СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Глаголы переходные и непереходные"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6-м классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"»

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Цели.

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.

  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных,  организационных общеучебных умений.

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Девиз урока Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Тематические рамки: глагол

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

1. Ученикам предлагается написать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.

Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется – окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)

2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

3. Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. 

4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).

– У нас возникло затруднение. (Проговаривают ученики).

III. Выявление места и причин затруднения

– Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).

– Почему возникло затруднение? (Других признаков глагола не изучали).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.

– Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола).

Тема урока будет сформулирована в конце урока.

– Наметим план наших действий:

1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

2) Устраним затруднение.

3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

– Что нам поможет? (Учебник, учитель).

V. Работа с учебником

1) Фронтальная работа по учебнику стр. 198–199.

2) Какой новый признак “открыли”? “переходность”.

3) Какие признаки переходности глаголов узнали? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).

Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. Групповая работа (3 мин.). Класс делится на несколько групп (на двух соседних партах). После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.

Обобщение. 

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.

Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.

Чтение правила

VI. Включение в систему знаний и повторение

Выполнение упр. 481 на стр. 201. Списать предложения, вставить безударные гласные, объяснить орфограммы, подчеркнуть переходные глаголы. В классе написать 2 предложения.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. – Какая тема урока была?

– Какую цель ставили?

– Достигли цели?

Самооценка умений применять алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов

2. Д/з – написать 10 переходных глаголов,10 непереходных глаголов.







Задание 1

Во все века на русском хлебе

Богатыри росли у нас.

Так пусть же вновь растут такие,

Чтобы, когда наступит срок,

Нигде никто тебя, Россия,

Перебороть ни в чём не мог.  ( М. Исаковский)


Задание 2

Позв(о,а)лять шалости      


Велоси(п,пп)ед


Янва(рь,р)ский


Ждал н(е,и)сколько дней


По(т,д)заголовок


Пос(е,и)деть от горя


Со(л,лл)дат


Н(и,е)кто не забыт


Лес(д,т)ница


В(е,и)теран


Ма(л,лл)яр


Б(ь,ъ)ющийся


Ветре(н,нн)ый


Без(и,ы)нтересный


С(е,и)бя


 

Задание 3.Подчеркните определительные местоимения, определите род, число и падеж.

В юношеской библиотеке Новоалтайска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.


Задание 4  Восстанови текст, вставляя определительные местоимения.

Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.


Задание 5          Тест

   

      1. Какое из местоимений не является определительным?

            А. любой;               Б. другой;            В. никто;            Г. иной.

  1. Найди ошибку в написании местоимения:

      А. любого;              Б. иному;            В. всякова;         Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

     А. по падежам и числам;                    В. по родам, числам и падежам;

     Б. только по родам;                             Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

     А. только подлежащим или сказуемым;                  В. любым членом предложения;

 Б. подлежащим, определением, дополнением.         Г. только определением;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!