СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию я использую при обобщении материала по теме: "обосболенные члены предложения".

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку русского языка по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса»

Урок русского языка в 8 классе Учитель МБОУ «СОШ № 112» г.Казани Чепкунова Г.У.

Урок русского языка в 8 классе

Учитель МБОУ «СОШ № 112» г.Казани

Чепкунова Г.У.

1 этап: Повторение. С интаксическая минутка.  Проб..раясь к скале он услышал стр..льбу и обогнав остальных ра...ведчиков шедших осторожно ринулся туда л…мая кусты в смелой и страшной ярост… мешавшей разумно рассуждать. (Соболев.)

1 этап: Повторение. С интаксическая минутка.

Проб..раясь к скале он услышал стр..льбу и обогнав остальных ра...ведчиков шедших осторожно ринулся туда л…мая кусты в смелой и страшной ярост… мешавшей разумно рассуждать. (Соболев.)

Задание Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование . «Ломая в ярости», «шедших осторожно»- перестройте словосочетания, изменив способ связи в словосочетаниях.

Задание

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Расставьте знаки препинания, объясните их.
  • Выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование .
  • «Ломая в ярости», «шедших осторожно»- перестройте словосочетания, изменив способ связи в словосочетаниях.
Задание ОГЭ- №9 Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.    (1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.)

Задание ОГЭ- №9

  • Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.)

2 этап: информационный Тема урока: «Обособленные второстепенные члены предложения» (ОГЭ- вопрос №9, )

2 этап: информационный

Тема урока: «Обособленные второстепенные члены предложения»

(ОГЭ- вопрос №9, )

Обобщить знания об определениях и способах их выра-жения . Понять лингвистическую сущность обособ-ления ЦЕЛИ УРОКА Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.  Научиться решать задание №9 ОГЭ Познакомиться с условиями обособления согласованных определений

Обобщить знания об определениях и способах их выра-жения . Понять лингвистическую сущность обособ-ления

ЦЕЛИ

УРОКА

Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Научиться решать задание №9 ОГЭ

Познакомиться с условиями обособления согласованных определений

Знаки препинания служат нотами при чтении .  А.П.Чехов

Знаки препинания служат нотами при чтении .

А.П.Чехов

Значение слова «обособление» Обособиться –  как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова). « ОБОСОБИТЬ »: к ого-что. книжн.1. Выделить из общего, создав особое от других положение. Обособить небольшой участок в саду. 2. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.   ОБОСОБЛЕННЫЙ- стоящий особняком, отдельный.  Однокоренные слова : особа, особенный, обособленный.

Значение слова «обособление»

  • Обособиться как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
  • « ОБОСОБИТЬ »: к ого-что. книжн.1. Выделить из общего, создав особое от других положение. Обособить небольшой участок в саду. 2. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.
  • ОБОСОБЛЕННЫЙ- стоящий особняком, отдельный.

  • Однокоренные слова : особа, особенный, обособленный.
Из истории… Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.  Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении: Наличие слов, зависящих от обособления. Инверсивный порядок слов. Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов

Из истории…

  • Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

  • Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:
  • Наличие слов, зависящих от обособления.
  • Инверсивный порядок слов.
  • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов
Что такое обособление ?  Обособление – это выделение   второстепенных членов предложения  в устной речи при помощи интонации   и в письменной - при помощи знаков препинания.

Что такое обособление ?

  • Обособление – это выделение

второстепенных членов предложения

в устной речи при помощи

интонации

и в письменной - при помощи

знаков препинания.

 Обособленные члены предложения  обособить = выделить   устная речь письменная речь  интонация   ,   второстепенные члены   определение, приложение, обстоятельство дополнение

Обособленные члены предложения

  • обособить = выделить

  • устная речь письменная речь
  • интонация ,
  • второстепенные члены

  • определение, приложение, обстоятельство дополнение
Роль обособленных членов в предложении - уточняют высказываемую мысль; - конкретизируют описание действия; дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску.

Роль обособленных членов в предложении

- уточняют высказываемую мысль;

- конкретизируют описание действия;

  • дают более углубленную характеристику

лицу или предмету;

- вносят в предложение экспрессивную окраску.

   повторение сведений об определении   -Что такое определение? Какой преимущественно частью речи может быть выражено ? - Как определение выделяется в предложении при синтаксическом разборе? -С какой частью речи согласуется определение в предложении? Чем отличается согласованное определение от несогласованного?

повторение сведений об определении

  • -Что такое определение? Какой преимущественно частью речи может быть выражено ?
  • - Как определение выделяется в предложении при синтаксическом разборе?
  • -С какой частью речи согласуется определение в предложении?
  • Чем отличается согласованное определение от несогласованного?
Способы выражения определения 1.Причастный оборот 2.Прилагательное с зависимым словом 3.Одиночное прилагательное или причастие

Способы выражения определения

  • 1.Причастный оборот
  • 2.Прилагательное с зависимым словом
  • 3.Одиночное прилагательное или причастие
3 этап: систематизация полученных сведений условия обособления определений  сделайте краткую схематическую запись условий обособления определений в таблице по следующим теоретическим сведениям

3 этап: систематизация полученных сведений

условия обособления определений

сделайте краткую схематическую запись условий обособления определений в таблице по следующим теоретическим сведениям

1.Условие обособления определения Паутинка, зацепившаяся за ветку , блестит на солнце. На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. Ночь, облачная и туманная , окутала землю.

