СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология зачётной системы контроля знаний в развитии УУД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация

 " Технология зачётной системы контроля знаний в развитии УУД"

Особое место в организации образовательной системы принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Наиболее распро­страненными формами проверки уровня подготовленности школьников по русскому языку являются диктанты, комплексные контрольные работы, сочинения и изложения, устный опрос и т.д.

В настоящее время учителя русского языка все чаще обращаются к такой форме проверки, как зачетные уроки, зачеты. Конечно же контроли­рующую функцию зачета нельзя считать главной. Основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки по основным разделам программы.

Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма.

Какова же методика проведения зачетных уроков по русскому языку?

Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем. Зачет может охватывать как различные разделы науки о языке, так и раздел « Развитие связной речи».

Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например,

-                   в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация»,«Глагол»,«Развитие связной речи».

-                   в 6 классе - « Лексика », «Словообразование »,« Глагол »,« Развитие связной речи учащихся».

-                   в 7 классе - «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи».

-                   в 8 классе - «Односоставные предложения»,«Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами».

-                   в 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».

Зачетная система характеризуется следующими признаками:

а) программный материал по предмету делится на определённое число зачетных разделов;

б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся;

в) проверка знаний и умений, учащихся по зачетному разделу осуществляется путём проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроке;

г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы;

д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписанием учебных занятий время.

Главный результат введения зачетной системы - её влияние на усвоение учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, т. к. итоговые оценки становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень знаний учащихся.

Работа в “зачетной системе” предъявляет повышенные требования к уровню знаний учащихся и к их самостоятельности. Учащиеся должны уметь систематизировать довольно значительный по объёму материал зачетного раздела, вычленять в нём главное, уметь использовать при подготовке к зачету, помимо учебника, и другие источники знаний - всё это создаёт необходимые условия для повышения качества знаний, изменить структуру урока.

 

Задачи зачета:

а) выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела;

б) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела;

в) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу;

г) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

При работе по зачетной системе меняются и требования к выставлению полугодовых и итоговых оценок, которые выставляются только на основании итоговых отметок за зачетный раздел, т. к. текущая оценка, поставленная нередко за краткий ответ на несложный вопрос, а суммарная - за зачетный раздел.

Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Методические пособия предлагают 3 этапа работы:

1)предварительная подготовка к уроку-зачету

2)проведение уроков - зачетов

3) подведение итогов и внесение коррективов.

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, ко­торые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. Желательно оформить стенд: «Готовься к зачету», где можно поместить: памятки, алго­ритмы, планы, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведе­нию зачета. На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков. Если ученик успешно занимается на протяжении всех уроков по данной теме, он может быть освобожден от зачета.

Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.

На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.

Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный так и устный. Следует не проводить, так называемые, зачеты в конце четверти , когда учитель сомневается в оценке. Получается нередко такая картина: ученик должен день и ночь учить, чтобы ответить, повысить оценку. А если это не один зачет , а сразу несколько? И по другим предметам нужно отве­чать . Каково состояние ученика , родителей, классного руководителя? Поэтому зачетный урок - это плановое занятие, хорошо и грамотно органи­зованное учителем.

Виды зачетов

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет;

б) устный зачет;

в) комбинированный зачет;

г) домашняя зачетная работа.

Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:

1. Задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.

2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий).

3. Задания должны быть рассчитаны на учащихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются учеником, и от их количества.

4. Могут входить вопросы теоретического характера (вывод формул, доказательство теорем и др.).

Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.

Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач.

Типы комбинированного зачета:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

Домашние зачетные работы учащиеся выполняют по ходу изучения в классе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ученика

Положительные и отрицательные аспекты проведения зачётов

Введение зачетной системы оказало положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убедились в том, что они могут овладевать большим по объёму, сложным материалом, могут научиться решать задачи, казавшиеся ранее недоступными.

Понимая значимость образования, можно подвести некоторые итоги.

1. Проведение зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить.

2. Повысилось качество знаний по дисциплине, т. е. учащиеся осознали необходимость не стихийного выполнения домашнего задания, а системного, т. к. от уровня проработки типичных заданий дома, зависит уровень восприятия нового материала на следующем уроке. Плюс к этому, в процессе самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как наследство от прежних недоработок, которые требуют дополнительной работы дома, а порой и разъяснений со стороны учителя.

