КЛАСС: 7 (с русским языком обучения)
ТЕМА: Разговорный стиль речи.
ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).
ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.
ЗАДАЧИ УРОКА:
формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;
развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;
воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов , умение оценивать, сотрудничество.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация с заданиями к уроку, карточки, лист оценивания, стикеры, презентация «Стили речи», подготовленная ученицей, видеоролик для проведения физминутки.
Этап урока Стратегия Форма Время | Содержание урока (Задания) | Результат | Оценивание |
Орг. момент Позитивный настрой Коллектив 3мин | Просмотр мультфильма «Вместе мы сила» - Как вы думаете, в чем смысл мультфильма? Цитата урока: Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи! | Создание коллаборативной среды. Подготовка к групповой работе Психологический настрой на урок | Позитивный настрой |
Проверка д/з 7 мин. | - презентация «Стили речи» (Стафоркина Катя) - учащиеся приводят свои примеры на каждый стиль речи | Умеет делать презентации, раскрывая тему. Работа с различными источниками, умеют анализировать выбирать. | Суммативное по критериям. Консультирова- ние учащихся. Удачные примеры поощряются смайликом. |
ТРИЗ «Необъявленная тема» Целеполагание 5 мин. | Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (старая сказка на новый лад) Задание: Посмотрев инсценировку сказки «Курочка Ряба», выделить особенности стиля речи, (речь, форма общения, языковые средства) и определить тему и цель урока | Определяют тему урока; создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. | Формативное: похвала актерам, поощрение смайлик |
Изучение новой темы ЗХУ Индивидуальная 5 мин | Заполнение таблицы ЗХУ Ознакомление то, что знают Читают то, что хотят узнать | Заполнение граф 1-2 то, что знают, где используется и в какой форме. | Формативное смайликами |
Составление критерий характеристики стилей речи. В парах 3 мин | Работа с теоретическим материалом в учебнике и на слайде. Чтение правила и составление плана характеристики. План характеристики стиля речи. 1 Цель высказывания. 2. Форма высказывания.(диалог, монолог, полилог) 3. Языковые средства (особенности лексики, синтаксиса) | Выделяют основные этапы характеристики стиля речи. | Лист оценивания. |
Физминутка Коллективная 2мин | Танцевальная пауза (видеоролик) | Настрой на урок | Концентрация внимания |
Работа с текстом «Прочитай и подумай» В парах 5 мин | Прочитать сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые». С.227, учебник Ответьте на вопросы: - На каком языке она написана? - Почему вы так думаете? - Назовите действующие лица сказки. Кто они? - Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию. - Определите, к какому стилю относится данный текст. - Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.) | Проанализировав, посовещавшись, определяют, что сказка написана нейтральным языком. Действующие лица: -Калуша с калушатами–это куропатка с цыплятами. Бутявка-червячок. -дают свою оценку сказке - определяют признаки разговорного стиля по форме и языковым средствам. | Лист оценивания заполняют графу в паре. Наиболее удачные ответы оцениваются смайликами. |
Исследовательская работа с текстом Групповая 6 мин | Дается работа на карточках. Задание: Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля? (Приложение 3) | Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. | Лист оценивания заполняют графу в группе |
ЗХУ Индивидуальная 3 мин | Заполняют графу «Узнал» | Знают отличительные признаки разговорного стиля | Лист оценивания заполняют графу «Я-сам» |
д/з 2 мин | - Разноуровневые задания: 1. Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему? (учащимся группы А) 2. Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями. (учащимся группы В) 3. Приготовить «простые и сложные вопросы» (учащимся группы С) | | |
Оценивание | Суммируются баллы в листе оценивания. | Учатся объективно оценивать себя и товарищей | Лист оценивания по критериям. |
Рефлексия 1 мин | | | Лист оценивания |
Приложение 1.
Лист оценивания
Ученика(цы) 7 «В» класса _______________________
Тема урока: «Разговорный стиль речи»
| Работа в группе оценщик | Работа в паре напарник | Я-сам | Итог вывести самостоятельно |
Очень хорошо-5 Хорошо-4 Средне-3 | | | | |
Приложение 2.
Сказка «Курочка-ряба на новый лад.»
Баба Эй, старик, проснись скорей!
Дед Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед Ну снесла, какое дело,
Что ты, бабка, обалдела?
Баба Да яйцо – то не простое,
А гляди – ка, золотое.
Дед Золотое в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба Погляди горит как жар.
Дед Не случился – ли пожар!
Баба О – о, горит, слепит глаза!
Дед Чудеса!
Баба Чудеса!
Дед Ты в сундук запри его. (стук в дверь)
Баба Нету дома никого.
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком занесло.
Дед Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов. (баба уходит и возвращается)
Баба В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На сапог себе добуду
И сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую
До краев набью сундук.
Дед Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба Что ты, старый, не блажи!
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки,
Засмеют тебя соседки.
Де Пусть смеются, мне не жалко!
Баба Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед Я хозяин или нет?
Баба Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось
И скорлупки не осталось
Всё куда – то подевалось!
Дед Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать как всегда.
Баба И шубенку справить можно,
И поправить можно дом.
Дед Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Приложение 3.
Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?
Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.
М. А как же, ну, а как же!
Н. Наверно, играли там? В детстве?
М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.
Н. Угу.
М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.
__________________________________________________________________
Карточка 2. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?
– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
Приложение 4.