Тема: Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
Цель: Сформировать представление у обучающихся о владычестве Золотой Орды над русскими землями
Задачи: Образовательные: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.
Развивающие: Развивать умения поиска нужного текста, его анализа, формулирования выводов; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории страны, уважительное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия, способность к решению моральных проблем на основе децентрации- механизма преодоления эгоцентризма личности, заключающегося в изменении точки зрения, позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления, интеграции с позициями, отличными от собственной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение изученного материала.
Исторический диктант.
Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
Какое княжество первым подверглось удару монголов? ( Рязанское)
Какой город монголы брали два месяца и назвали его « злым городом»? (Козельск)
Сколько походов на Русь совершили монголы? (Два)
Запишите годы завоевания Руси? (1237-1240)
Кто шёл на Русь с Запада? (шведы и немецкие рыцари)
Когда была Невская битва? (1240)
Когда были разбиты немецкие рыцари? (1242)
Кто разгромил завоевателей на Западе? (князь Александр)
Какое прозвище получил князь Александр? ( Невский)
Взаимопроверка на уроке.
Изучение нового материала
Сегодня мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между Русью и Ордой. На предыдущих занятиях вы уже изучали тему появления монголо-татар на Руси. И сейчас мы попытаемся представить себе далекое прошлое, вспомнить те события, которые имели серьезные последствия для дальнейшего развития Русского государства.
«Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»
В 1243 г. после возвращения из похода на центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Позже за этим государством закрепилось название Золотая Орда. В её состав входили Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Хорезм. Столицей стал город Сарай.
Золотая Орда была многонациональным государством.
Давайте откроем учебник стр. 27 п. 2, прочитаем и запишем какие наоды проживали на территории монгольской империи.
( не вошли в состав, они попали под вассальную зависимость)
В 1242 г. в северо-восточные княжества были отправлены послы – баскаки.
Баскак – представитель ордынского хана на Руси.
Ярлык – ханская грамота на княжение.
Теперь главным было не киевское, а владимирское княжество, владимирский князь считался старшим на Руси. В 1299 г. сюда перенёс свою резиденция митрополит.
Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.
Очень часто поездка в Орду заканчивалась гибелью князя. После того, как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствие которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура символизировала подчинение русских князей Орде. Иногда ханы посылали свои войска в помощь одному из русских князей в борьбе с другим.
Но не только князья находились под гнётом. Всё остальное население должно было нести повинности.
Работа с учебником с. 30 п. 6 (выписать повинности населения)
ежегодные выплаты – ордынский выход.
внеочередные платежи.
кормили и содержали послов.
поставляли воинов в ордынскую армию.
Две позиции русских князей:
Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости.
Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои.
Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми.
Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.
Вторая позиция:
политика лояльности, сотрудничества с монголо – татарами. Её проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде.
Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголе - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.
Скажите, почему же Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?
После насильственной смерти своего отца князь Александр был вызван в 1252 году к хану Батыю в Сарай - столицу Золотой Орды, где получил ярлык на Владимирское княжение. Он становится приемным сыном Батыя. Александр сознательно идет на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения.
В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение. Александр Невский по праву считается русской православной Церковью святым хранителем нашего Отечества.
Последствия ордынского владычества
Разрушены города
Приостановлено каменное строительство
Произошла утрата многих ремесел
Приостановился процесс развития феодального землевладения
Сократилась численность населения
Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).
Подведение итогов
Домашнее задание
Параграф 18,