СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое"»

Тема урока: Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Цели и задачи урока:

образовательные:

-расширение знаний и представлений о строении предложения, его особенностях;

-повторение и отработка навыка нахождения грамматической основы в простых предложениях;

-распространение простых предложений, смысловая и грамматическая связь в предложении

коррекционные:

-развитие памяти обучающихся,

-развитие внимательности,

-коррекция мелкой моторики

- развивающие:

-развитие умений соотнесения личного опыта и знаний, полученных на уроке

воспитательные:

-воспитание дисциплинированности, аккуратности, настойчивости в учебе.

- Познавательные:

-восстановить знания обучающихся о простом предложении;

-углубить представление о предложении через наблюдение и работу с предложениями.

- Практические:

-определить уровень сформированности умений видеть грамматическую основу простого предложения.

- Общепредметные:

- воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста;

-дифференцировать задания с учётом темпов усвоения обучающимися сведений по синтаксису, пунктуации;

-учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Методы формирования умений:

Нахождение грамматической основы простого предложения.

Определение смысловой и грамматической связи в предложении.

Сравнение распространенного и нераспространенного предложения.

Работа с упражнениями для закрепления ЗУН.

По окончании урока обучающиеся должны

- знать: особенности простых предложений

- уметь: на практике находить грамматическую основу предложения.

Словарная работа: словарный диктант

Оборудование: учебник, схемы, карточки, орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Психологический настрой. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро» – солнцу и птицам,

«Доброе утро» – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Всем доброе утро! Ребята, поприветствуем друг друга, подарим улыбки! Скажите мне, пожалуйста, когда, почему люди улыбаются, трудно ли вам было улыбнуться?

- Конечно, очень приятно, когда тебе просто улыбнётся даже незнакомый человек, настроение улучшается. И урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех, ведь сегодня у нас урок изучения новых знаний.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

- Запись числа с комментированием, темы урока, обозначение орфограмм.

Предлагаю отгадать загадку:

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, 
Взад-вперед по пашне вскачь,  А зовётся птица... (грач)

- Прописываем слово с «дежурной» буквы Гг.

- Выполняем звуко-буквенный разбор (1 человек работает у доски, остальные – в тетради). Объяснение написания шипящей на конце. ГРАЧ -4 б., 4 зв., 1 гл., 3 согл., 1 слог.

- Ребята, знаете ли вы, что ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц — интернациональный экологический праздник.

- Словарная работа. Приложение 1: запись под диктовку словарных слов

вставить пропущенные буквы (1 группа) - один человек работает у доски, остальные (1,2 группа) – записывают под диктовку в тетрадях.

Дополнительное задание – придумать предложение с одним из словарных слов и записать его.

-Итак, проверяем и скажем, что мы сделали: мы повторили словарные слова, сделали звуко-буквенный разбор слова, повторили написание ь после шипящих.

- Физминутка для рук и плечей «Птичка»

Я пройдусь по лесам (поднимаем руки, машем ими)

Много птичек там (перекрестив ладони, держим их тыльной стороной наружу. Можно сцепить большие пальцы, сделав крючок)

Все порхают (машем руками, как крыльями),

Поют (изображаем руками открывающиеся клювы),

Гнезда теплые вьют (сложить ладони, сделав чашу)

III. Постановка целей урока. Обратимся к теме урока. О чем мы сегодня будем говорить?

- Вспомним, что такое подлежащее и сказуемое (на какие вопросы отвечают, что обозначают, как связываются друг с другом).

- Будем находить главные члены в предложении.

- Будем самостоятельно составлять предложения, разбирать их.

Изучение нового материала. Повторение особенностей связи слов в предложении (смысловой и грамматической). Цель: научить связывать главные члены по смыслу, учить анализировать; развивать умение работать с главными членами, воспитывать желание самостоятельно добывать знания.

Работа в парах. Приложение 2. Задание: соедини существительные УЧЕНИК, ЛАСТОЧКА стрелками только с теми глаголами, с которыми их можно употребить в речи

Греет, улыбается, светит, прячется, садится, рисует

Запись в тетради 2-х распространенных предложений, их разбор по членам.

Итак, в нашем предложении все слова связаны друг с другом по смыслу.

Работа с деформированным текстом. Приложение 3. Задание: раскрой скобки, поставь слова в нужной форме, добавь сказуемые-глаголы, подходящие по смыслу:

На тонкой (б_рё_ка) громко ________грач_. На (ветка) (с_рень) вес_ло ________сол_вей.

Итак, в предложениях все слова связаны друг с другом грамматически.

Индивидуально-коррекционная работа: подчеркни подлежащее и сказуемое в получившихся предложениях.

IV. Проверка первичного восприятия. Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить и откорректировать пробелы и неверные представления.

Выполнение разноуровневой творческой групповой работы по вариантам.

- Проверим, насколько вы поняли новую тему. Предлагаю выполнить творческую работу и проверить свои знания по новой теме.

- Приложение 4. Карточки (1 гр. – работает по всем четырем картинкам, 2 гр. – только по двум). Разбор задания, определение дальнейших действий. Запись первого предложения на доске, его разбор. Следующие предложения составить по аналогии после обсуждения в группе.

Индивидуально-коррекционная работа: Приложение 5. Карточки (только по двум картинкам)

- Физминутка-игра: Давайте немного поиграем: представим, что все мы птицы. Будем махать руками, как крыльями, а я буду называть части тела птиц.

Итак, ПОЛЕТЕЛИ, ПОЛЕТЕЛИ, ПОЛЕТЕЛИ (клюв, хохолок, крыло, грудка, коготки, лапки, спинка, глаза, перышки)

Итак, в предложении все слова связаны друг с другом не только по смыслу, но и грамматически.

V. Обобщение и систематизация.  Индивидуальные карточки: В предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Главные – подлежащее и сказуемое. Все остальные члены – второстепенные. Члены в предложении связаны по смыслу и грамматически. Определи, подчеркни, построй схему предложения.

VI. Итог урока. . Рефлексия.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

VIII. Выставление оценок… Всем спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!