СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: сформировать представление у обучающихся о владычестве Золотой Орды над русскими землями.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».»

Тема: Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Цель: Сформировать представление у обучающихся о владычестве Золотой Орды над русскими землями

Задачи: Образовательные: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.

Развивающие: Развивать умения поиска нужного текста, его анализа, формулирования выводов; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории страны, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия, способность к решению моральных проблем на основе децентрации- механизма преодоления эгоцентризма личности, заключающегося в изменении точки зрения, позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления, интеграции с позициями, отличными от собственной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала.

Исторический диктант.

  1. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  2. Какое княжество первым подверглось удару монголов? ( Рязанское)

  3. Какой город монголы брали два месяца и назвали его « злым городом»? (Козельск)

  4. Сколько походов на Русь совершили монголы? (Два)

  5. Запишите годы завоевания Руси? (1237-1240)

  6. Кто шёл на Русь с Запада? (шведы и немецкие рыцари)

  7. Когда была Невская битва? (1240)

  8. Когда были разбиты немецкие рыцари? (1242)

  9. Кто разгромил завоевателей на Западе? (князь Александр)

  10. Какое прозвище получил князь Александр? ( Невский)

Взаимопроверка на уроке.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между Русью и Ордой. На предыдущих занятиях вы уже изучали тему появления монголо-татар на Руси. И сейчас мы попытаемся представить себе далекое прошлое, вспомнить те события, которые имели серьезные последствия для дальнейшего развития Русского государства.

«Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!» 

В 1243 г. после возвращения из похода на центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Позже за этим государством закрепилось название Золотая Орда. В её состав входили Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Хорезм. Столицей стал город Сарай.

Золотая Орда была многонациональным государством.

Давайте откроем учебник стр. 27 п. 2, прочитаем и запишем какие наоды проживали на территории монгольской империи.

  • Как вы думаете, русские земли вошли в состав Золотой Орды? Почему?

( не вошли в состав, они попали под вассальную зависимость)

В 1242 г. в северо-восточные княжества были отправлены послы – баскаки.

Баскак – представитель ордынского хана на Руси.

  • В 1243 г. в Сарай был вынужден поехать князь Владимиро-Суздальской земли Ярослав Всеволодович и хан назначил его старшим среди князей. Следом за ним к хану потянулись и другие князья. Они должны были ездить в Орду, чтобы получать ярлык на княжение.

Ярлык – ханская грамота на княжение.

Теперь главным было не киевское, а владимирское княжество, владимирский князь считался старшим на Руси. В 1299 г. сюда перенёс свою резиденция митрополит.

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

  • Что чувствовали русские князья, которые вынуждены были отправляться в Орду (унижение)

Очень часто поездка в Орду заканчивалась гибелью князя. После того, как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствие которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура символизировала подчинение русских князей Орде. Иногда ханы посылали свои войска в помощь одному из русских князей в борьбе с другим.

Но не только князья находились под гнётом. Всё остальное население должно было нести повинности.

Работа с учебником с. 30 п. 6 (выписать повинности населения)

  • ежегодные выплаты – ордынский выход.

  • внеочередные платежи.

  • кормили и содержали послов.

  • поставляли воинов в ордынскую армию.


  • Как вы думаете, продолжали и борьбу русские люди против монголо-татар?

Две позиции русских князей:

Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости.

Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои.

Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми.

Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

Вторая позиция:

политика лояльности, сотрудничества с монголо – татарами. Её проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде.

Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголе - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

  • Скажите, почему же Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?


 После насильственной смерти своего отца князь Александр был вызван в 1252 году к хану Батыю в Сарай - столицу Золотой Орды, где получил ярлык на Владимирское княжение. Он становится приемным сыном Батыя. Александр сознательно идет на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения.

В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение. Александр Невский по праву считается русской православной Церковью святым хранителем нашего Отечества.

Последствия ордынского владычества

  • Разрушены города

  • Приостановлено каменное строительство

  • Произошла утрата многих ремесел

  • Приостановился процесс развития феодального землевладения

  • Сократилась численность населения

  • Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).


  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание

Параграф 18,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!