатов ваших знаний

1 этап. Знание правил обособления

Обособлении е согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предл.






2 этап. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.






3 этап. Конструирование предложений с обособленными членами.






4 этап. Тестирование.






5 этап. Дополнительное задание.










Отслеживание результатов ваших знаний

1 этап. Знание правил обособления

Обособлении е согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предл.






2 этап. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.






3 этап. Конструирование предложений с обособленными членами.






4 этап. Тестирование.






5 этап. Дополнительное задание.










Отслеживание результатов ваших знаний

1 этап. Знание правил обособления

Обособлении е согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предл.






2 этап. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.






3 этап. Конструирование предложений с обособленными членами.






4 этап. Тестирование.






5 этап. Дополнительное задание.






Отслеживание результатов ваших знаний

1 этап. Знание правил обособления

Обособлении е согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предл.






2 этап. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.






3 этап. Конструирование предложений с обособленными членами.






4 этап. Тестирование.






5 этап. Дополнительное задание.










Отслеживание результатов ваших знаний

1 этап. Знание правил обособления

Обособлении е согласованных определений

Обособление несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предл.






2 этап. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.






3 этап. Конструирование предложений с обособленными членами.






4 этап. Тестирование.






5 этап. Дополнительное задание.












Просмотр содержимого документа
«тест для учеников»

Тестовая работа


1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.


2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.


3. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?

А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?

Б. Брат похож на отца как две капли воды.

В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.

Г.Камень мы использовали как стол.

Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.


4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: (Слайд 20)

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1, 4, 5

Г – 1, 4.


5.Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом


6. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.


Просмотр содержимого презентации
«прзентация к откр уроку»

«Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую».

«Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую».

«Обещаю за свое спасение поставить статую, золотую пику держащую».

«Обещаю за свое спасение поставить статую, золотую пику держащую».

Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Повторение и обобщение по теме

«Обособленные члены предложения»

Задачи урока: Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения.  2 . Производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.  3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения.

Задачи урока:

  • Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения.

2 . Производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения.

1.Что такое обособленные члены предложения ? (Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

1.Что такое обособленные члены предложения ?

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

Обособление согласованных определений
  • Обособление согласованных определений

1. Солнце освещало вершины лип пожелтевших под свежим дыханием осени.

2. Ветер холодный и пронизывающий засвистал на корме.

3. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.

4. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.

Обособление согласованных определений
  • Обособление согласованных определений

1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени.

2. Ветер, холодный и пронизывающий, засвистал на корме.

3. Уставшая, она опустила на колени руки, красные от студеной воды, и посмотрела на меня долгим взглядом, грустным и нежным.

4. Предупрежденный об опасности, разведчик сумел уйти от преследования.

II. Обособление несогласованных определений 1 . Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом. 2 . Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. 3 . С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.

II. Обособление несогласованных определений

1 . Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом.

2 . Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.

3 . С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.

II. Обособление несогласованных определений 1 . Воздух, густой, с привкусом чего-то неясного, раздражал нервы странным запахом. 2 . Афанасий Лукич, без шапки, в домашней одежде, бежал впереди всех. 3 . С румяным лицом и сияющими глазами, она казалась необыкновенной красавицей.

II. Обособление несогласованных определений

1 . Воздух, густой, с привкусом чего-то неясного, раздражал нервы странным запахом.

2 . Афанасий Лукич, без шапки, в домашней одежде, бежал впереди всех.

3 . С румяным лицом и сияющими глазами, она казалась необыкновенной красавицей.

Обособление приложений
  • Обособление приложений

1. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.

2. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.

3. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.

4. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели.

Обособление приложений
  • Обособление приложений

1. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на море и на суше.

2. Награждается Петров Иван, ученик 8 класса, за победу в олимпиаде.

3. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.

4. Упрямец во всем, мой друг упорно стремился к своей цели.

Обособление обстоятельств
  • Обособление обстоятельств

1. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.

2. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.

3. На уроке технологии ребята работали не покладая рук.

Обособление обстоятельств
  • Обособление обстоятельств

1. Ворча и оглядываясь, Каштанка, предчувствуя неприятную встречу, вошла в комнату.

2. Несмотря на уговоры, люди не торопились расходиться по домам.

3. На уроке технологии ребята работали не покладая рук.

V . Обособление уточняющих членов предложения 1. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию. 2. Маленький домик стоял на горе на самом краю города. 3. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.

V . Обособление уточняющих членов предложения

1. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию.

2. Маленький домик стоял на горе на самом краю города.

3. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.

V . Обособление уточняющих членов предложения 1. В марте, во время каникул, мы поедем на экскурсию в Белоруссию. 2. Маленький домик стоял на горе, на самом краю города. 3. Всех жителей Жулебина, кроме маленьких детей, пригласили участвовать в велопробеге.

V . Обособление уточняющих членов предложения

1. В марте, во время каникул, мы поедем на экскурсию в Белоруссию.

2. Маленький домик стоял на горе, на самом краю города.

3. Всех жителей Жулебина, кроме маленьких детей, пригласили участвовать в велопробеге.

Пунктуационный разбор 1.  Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему(то) приказу и (не)смотря на это батарея продолжала стрелять.  2.  Офицер товарищ Тушина был убит (в)начале боя и (не)успев опомниться Тушин (в)течени… часа потерял еще семнадцать человек.  3.  Оглушенный беспр…рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды.  4.  Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг.

