СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского 5 класс Язык художественной литературы. Литературная сказка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебник (Александрова)

Просмотр содержимого документа
«Язык художественной литературы. Литературная сказка.»

1.Запись числа.

Двадцать девятое апреля

Классная работа

2.Определение темы урока.

Прочитайте текст. Определите стиль текста. Объясните почему?

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:
— Не бойтесь — это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
— Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем. (М. Горький)

-Какого стиля текст? (художественный) Почему?

-К какому жанру художественных произведений относится? (сказка)

-Но сказке не простой, у этой сказки есть автор.- М.Горький.

-Как такие сказки называются? (литературные)

-Какова тема урока?

-Запишите тему урока:

Язык художественной литературы. Литературная сказка.

3. Целеполагание.

Сформулируйте цель урока, начав со слов: Какой? Как? (какой язык художественной литературы, как писать литературные сказки)

4. Проблемная ситуация.

Один ученик 5 класса когда анализировал этот текст, сказал, что особенностью языка текста художественного стиля является использование призывной лексики, очень много побудительных предложений.

Правильно ли ответил ученик? (нет)

-Призывные слова и побудительные предложения – особенность лексики какого стиля? (публицистического)

Выразительно прочитайте текст вслух.

-Проанализируйте текст и скажите, в чем особенность языка художественного стиля? (использование эпитетов, метафор, сравнений и олицетворений)

5. Актуализация.-Давайте вспомним средства выразительности: На доске схема:

Средства выразительности(тропы)



Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение

-В каком значении употребляются в тексте? (в переносном)

-Что такое эпитет? Какой частью речи выражен? Приведите пример. (красочное определение, прилагательным. Бездонные глаза)

-Что такое олицетворение? Какой частью речи выражен? (оживление неживых предметов. Глаголом. Шел дождь)

-Что такое сравнение? По каким союзам можете определить сравнение? (Сопоставление предметов, как точно, словно. Озеро, как зеркало)

-Что такое метафора? Как образуется метафора? (сопоставление 2 предметов без союза как ,сущ+сущ, глаг+сущ.уши подорожника, разбила сердце)

6. Работа по рядам в паре.

1 ряд в паре – выписать из текста эпитеты.

2 ряд в паре – выписать из текста сравнение и метафоры.

3 ряд в паре– выписать из текста олицетворения.

Эпитеты

Метафоры и сравнения

олицетворения

Ночная тьма, густая листва, ласковой улыбкой, мягким теням, белые головы, доброе солнце, растрепанные волны.

Вспыхнул луч солнца, кружева травы, окропленной росою, как придворные красавицы своему королю, зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны, рождается день.

Тьма прячется, вершины улыбаются, поднимают головы, кланяются солнцу, поют, солнце смеется, волны кружились, кружились, говорит солнце, поднимаясь.

-1 ряд по цепочке называют эпитеты, которые выписали.

Затем 2 ряд по цепочке называют сравнение и метафоры.

Затем 3 ряд по цепочке называют олицетворения.

-Сделайте вывод – каков язык художественной литературы? (образный)

7. Составление теста.

Выполним упр. 224. Прочитайте сказку ученика пятого класса об удивительном существе. (один ученик читает)

Найдите слова, придуманные автором.(щупалки, Уфо, ходилки, хваталки, буртинга, гимундии, бумбастер, крычагами зыркалки. Хрюнделе, фырки, рычалка)

-С какой целью они использованы?

-Затрудняют ли они понимание сказки? Объясните почему.
- Придумайте своё удивительное существо и опишите его языком художественной литературы. -Зачитайте тексты (2-3 человека).

8. Обобщение.

-В чем особенность языка художественной литературы? (использование средств выразительности)

-В чем особенности языка литературных сказок? (использование придуманных автором слов)

9. Домашнее задание. Упр.223 (прочитать текст. Доказать, к какому стилю и жанру относится. Озаглавить и сопоставить с текстом упр.224)

!!!!ТЕТРАДИ СДАТЬ В КОНЦЕ УРОКА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!