СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Морфологические признаки имени прилагательного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок русского языка в 6 классе по теме   "Морфологические признаки имени прилагательного", основанный на технологии проблемно-диалогического обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Морфологические признаки имени прилагательного"»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Морфологические признаки имени прилагательного" 
















Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ Глубокинская школа

Колабская С.А.





2016г.

Тип урока: урок-закрепление изученного материала

Цели как деятельность учеников:

  1. находить и выделять прилагательное на основе грамматического значения, определять морфологические признаки;

  2. пользоваться приёмами аудирования, изучающим чтением, сравнивать, перерабатывать и преобразовывать информацию (в таблицу, ключевые слова);

  3. развивать речь - создавать собственный текст-описание с использованием имён прилагательных

Оборудование урока: рабочая доска, компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока (Приложение 1)

«Древо» «Оценка достижений» (Приложение 2)

Карта оценки состояния

Методические приемы: проблемный диалог, беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, лингвистический эксперимент, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы, рефлексия, приёмы самооценки.

Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Мы начинаем наш урок- урок - проблемный диалог, где каждому этапу- свой итог.

2. Введение в тему. «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ» (Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным).

Учитель: Момент или этап первый. Назовём его удивительный или удивляющий. Внимание - на экран. (На слайде представлен текст-отрывок, учитель читает его эмоционально-выразительно, учащиеся слушают и отвечают на вопросы после прослушивания).

- Что ты говоришь, мартышка?- возмутился удав.- Какая ещё хрюря?

- Пампукская хрюря!- сказала мартышка.- Пампукская!

- Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел!- закричал удав.

- Мало ли чего ты не видел!- сказала мартышка.- Ты его не видел, а оно есть.

- Где?- спросил удав.

- В разных местах, - сказала мартышка.


Учитель: Из какого произведения отрывок? («38 попугаев» режиссёр Иван Уфимцев, 1976г.)

- Что же удивительного, необычного в тексте?

Ученики: слова пампукская, хрюря, пампукских, хрюрь, лексическое значение которых не определишь по толковому словарю, а вот определить их грамматическое значение вполне возможно.

Учитель: К каким частям речи можно отнести данные слова? По каким признакам это можно определить? (Толстый вопрос)

Ученики: (Хрюря- существительное (кто? или что? И.п., 1-е скл., ед. ч., ж.р – окончание я-[а]. Пампукская- прилагательное (какая?) окончание ая, И.п., ед. ч., ж.р ).

Учитель: Как же называются данные признаки? На какой раздел языка опирается понятие? (Тонкие вопросы)

Ученики: Морфологические. Раздел «Морфология».


Этап второй - определяющий

Учитель: Следовательно, можно сформулировать тему урока, на которую вы вышли, исходя, кроме того, ещё и из темы прошлого урока.

Ученики записывают тему (учитель на доске делает запись): «Морфологические признаки имени прилагательного».

Учитель: Сформулируйте основную проблему урока.

Ученики: Определить признаки прилагательного как части речи, представив их в обобщённом виде.

Учитель предлагает обратиться к «древу» «Оценка достижений» на начало урока и спрогнозировать «успех» или «неуспех» своей работы.


Этап третий - исследовательский


Актуализация изученного.


I. «Корзина понятий». Учитель говорит о том, чтобы спроецировать полученные знания об имени прилагательном на успех, ученику необходимо собрать «корзину понятий- морфологических признаков». Учащийся у доски рассказывает об известных ему признаках прилагательного, необходимые примеры- комментарии записывает на доске. Делает вывод о том, что признаки могут быть постоянными и непостоянными, необходимо говорить о морфологических признаках прилагательного, чтобы правильно употреблять с точки зрения грамматики данную часть речи и для того, чтобы отличать имя прилагательное от других частей речи.

II. «Поймай ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки. Сначала обучающиеся заранее предупреждаются об этом. Учащиеся пресекают ошибки пояснением, когда оно требуется, корректирует. Поощряется внимание и готовность вмешаться - «работа учителем».


Учитель:

- Я считаю, что имя прилагательное не похоже ни на одну часть речи по своим морфологическим признакам, в том числе, и на имя числительное.

- Я думаю, что имя прилагательное по основным своим видам похоже на имя числительное.

- Мне представляется, что категория спряжения объединяет имя прилагательное и другую известную вам часть речи.

Обучающимися делается вывод о схожести морфологических признаков имени прилагательного с признаками других частей речи и имеющихся отличительных особенностях.


III. Учитель говорит, что необходимо практически закрепить знания об морфологических особенностях имени прилагательного.

Словарная работа. (Выделяется опознавательный признак орфограммы)

Золотистым лучом, восхитительную картину, поразительная чистота, в дальнюю поездку, ароматным ландышем, миллион алых роз, благодаря великолепным условиям, бермудский треугольник.

Учащийся самостоятельно с помощью слайда проверяет себя.

Учитель: какое понятие вызывает затруднение? Что оно означает? Найдите имя прилагательное. (Бермудский треугольник. Место в Атлантическом океане, где мистическим образом за 150 последних лет исчезло 70 кораблей, 20 самолётов и более тысячи людей). Показывается слайд.

Учитель: обращаясь к теме, предлагает собрать «условный кластер» морфологических признаков слова-прилагательного бермудский.

Обращается внимание обучающихся на слайд «Решаем проблему».

Выход на понятие «морфологический разбор имени прилагательного».


IV. Обращение к учебнику. (Учащийся зачитывает порядок морфологического разбора имени прилагательного. Запись образца разбора- домашнее задание и упр. 298)


V. Обратная связь.


Назвать лишние слова: род, лицо, число, склонение, спряжение, падеж.


VI. Прогнозирование на следующий урок – творческое конструирование текста (лингвистический эксперимент).


Затрепетали звёзды в небе, и от зари, из-за аллей, повеял ветер полей.


(В оригинале: Затрепетали звёзды в небе, и от зари, из-за аллей, повеял чистый лёгкий ветер весенней прелестью полей (И.А. Бунин)


VII. Рефлексия

Учащийся заполняет карту «Моё состояние», и определяет свои достижения в ходе урока по схеме: знал- не знал- узнал- хочу узнать


VIII. Учитель: предлагает обратиться к «древу» «Оценка достижений» на конец урока и определить «успех» или «неуспех» своей работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!