Пунктуационный разбор

1. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему(то) приказу и (не)смотря на это батарея продолжала стрелять.

2. Офицер товарищ Тушина был убит (в)начале боя и (не)успев опомниться Тушин (в)течени… часа потерял еще семнадцать человек.

3. Оглушенный беспр…рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды.

4. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг.

Пунктуационный разбор 1.  Прикрытие, стоявшее около пушек Тушина, ушло по чьему-то приказу и , несмотря на это, батарея продолжала стрелять.  2.  Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале боя и, не успев опомниться, Тушин в течение часа потерял еще семнадцать человек.  3.  Оглушенный беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды.  4.  Здесь, в Шенграбенском сражении, капитан Тушин, маленький, незаметный и неловкий человек, совершил настоящий подвиг.

Пунктуационный разбор

1. Прикрытие, стоявшее около пушек Тушина, ушло по чьему-то приказу и , несмотря на это, батарея продолжала стрелять.

2. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале боя и, не успев опомниться, Тушин в течение часа потерял еще семнадцать человек.

3. Оглушенный беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды.

4. Здесь, в Шенграбенском сражении, капитан Тушин, маленький, незаметный и неловкий человек, совершил настоящий подвиг.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения: 1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем. 2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине. 3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский. 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения:

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

1. Сейчас, ранней весной , мы с опасением ждем половодья 2. Над лугом, в низине , поднялся туман. 3. Некоторые языки, например английский , не имеют склонения. 4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.

1. Сейчас, ранней весной , мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине , поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский , не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены). А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку. Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки. В. Он вышел на палубу заставленную ящиками. Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату. Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений. А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ. В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше. Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

3. В каких предложениях надо поставить запятую при обособленном обстоятельстве? А.  Он работал на поле спустя рукава. Б. Данко бросился вперёд высоко держа горячее сердце  и освещая им путь. В. Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки. Г.Петя бежал по школьному коридору сломя голову. Д. Друзья сидели молча и вспоминали погибших товарищей.

3. В каких предложениях надо поставить запятую при обособленном обстоятельстве?

А. Он работал на поле спустя рукава.

Б. Данко бросился вперёд высоко держа горячее сердце и освещая им путь.

В. Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.

Г.Петя бежал по школьному коридору сломя голову.

Д. Друзья сидели молча и вспоминали погибших товарищей.

4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:  Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить. А – 1, 2, 3, 4 Б – 1, 2, 3, 4, 5 В – 1, 4, 5 Г – 1, 4.

4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1, 4, 5

Г – 1, 4.

5.Какая характеристика соответствует предложению?  Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол. 1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом  2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом  3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом  4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

5.Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом 2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом 4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

6. В каком предложении есть обособленное приложение?  1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.  2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.  3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.  4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

6. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь. 2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. 4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

№ 1 № 2 В, Д № 3  Б № 4  Б,В № 5  1,4 № 6  3  4

1

2

В, Д

3

Б

4

Б,В

5

1,4

6

3

4

  Дополнительное задание : исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами 1. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы. 2. Это была молодежь нашей страны, испытанные в огне войны. 3. Во время экскурсии, которую организовали родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали много нового. 4. Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих. 5. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла. 6. Глядя на это положение дел, работы были ускорены. 7. Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.

  Дополнительное задание : исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами

1. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.

2. Это была молодежь нашей страны, испытанные в огне войны.

3. Во время экскурсии, которую организовали родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали много нового.

4. Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих.

5. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.

6. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.

7. Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.

Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения . 1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. 2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать. 3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.

Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения .

1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.

3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.

Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом .

Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом .

  • А) Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.
  • Б) Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.
Поморы, жившие по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям. Ребята решили сделать остановку у реки, видневшейся вдали.
  • Поморы, жившие по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.
  • Ребята решили сделать остановку у реки, видневшейся вдали.
Выборочный диктант.  1.Дружившие с детства, они никогда не расставались. 2.Мы шли ,утопая в песке. 3.Я, запыхавшись, остановился. 4.Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. 5.Веселье продолжалось долго, до самого утра. 6.Ягоды, собранные детьми, были вкусны. 7.Он улыбался, несмотря на плохое настроение. 8.Безостановочно неслись туда, на запад, эшелоны. 9.В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с журналом. 10.Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

Выборочный диктант.

1.Дружившие с детства, они никогда не расставались.

2.Мы шли ,утопая в песке.

3.Я, запыхавшись, остановился.

4.Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

5.Веселье продолжалось долго, до самого утра.

6.Ягоды, собранные детьми, были вкусны.

7.Он улыбался, несмотря на плохое настроение.

8.Безостановочно неслись туда, на запад, эшелоны.

9.В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с журналом.

10.Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

Обособленные определения Обособленные обстоятельства  1; 4; 6 Уточняющие члены предложения  2; 3; 7; 10  5; 8; 9

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

1; 4; 6

Уточняющие члены предложения

2; 3; 7; 10

5; 8; 9

Д/з: творческая работа   - Рассмотрите картину Е. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».  На тему этой картины составьте отдельные предложения на все правила обособления. - Написать мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.

Д/з: творческая работа

- Рассмотрите картину Е. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». На тему этой картины составьте отдельные предложения на все правила обособления.

- Написать мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!