3. Хорошие знания по математике, высокая культура математических расчетов, знание тригонометрических формул, их преобразований, приёмов дифференцирования, нахождения производных, построение графиков, чтение графиков --- позволяет ребятам показывать хорошие знания по смежным дисциплинам: физике, химии, биологии.

4. Самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой, решать задачи повышенной сложности, не сдаваться при получении неверного результата, общение с одноклассниками по спорным вопросам, поиск простых неординарных решений --- всё это приводит ребенка к самоутверждению, признанию его способностей сверстниками.

5. Работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, заставляет учеников ценить предоставленное время, сразу включаться в работу. На зачетах нет времени на раскачку, на разговоры, на подсказки. Зачеты составлены таким образом, что для того, что бы получить максимальный бал, ученик должен выложиться полностью, показав тем самым, что его предварительная работа была очень серьёзной.

Это качество является неотъемлемой частью успеха при сдаче ЕГЭ, при поступлении в высшее учебное заведение (где, экзамены в виде тестирования), при написании контрольных работ на вступительных экзаменах в ВУЗах.

Конечно же, проведение зачетов имеет и недостатки:

1. Подбор детей в классах, тем более в обычных школах, очень неоднозначен, год на год не приходиться. Поэтому, не всегда качество знаний может достигать хороших результатов. Подчас, ученики очень инертны, не желают усложнять себе жизнь. Особенно это заметно, когда происходит смена учителя, естественно и смена требований.

2. Сложно для детей со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики. Хотя в зачетах и предусмотрены различные критерии оценки.

3. Проведение зачетов и несовершенство в составлении расписания уроков, приводит детей к перегрузкам.

Тем не менее, я считаю, что проведение зачетов в старших классах, это очень перспективное направление работы, актуальное в настоящее время. Ко всем ранее перечисленным достоинствам и в начале этой статьи, и указанных в заключении можно добавить ещё одно, чисто психологическое --- проходя через систему зачетов, ребёнок взрослеет. Он стоит перед выбором, перед выбором сиюминутного отдыха и безделья, и перед перспективой получения хорошей оценки, аттестата, но для этого не откладывая надо начинать работать. Работать много, наверстывая упущеное, идя к заветной цели, но уже во взрослой жизни, создавая её, уже в школе.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технология зачётной системы контроля знаний в развитии УУД»

Технология зачётной системы контроля знаний в развитии УУД.

Технология зачётной системы контроля знаний в развитии УУД.

 ЗАЧЕТ - форма проверки знаний и навыков у учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях. НАЗНАЧЕНИЕ ЗАЧЁТА. Систематизировать и обобщать материал по теме. Закрепить умения и навыки по основным разделам программы.

ЗАЧЕТ - форма проверки знаний и навыков у учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях.

НАЗНАЧЕНИЕ ЗАЧЁТА.

  • Систематизировать и обобщать материал по теме.
  • Закрепить умения и навыки по основным

разделам программы.

в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация»,«Глагол»,«Развитие связной речи».  в 6 классе - « Лексика », «Словообразование» , « Глагол »,« Развитие связной речи учащихся». «Причастие», «Деепричастие», «Наречие»,   в 7 классе « Служебные части речи».   в 8 классе - «Односоставные предложения»,«Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами».  в 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».

в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация»,«Глагол»,«Развитие связной речи». в 6 классе - « Лексика », «Словообразование» , « Глагол »,« Развитие связной речи учащихся». «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», в 7 классе « Служебные части речи». в 8 классе - «Односоставные предложения»,«Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», «Предложения с обособленными членами». в 9 классе - «Сложное предложение», «Систематизация и обобщение изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию».

Признаки зачётной системы: Программный материал по предмету делится на определённое число зачётных разделов.  Каждый зачётный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся. 3. Каждому зачёту предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках . 4. Зачёты проводятся в специально отведённое для этого расписанием учебных занятий время.

Признаки зачётной системы:

  • Программный материал по предмету делится на определённое число зачётных разделов.
  • Каждый зачётный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся.