1.Условие обособления определения

Паутинка, зацепившаяся за ветку , блестит на солнце.

На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели.

Ночь, облачная и туманная , окутала землю.

1. Условие обособления определения Согласованные определения, если стоят после определяемого слова

1. Условие обособления определения

Согласованные определения, если стоят после определяемого слова

2.Условие обособления определения Он , мятежный, просит бури . Высокого, его замечали все . Смелую и решительную, ее направили в самые дальние и отсталые районы страны.

2.Условие обособления определения

Он , мятежный, просит бури .

Высокого, его замечали все .

Смелую и решительную, ее направили в самые дальние и отсталые районы страны.

2. Условие ОБОСОБЛ ения определения  Если определения относятся к личному местоимению

2. Условие ОБОСОБЛ ения определения

  • Если определения относятся к личному местоимению
3. Условие обособления определения Отягощенные плодами, ветви ломались. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

3. Условие обособления определения

Отягощенные плодами, ветви ломались.

Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

3. Условие обособления определения Если имеет добавочное обстоятельственное значение:

3. Условие обособления определения

  • Если имеет добавочное обстоятельственное значение:
4 этап: алгоритм нахождения обособленного определения для выполнения задания № 9 ОГЭ Найти слово или словосочетание, отвечающее на вопрос: «Какой (-ая,-ое,-ие)?». Посмотреть на способ выражения определения ( одиночное прилагательное, причастие, причастный оборот, словосочетание «прилаг. +сущ.» ). Подчеркнуть его. Найти определяемое слово и его местонахождение. Определить, какой частью речи выражено определяемое слово. Применить условие обособления. Расставить знаки препинания.

4 этап: алгоритм нахождения обособленного определения для выполнения задания № 9 ОГЭ

  • Найти слово или словосочетание, отвечающее на вопрос: «Какой (-ая,-ое,-ие)?».
  • Посмотреть на способ выражения определения ( одиночное прилагательное, причастие, причастный оборот, словосочетание «прилаг. +сущ.» ). Подчеркнуть его.
  • Найти определяемое слово и его местонахождение.
  • Определить, какой частью речи выражено определяемое слово.
  • Применить условие обособления.
  • Расставить знаки препинания.
Определения не обособляются Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым . 2 . Если входят в состав сказуемого: Он был грустный и усталый .  3.При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник.

Определения не обособляются

  • Если тесно связаны с определяемым словом:

Это привело к результатам печальным и непоправимым .

2 . Если входят в состав сказуемого:

Он был грустный и усталый .

3.При ИНВЕРСИИ в поэтической речи:

Лесом частым и дремучим ехал всадник.

5 этап : закрепление полученных знаний. Работа с текстом 1.Назовите номера предложений с обособленными нераспространными согласованными определениями. 2.Назовите номер предложения, в котором условие обособления определяется правилом: «определение обособляется, так как определяемое слово выражено личным местоимением». 3.Выпишите из предложения №2 цифры, указывающие на постановку знаков препинания при обособленном определении. 4.Выпишите предложение № 1 , расставьте знаки препинания, объясните их.  

5 этап : закрепление полученных знаний. Работа с текстом

  • 1.Назовите номера предложений с обособленными нераспространными согласованными определениями.
  • 2.Назовите номер предложения, в котором условие обособления определяется правилом: «определение обособляется, так как определяемое слово выражено личным местоимением».
  • 3.Выпишите из предложения №2 цифры, указывающие на постановку знаков препинания при обособленном определении.
  • 4.Выпишите предложение № 1 , расставьте знаки препинания, объясните их.
  •  
1.Серебряные кусты дикой маслины окруженные кипящим воздухом дрожали над пропастью пугавшей своей крутизной. 2.Крутая дорожка,(1) ведущая вниз,(2) давно привлекала внимание Пети, (3) ученика третьего класса гимназии. 3.Он привык бегать по ней босиком.   4.До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. 5.Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. 6.Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. 7. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. 8.Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. 9. Песок этот был удивительной белизны. 10. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. 11. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час. (По В. Катаеву) (128 слов)
  • 1.Серебряные кусты дикой маслины окруженные кипящим воздухом дрожали над пропастью пугавшей своей крутизной. 2.Крутая дорожка,(1) ведущая вниз,(2) давно привлекала внимание Пети, (3) ученика третьего класса гимназии. 3.Он привык бегать по ней босиком.
  •   4.До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. 5.Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. 6.Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.
  • 7. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. 8.Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. 9. Песок этот был удивительной белизны. 10. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. 11. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.
  • (По В. Катаеву)
  • (128 слов)
Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения 1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. 2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать. 3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище

Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения

  • 1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.
  • 2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.
  • 3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище
Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.    Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.

Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.

Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.

Осложните предложения обособленными определениями ………………… я хорошо понял тему урока. Мне ………………….удастся успешно сдать экзамен по русскому языку. Тема урока………………..поможет при написании сочинения.

Осложните предложения обособленными определениями

  • ………………… я хорошо понял тему урока.
  • Мне ………………….удастся успешно сдать экзамен по русскому языку.
  • Тема урока………………..поможет при написании сочинения.
Домашнее задание:  изучить материал стр. 135-143, выполнить упр 300.
  • Домашнее задание:
  • изучить материал стр. 135-143, выполнить упр 300.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!