СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи 5 класс "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1. Образовательные: • введение понятия «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи. 2. Развивающие: • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; 3. Воспитательные: • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока:

Урок комбинированный

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: 5 минут

- Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема? (учащийся читает стихотворение):

Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила дилемма, - Нужно стили речи знать!

Ученики: Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. Сформулируйте тему урока.

Что такое стиль?

 А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

Учитель: Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Учащиеся: Устная и письменная.

Учитель: в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

Учащиеся: Разговорный стиль и книжный стиль.

2. Повторение изученного материала о стилях речи.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, заполните 1 колонку, используя учебник стр.74

научный, художественный, разговорный, официально- деловой

Название стиля речи

Где употребляется

данный стиль

С какой целью употребляется

данный стиль речи

Особые слова, которые присущи

только этому стилю речи

разговорный

в повседневной жизни

обмениваются информацией по бытовым вопросам

разговорная и просторечная лексика. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность Фразеологизмы.

Местоимения 1 и 2 лица.

Диалог.

Краткость речи. лексика разных стилей

научный

Энциклопедии, учебники, словари

Точная передача знаний

Термины, сложные предложения

Официально-деловой

Деловые бумаги

сообщение.

Сообщаются точные данные.

максимально сжат, лишен эмоций

Есть термины.

Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении.

Тире между подлежащим и сказуемым.

 

художественный

Художественные произведения

Воздействовать на читателя

Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.).

Нет терминов.

Есть слова в переносном значении.

Многоточие.

публицистический

Газеты, журналы

Привлечь внимание читателя

Восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы

 

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей. (5 минут работа в группах) – заполните 2-4 колонки по своему стилю. Для этого мы с вами создадим научные группы, объединившись между собой.

 

4. Выводы, обобщение. 2-3 минуты

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена!

Давайте подведем итог нашему уроку:

 - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

 - Что нового вы сегодня узнали?

 

  • Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже?
  • По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь?
  • Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?

 

 

 

 

 

группа № 1

«Давай посплетничаем»,

Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»

- Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки.

- Не повезло тебе!

 

Ученики (слушают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

 

 

группа № 2. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте, и какие черты для него характерны

Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья.

Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..

 

Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм.  Различают ливневый и обложной дождь.

 

 Ученики: Научный!

Итак, разобрали особенности двух известных нам стилей – остался еще один. Какой?

 

Внимание на экран! Перед вами фрагмент фантастической повести Евгения Велистова «Приключения Электроника»  - ваша задача определить, что в нем есть особенного. Некую изюминку.

Учащийся: Это текст художественного стиля, в котором есть еще научный стиль.

Учитель: Чем представлен научный, по вашему стиль?

Учащиеся: Справкой.

Текст появляется на экране «Справка» Электроник

Учитель: Подумайте, для чего написали эту справку? Сравните ее со справкой, представленной в презентации (на экране появляется классический документ «Справка учащейся»). Можно сказать, что этот текст является документом? Что здесь одинаковое?

Учащиеся: Повторяются определенные слова, кратко, точно передается информация.

Учитель: Эти черты присущи официально-деловому стилю (появляется в таблице на экране)

Звуковое сопровождение: Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.

Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?

Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.

Учитель: А для чего нам нужен такой стиль?

Учитель: Сравним две речевые ситуации: на экране появляются две иллюстрации – мальчики разговаривают на перемене и дети стоят у объявления.

Звуковое сопровождение:

Диалог:

 - слышь, прикинь завтра у нас в гимназии клевое мероприятие будет!

 - Да? А где?

 - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

 - Не знаю, а во сколько?

 - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

Учитель: А теперь перед вами та же информация. Демонстрация объявления на доске объявлений гимназии. В чем разница передачи информации в разговорном и официально-деловом стилях речи?

Учащиеся: В разговоре учащихся информация не точная, много эмоций. А в объявлении - информация передана точно и с отсутствием эмоциональности, сухо и кратко.

Учитель: Так какова основная цель официально-делового стиля речи?

Учащиеся: Основная цель официально-делового стиля речи – это точная передача деловой информации.

Группа №3 официально-деловой

В соответствии с постановлением №5 от 28 апреля 2011 года, отменяются положения, принятые на 35 съезде народной партии копирайтеров, предусматривающие использование готовых шаблонов для выполнения заказов индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 22 августа 2009 года и имеющих при себе удостоверение личности, хозяйственный договор, и право на пользование услугами копирайтера в течение как минимум года.

Образцы некоторых деловых бумаг. Заявление Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г. (подпись) Другой пример: Расписка. Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день. 23 марта 2000 г. Е. Тихонова

 

Группа №4 художественный

Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо.

 

Группа №5 публицистический

...Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. (По М. Горькому.)

 

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!