3. Каждому зачёту предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках .

4. Зачёты проводятся в специально отведённое для этого расписанием учебных занятий время.

 Задачи зачёта:  1. Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачётного раздела.  2. Проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачётного раздела.  3. Способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по разделу.  4. Стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

Задачи зачёта:

1. Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачётного раздела.

2. Проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачётного раздела.

3. Способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по разделу.

4. Стимулировать развитие познавательной

самостоятельности учащихся.

Урок –зачёт. Этапы работы. Предварительная подготовка к уроку-зачёту. Проведение уроков-зачётов. 3. Подведение итогов и внесение коррективов.

Урок –зачёт. Этапы работы.

  • Предварительная подготовка к уроку-зачёту.
  • Проведение уроков-зачётов.

3. Подведение итогов и внесение коррективов.

Виды зачётов. Письменный зачёт. Устный зачёт. Комбинированный зачёт. Домашняя зачётная система.

Виды зачётов.

  • Письменный зачёт.
  • Устный зачёт.
  • Комбинированный зачёт.
  • Домашняя зачётная система.
Письменный зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)   1. Найти простые предложения с однородными членами, с союзом И (знаки препинания не проставлены).       А. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.       Б. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.       В. Дождливые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.       Г. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.       Д. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.       Е. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер . 2. Найти сложные предложения (знаки препинания не проставлены).       А. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях  быстро понеслось.       Б. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.       В. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.       Г. Листва сомкнулась и потемнел лес.       Д. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.

Письменный зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

1. Найти простые предложения с однородными членами, с союзом И (знаки препинания не проставлены).

      А. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

      Б. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.

      В. Дождливые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

      Г. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

      Д. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

      Е. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер .

2. Найти сложные предложения (знаки препинания не проставлены).

      А. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях  быстро понеслось.

      Б. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.

      В. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.

      Г. Листва сомкнулась и потемнел лес.

      Д. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.

    Устный зачёт  Билет 1.  Что изучается в синтаксисе?  При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?  Билет 2.  Какие члены предложения составляют грамматическую основу?  Знаки препинания при однородных членах предложения?  Билет 3.  Для чего нужна пунктуация?  Знаки препинания при обобщающих словах.  Билет 4.  Что такое обстоятельство?  Знаки препинания при обращении.  Билет 5  Что такое определение?  Знаки препинания при прямой речи.  Билет 6  Что такое дополнение?  Знаки препинания при диалоге.

Устный зачёт Билет 1. Что изучается в синтаксисе? При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Билет 2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Знаки препинания при однородных членах предложения? Билет 3. Для чего нужна пунктуация? Знаки препинания при обобщающих словах. Билет 4. Что такое обстоятельство? Знаки препинания при обращении. Билет 5 Что такое определение? Знаки препинания при прямой речи. Билет 6 Что такое дополнение? Знаки препинания при диалоге.

Типы комбинированного зачёта:  1. Устно-письменный зачёт  2. Устно-практический зачёт

Типы комбинированного зачёта:

1. Устно-письменный зачёт

2. Устно-практический зачёт

Содержание зачётов. 1. Материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачётного раздела. 2. Фактический материал, составляющий основу предмета. 3. Задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы.

Содержание зачётов.

1. Материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачётного раздела.

2. Фактический материал, составляющий основу предмета.

3. Задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы.

Положительные аспекты проведения зачётов. 1. Возможность оценить конкретные знания и умения ученика. 2. Повысить качество знаний по предмету. 3. Самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой.

Положительные аспекты проведения зачётов.

1. Возможность оценить конкретные знания и умения ученика.

2. Повысить качество знаний по предмету.

3. Самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой.

Недостатки зачётов: 1.Не всегда качество может достигать хороших результатов. 2. Сложно для детей со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики. 3. Проведение зачётов в составлении расписания уроков, приводит детей к перегрузкам.

Недостатки зачётов:

1.Не всегда качество может достигать хороших результатов.

2. Сложно для детей со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики.

3. Проведение зачётов в составлении расписания уроков, приводит детей к перегрузкам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей