СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.   Лексикология. Лексическое значение слова.

                                 Прямое и переносное значение слова.

                                 Знакомство со словарями.

 

 

Цели урока:

  • сформулировать у учащихся понимание значения терминов лексика, лексикология, лексическое значение, грамматическое значение слова; научить детей распознавать слова, которые имеют эмоционально-экспрессивную и стилистическую окраску, уместно их использовать; познакомить учащихся с толковым словарем, выработать навык работы с ним;
  • развивать внимание, мышление, речь детей, память;
  • прививать интерес к слову, любовь к родному русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Лексикология"»


Васильева Светлана Анатольевна,

учитель-методист г. Евпатория

Республика Крым

[email protected]


УРОК В 5 КЛАССЕ


Тема. Лексикология. Лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова.

Знакомство со словарями.



Цели урока:

  • сформулировать у учащихся понимание значения терминов лексика, лексикология, лексическое значение, грамматическое значение слова; научить детей распознавать слова, которые имеют эмоционально-экспрессивную и стилистическую окраску, уместно их использовать; познакомить учащихся с толковым словарем, выработать навык работы с ним;

  • развивать внимание, мышление, речь детей, память;

  • прививать интерес к слову, любовь к родному русскому языку.


Методические приемы:

  • рассказ учителя;

  • словарная работа;

  • работа в парах;

  • умение работать с тестами;

  • выразительное чтение;

  • использование интерактивной доски;

  • фронтальная работа с учащимися.



Оборудование урока:

  • Л.М.Рыбченкова.О.М.Александрова. Учебник русского языка, 5кл. для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть I.Москва «Просвещение» 2014.

  • словари русского языка. С.И.Ожегова (желательно на каждую парту);

  • выставка словарей «Наши друзья – словари»;

  • раздаточный материал (см. приложение № 1, 2);

сувениры, жетончики детям;

  • высказывания писателей о русском языке.



Для всего в русском языке есть великое

множество хороших слов и названий.

К.Паустовский

Величайшее богатство народа – его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут

в слове несметные сокровища человеческой

мысли и опыта.

М. Шолохов

Относитесь к родному языку бережно и

любовно. Думайте о нем, изучайте его,

страстно любите его, и вам откроется лицо

безграничных радостей, ибо безграничны

сокровища русского языка.

В.Луговой

Язык – это удивительное орудие, с помощью

которого люди, общаясь между собой,

передают друг другу любые мысли.

Л. Успенский

С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

что нельзя было бы передать русским словом.

К. Паустовский


Ход урока.


  1. Организационный момент, психологический настрой.


II. Актуализация опорных знаний. Мотивация обучения.


Учитель:

- Ребята, обратите внимание на доску. На ней не записана тема урока, но помещены высказывания известных писателей о русском языке. Давайте попробуем их выразительно прочитать, подумать и ответить на вопросы: »Какой теме урока они могут соответствовать?»

(Дети выразительно читают вслух. Нужно дать учащимся «выговориться», чтобы они сами подсказали тему урока)

Учитель:

- Действительно, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с таким разделом языкознания, который занимается изучением лексики.

(В тетрадях записывается тема урока. На доске появляются цели, которые поставлены на уроке перед детьми. Учитель проговаривает их).

Учитель:

- Мне бы очень хотелось, чтобы работа на уроке была плодотворной, творческой, поэтому предлагаю такую форму проведения урока. Самым активным ребятам в процессе урока будут даваться жетончики, которые в конце урока вы сможете обменять на оценки (1 жетон -2 балла).

-Согласны?

Ш. Фронтальная беседа с учащимися.

- Какие разделы языкознания вы изучали в 5 классе?

(Следует ответ учащихся. Синтаксис и фонетика)

- Что изучает синтаксис? Что фонетика?

(Следуют ответы учащихся. Единицы изучения в синтаксисе – словосочетание и предложение, в фонетике – звуки речи, фонемы).

IY. Словарно-орфографическая работа.

(На доске написаны слова: Лексика, лексический, лексикология)

Учитель:

- Что общего у этих слов?

