СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Имя числительное как часть речи". 10-й класс (для вечерних школ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи; 2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом; 3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.

Тип урока: урок – практикум.

Место урока в учебном плане – урок контроля теоретических и практических компетенций учащихся по теме “Имя числительное”.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Имя числительное как часть речи". 10-й класс (для вечерних школ)»

Урок русского языка по теме "Имя числительное как часть речи". 10-й класс



Цель:

1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом;
3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.

Тип урока: урок – практикум.

Место урока в учебном плане – урок контроля теоретических и практических компетенций учащихся по теме “Имя числительное”.

Ход урока

Слайд 1 (дата)

1. Организационный момент.

2. Работа над ошибками.

Слайд 2

3. Словарные слова :одиннадцать,миллион,миллиард.

4. Определение темы и цели урока:

Слайд 3 Дополни пословицы и поговорки

  1. раз отмерь – … раз отрежь.

  2. пядей во лбу.

  3. в поле не воин.

  4. пятниц на неделе.

  5. Не имей … рублей, а имей … друзей.

  6. ум хорошо, а … лучше.

  7. Без … углов изба не рубится.

  8. ложками кашу не едят.

- Пословицы и поговорки нам подсказали тему сегодняшнего урока. Назовите её.

Слайд 4-5.Тема урока «Имя числительное как часть речи»

5.Повторение теоретического материала.

Слайд 6-7 Вспомним ,что мы знаем о числительном. Используя материал параграфа 41 на странице 143-145,дополните ответ :

  • Имя числительное – это часть речи, которая обозначает….

  • Имена числительные делятся на ….

  • Качественные и собирательные числительные отвечают на вопрос……

  • Порядковые числительные отвечают на вопрос…..

  • В зависимости от словообразовательной структуры числительные делятся на…..

  • Имена числительные изменяются по падежам….

  • В предложении могут быть ….



6. Тренировочные упражнения.

Слайд 8.Выпишите номера числительных в таком порядке:1)количественные,2)порядковые,3)собирательные

1.два,2.три четвертых,3.семидесятый,4.один,5.триста пятьдесят седьмой,6.три,7.сорок,8.шестидесятый,9.десятеро,10.тысяча девятьсот восемьдесят восемь,11.девятнадцатый,12.трое.

Слайд 9 Проверь себя!

1.Два,три четвертых,один,три,сорок,тысяча девятьсот восемьдесят восемь.

2.Триста пятьдесят седьмой,шестидесятый,девятнадцатый.

3.Трое,десятеро.

Слайд 10 Перепишите числительные в таком порядке:1)простые,2)сложные 3)составные.

Сто ,одиннадцать ,семидесятый ,один,четыреста восемьдесят седьмой,два,сорок,тысяча девятьсот семьдесят три,триста.

Слайд 11 Проверь себя!

1.Сто,один,два,сорок.

2.Одиннадцать,семидесятый,триста.

3.Четыреста восемьдесят седьмой,тысяча девятьсот семьдесят три.



а) Работа с текстом.

Слайд 12-13. Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

(В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.)

– Какова часть речи слова “семидневная”?

б) Упражнение 222.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

Слайд 14 в) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

Слайд 15г) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

Слайд 16 д) Найди ошибку.

В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.
– Мы опоздали всего на полторы сутки.

7. Подведение итогов и рефлексия.

- Какой части речи мы сегодня уделяли внимание?

- Что повторили и закрепили?

Слайд 17.Продолжите предложение.

Числительные нужны в нашей речи для …



8. Контроль за темой.

Тест.

I вариант.

1. Найдите числительные:

а) два; 
б) двойня; 
в) двойной; 
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный: слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – двадцать пять.
Г. Прочитано сто страниц книги.

II вариант.

1. Найдите числительные.

а) пятерня; 
б) пятак; 
в) пятерка; 
г) пятеро;
д) пятый;
е) впятером.

2. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

3. Поставьте числительное девятьсот девяносто шесть в родительном падеже.

а) девятьсот девяноста шесть;
б) девятисот девяносто шести;
в) девятисот девяноста шести;
г) девятьсот девяносто шести;
д) девятисот девяносто шесть.

4. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный:слитно,раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Обследовали десять человек.
Б. Пятеро учеников готовились к докладу.
В. Все ожидали первого вылета.
Г. Пять да два – семь.



Итог урока.

Домашнее задание. § 41.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!