(Следуют ответы учащихся. У них общий корень «лексик» Термин «Лексика» восходит к греческому слову «Лексикос», что означает «словесный», «словарный». Лексис – «слово». Лексикой называют словарный запас языка. Этим термином иногда обозначают и соответствующий раздел науки о языке, употребление в прямом и переносном значении дают оценку многозначным и однозначным словам. О том, что она характеризует омонимы, синонимы, антонимы, вы узнаете на следующих уроках. А мы с вами должны знать, что именно слово является единицей раздела языкознания под названием «Лексика»).

- Работа с учебником, стр.58, 59. Прочитайте еще раз в учебнике, что такое лексика, лексическое значение (ЛЗ), лексикология. Работа над упр.№ 122, стр58.


1. Работа над темой урока


  1. Учитель:

- Ребята, а наша задача – расширить свой словарный запас. А это значит – узнавать новые слова.

Послушайте стихотворение И. Токмаковой

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки – семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим. Плим, Плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим. Плим, Плим…

И ничего не значит

Плим. Плим, Плим…




Учитель:

- Ребята, удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему?

(Следуют ответы учащихся).

- А вы узнали новое слово, прослушав стихотворение?

_ Вспомните фонетику. Из чего состоит слово? (Из звуков). Произносим все вместе, записываем в фонетические транскрипции [пл’и́м].

- И все - таки это не слово! Почему? (Да потому, что оно ничего не значит, так как не имеет смысла. Значение – это важный признак слова, без него слова нет и не может быть).

Учитель:

- Обратимся к непонятной и смешной фразе, созданной выдающимся ученым – лингвистом Реформатским:

(Предложение записано на доске)

Глокая куздра штеко будланула бокренка и курделячит бокра.

Учитель:

-Прочитайте это предложение. Поняли ли вы его смысл?

- А что вам известно, или, что вы можете сказать, глядя на это предложение?

(а) сущ. ж.р., ед.ч. Им.п.

б) глагол прош.вр. ед.ч.

в) назовите известные вам части речи.

Учитель:

- Дайте характеристику предложению.

Учитель:

- Разбор мы сделали, определили части речи, но почему это предложение продолжает казаться нам странным и непонятным?

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- Итак, перед нами слова, у которых есть грамматическое значение (ГЗ), но нет лексического значения, потому нам смысл непонятен. А смысл слова – это и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово – значит, понять его лексическое значение.

А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (В словарях)


2. Знакомство со словарями.

Учитель:

- Обратите внимание на выставку, которая называется «Наши друзья – словари»

Толковый - толкует, т.е. разъясняет значение слов.

Учитель:

- Как вы думаете, сколько слов использует взрослый человек в своей жизни? А сколько слов вы используете?

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- На самом деле взрослый человек с высшим образованием пользуется приблизительно 12.000 слов, ребенок вашего возраста – 5.000 слов. Словарный запас А.С.Пушкина составлял около 20.000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-юмбо» составляет 300 слов. «Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью»,- так писали Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «12 стульев»

Учитель:

- Ребята, а о чем это свидетельствует?

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- Все слова помещены в словари.

-С какими словарями вы уже знакомы? (орфографический, толковый)

Учитель:

- Есть 17-томный словарь русского литературного языка. В нем – 120 тысяч слов. Есть 20-томный словарь, содержащий около 160 тысяч слов. А в самом популярном сегодня словаре С.Ожегова – 57 тысяч слов.

Существуют словари иностранных слов, словари синонимов, антонимов и многие другие. О них мы узнаем на следующих уроках.

Учитель:

- А как располагаются слова в словарях? (по алфавиту)

Учитель:

- Ребята, давайте посмотрим, из чего состоит словарная статья?

(У каждого на парте лежит толковый словарь С. Ожегова.)

- Прочитайте, что такое этика, нравственный?

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- Обратите внимание, что каждое слово относится к какой - либо части речи, имеет, кроме лексического значения еще и грамматическое. Мы уже об этом говорили, когда давали характеристику предложению. У имен существительных и прилагательных можно определить род, число, падеж, у глаголов – время, лицо, число. Это и будет их грамматическое значение.

Учитель:

- У каждого на парте – схема строения словарной статьи. Давайте посмотрим, из чего она состоит.

Пронумеруйте порядок построения словарной статьи.







Словарная статья




1. Слово 2. Грамматическое значение 3. Лексическое значение



3. Закрепление. Работа в парах.

Учитель:

- А теперь попробуйте самостоятельно, работая в парах, определить ЛЗ и ГЗ любого слова из школьной тематики.

Например: ШКОЛА Один говорит ЛЗ

Другой - ГЗ

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- А теперь попробуйте по лексическому и грамматическому значению определить опорное слово.

(одна пара говорит – другая отвечает)


4. Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал на стр.123 и ответьте на вопрос:

- Что такое Л.З. (учащиеся читают)

Учитель:

- Мы идем в школу и несем в руке предмет, предназначенный для того, чтобы носить книги и тетради. Что это? (рюкзак, портфель)

5. Лингвистическая игра «Идем в школу».


Учитель:

- Давайте наполним наш рюкзак вещами, которые нам будут необходимы в школе. (разгадывание кроссворда). Я читаю ЛЗ, а дети заполняют клетки. Кроссворд в виде рюкзака нарисован на доске. (можно провести в виде игры «Чей ряд быстрее?».

Вопросы для кроссворда.

  1. Сшитые листы чистой бумаги в обложке. (тетрадь)

  2. Книга для обучения чему-нибудь. (учебник)

  3. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (дневник)

  4. Письменная принадлежность – держатель для пера в виде палочки, стержня. (ручка)

  5. Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево. (карандаш)

  6. Инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах. (циркуль)

  7. Ломтик хлеба с маслом, с сыром, колбасой. (бутерброд)

(Вопросы можно добавить, изменить вид кроссворда).


6. Повторение. Орфографическая работа.

Учитель:

- Какой фольклорный жанр построен на определении слова по его лексическому значению. (загадки)

а) Осложненное списывание.

(2 человека работают у доски)


1. Летним утром бл…стят на тр…винке,

На цв…тах, на л…стках, на былинке.

Со…нце выйдет – алмазом сверкнет,

А потом до утра пропадет

(Роса)

  1. Отыскался в чаще куст –

Он раскидист, зелен, густ.

Собирай пл…ды для тех,

Кто грызет л…сной … (Орех)


Учитель:

- Какую орфограмму повторили при списывании?

(Следуют ответы учащихся)

- По словарю определяем лексическое значение слов: орех, роса.

7. Работа по культуре речи.

- Часто люди, особенно дети, не понимая лексического значения некоторых слов, неправильно их употребляют. От этого в их речи появляются лексические ошибки, над которыми все смеются.

Найдите такие ошибки и запишите эти слова через запятую в тетрадь в исправленном виде. (один человек у доски).

  1. Мы ехали на экскаватор в метро.

  2. Перед нами выступала исказительница народных сказок.

  3. Лучший способ передвижения по снегу – с собаками на нарах.

(Слова: эскалатор, сказительница, нарты. На партах 3-х уч-ся лежат словари, читают лексическое значение этих слов).


8. Из истории слов.

Это интересно

Учитель:

- Мы уже сказали, что язык состоит из слов. Слов очень много. Чем человек больше знает слов, тем он культурнее. Он имеет возможность выбрать такие слова, которые наиболее точно передадут его мысль. Человек, плохо думающий над словом, может сказать: "Обратно будем стихи читать», или «Крыша течет», а крыша – то не может течь, она протекает. Надо задуматься над словом!

Но мало выбрать точные слова, надо следить за тем, чтобы форма слова была правильная.

Нельзя говорить «ехай» вместо поезжай; «курей» вместо кур.

Некоторые слова нашего языка, если вдуматься в их значение, раскрывают перед нами очень интересную историю своего происхождения.

И сейчас мы услышим происхождения нескольких интересных слов.

(Заранее подготовленные учащиеся говорят о происхождении слов:

  • Красная строка,

  • Рубль,

  • Кенгуру.

(см.приложение №1)

Учитель:

- Ребята, а в каком словаре мы можем прочитать о происхождении слов?

(В этимологическом)


На доске: Этимология –

1.отдел языкознания, изучающий происхождение слов. 2.Происхождение того или иного слова или выражения.


9. Творческое задание

Учитель:

- Мы познакомились со словарями, научились определять ЛЗ и ГЗ, увидели, из чего состоит словарная статья, а оказывается, одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяются прямые и переносные значения.

а) Задание. Попробуйте определить, где прямое, а где переносное значение слов.

1. Золотое украшение, золотые руки.

2. Черное платье, черные мысли.

3. Вода кипит, работа кипит.

(Работа выполняется устно. Следует ответ учащихся).

Учитель:

- Итак, прямое значение или основное главное – это значение, которое непосредственно соотносится с реальной действительностью.

Переносные значения возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления на другое на основании сходства, общности признаков. В словаре есть пометка – перен. (показать в словаре).

б) Творческое списывание.

Из слов, данных в скобках, выбрать такие, в сочетании с которыми слова получают переносное значение:

  1. Жемчужный (ожерелье, зубы, серьги).

  2. Зажечь (свеча, костер, дрова, ребята)

  3. Рассыпались (звезды, зерна)

  4. Свирепый (зверь, мороз)

  5. Плывет (спортсмен, туча)

  6. Золотые (серьги, дети)


10. Для любознательных

Учитель:

Словарный запас бывает богатым у того, кто много читает.

Каждый, кто любит литературу, кто много читает, внимательно относится к словам, старается понимать значение каждого слова. Это внимание к слову вырабатывается с годами, с опытом. И даже если слово новое, то по едва уловимым оттенкам можно почти наверняка угадать, к какой области человеческих знаний относится оно. Попробуйте почувствовать себя людьми чуткими к слову, к тонким его смысловым оттенкам, угадать смысл неизвестных вам слов. (отмечены правильные ответы):

  1. АНОФЕЛЕС

Греческое имя

Комар

Балочное перекрытие



  1. ОСТЕРИЯ

Круглый червь

Клоунада

Трактир в Италии


  1. КЕТЧУП

Упряжь

Гимнастический снаряд

Пряный соус


  1. СЕПИЯ

Каракатица

Национальность

Имя монгольского хана


  1. ЭСКАПАДА

Военное упражнение

Выходка

Оружие


  1. БЕЙКА

Шашечное правило

Тропическое животное

Полоска ткани


  1. КАЛАН

Тихая заводь

Обгоревшее полено

Морская выдра


  1. МАКРЕЛЬ

Рыба

Дождевая кадка

Одежда


  1. НЕТОПЫРЬ

Мантия монарха

Материал для свечей

Летучая мышь


  1. Итоги урока.

Учитель:

–Ребята, давайте подведем итог. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились?

(Следуют ответы учащихся)

Учитель:

- Мы действительно убедились, что для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (Обращение к эпиграфу).

а) Работа в парах с тестами. (Правильные ответы на доске. см. приложение № 2.)


12. Награждение сувенирами, выставление оценок, вручение медалей.


13. Подготовка к выполнению дом. задания. (Д/З записано на доске)

а). Принести толковый словарь

б). По желанию. Написать сочинение-миниатюру о любимом уголке родной природы, используя слова в переносном значении.
















Примечания:

Приложение № 1:

Красная строка.


До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Это требовало многих месяцев работы. Поэтому книга имела очень большую ценность не только культурную, но и материальную. Понятно, что ее всячески старались украсить. При переписке оставляли места для будущих рисунков и отступы для заглавных букв. Потом на этих отступах рисовали красной краской буквы.

С тех пор и повелось называть короткую начальную строку с отступом красной строкой.

Рубль.


В древней Руси мерой цены служили серебряные бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, какая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями.


Кенгуру.


Название сумчатого животного кенгуру на языке туземного населения Австралии означает "мы этого не знаем". Так ответили туземцы капитану Куку, когда он спросил, как называется это животное, которого тогда еще не видел ни один европеец.





















Приложение № 2

В конце урока можно провести тест. (Тест лежат на каждой парте).

Найдите правильный ответ на каждый вопрос.

Соотнесите буквы и цифры.



ТЕСТ

Вопросы:


  1. Какую единицу языка изучает раздел «Лексика»

  2. Что такое слово?

  3. Какое значение имеет слово?

  4. Как определить значение слов?


Ответы:


А. По словарям

Б. Два: лексическое и грамматическое

В. Слово

Г. Звук или сочетание звуков, имеющее определенное смысловое значение и грамматическое оформление.


Контрольный лист учителя. Дети сверяют правильные ответы с доской.

1 –В 2 – Г 3 – Б 4 - А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!