СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

6 класс

Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Цели и задачи: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

Тестовый контроль

1. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

1) датских рыцарей 3) немецких рыцарей

2) шведов 4) поляков

2. Невская битва произошла в:

1) 1219 г. 3) 1240 г.

2) 1234 г. 4) 1242 г.

3. В результате Невской битвы и Ледового побоища:

1) Северная Русь отстояла свои земли и веру от посягательства немецких и шведских рыцарей

2) земли ливов и эстов вошли в состав Новгородской земли

3) монголы отказались от завоевания Новгорода

4) Ливонский орден захватил Новгородскую землю

4. Ледовое побоище произошло в:

1) 1240 г. 3) 1223 г.

2) 1242 г. 4) 1236 г.

5. На прибалтийских землях немецкие рыцари объединились в орден:

1) Меченосцев (Ливонский)

2) Тамплиеров

3) Госпитальеров (Иоаннитов)

4) Доминиканцев

6. Главный результат Ледового побоища:

1) разгром Ливонского ордена

2) Русь потеряла северо-западные земли

3) Русь завоевала выход к Балтийскому морю

4) был отражен натиск северо-западных соседей на Русь

7. В отрывке из документа: «Много потрудившись за земли Руси, за Новгород и за Псков, за все великие княжения, отдавал живот свой и за православную веру», — речь идет о князе:

1) Андрее Боголюбском

2) Данииле Галицком

3) Александре Невском

4) Владимире Мономахе

8. В отрывке из документа: «Великий же князь... занял все пути к Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а Псков освободил от плена», — речь идет о событии, произошедшем в:

1) 1223 г. 3) 1242 г.

2) 1237 г. 4) 1252 г.

Задания

1. Впишите название водного объекта, вошедшего в историю в связи с описываемым событием.

«Александр рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут с конем в воду, но вышел невредим и опять поехал биться». (Река Нева.)

2. Расположите события в хронологической последовательности.

A. Сражение на Чудском озере

Б. Невская битва

B. Вторжение войск Батыя в Рязанское княжество

Г. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне

Д. Образование Монгольского государства

Г ---Д—В—Б—А

3. Соотнесите даты и фрагменты документов.

1

1237 г.

Б

2

1238 г.

В

3

1240 г.

А

4

1242 г.

Г


А. «И была сечь великая с шведами, избили множество шведов...»

Б. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими».

В. «В субботу Мясопустную начали... татары готовили лес и до самого вечера ставили пороки [стенобитные орудия], а за ночь огородили весь город Владимир тыном...»

Г. «И слышен был треск от ломающихся копий и звук от удара мечей, так оно и лед на замерзшем озере подломился».


Тема нашего урока «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемный вопрос

— Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?


III. Введение в новый материал

После опустошительных походов Батыя на Русь и Центральную Европу он стал правителем собственного государства. Первоначально в русских летописях слово «орда» означало войско, а на рубеже XIII—XIV вв. его стали употреблять уже в качестве названия страны.

Золотой Орде потребовалось 10 лет, чтобы закрепить свое господство над русскими землями. Каким же образом монголы управляли Русью? Какие последствия имело ордынское владычество для русских земель? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.


IV. Работа по теме урока

1. Образование Золотой Орды

Поработаем с картой.

После возвращения из похода в Европу1242-1243гг, Батый стал правителем собственного государства, которое первоначально называли улусом. Огромная империя образовалась от Тихого океана до Дуная.

— Работая с п. 1 § 18 (выборочное чтение) учебника и картой «Золотая Орда в XIII—XIV вв.»,

Вопросы к классу

— Какие земли вошли в состав Золотой Орды? Каким цветом на карте показаны земли Золотой Орды? (показывают на к/ карте стр.11, атлас с. 14)

— Какой город стал столицей Золотой Орды? (показывают на карте)

— На какой реке располагалась столица Золотой Орды? (Показывают на карте)


Работа с текстом учебника (выборочное чтение)


2. Народы Орды

— Работая с п. 2 § 18 учебника и опишите население Золотой Орды.

Вопросы к классу

— Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду? (тюркские племена, половцы)

— Кто жил в оседлых областях?(булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы)

— Какой народ был самым малочисленным? (монголы)

_ как на картах обозначалась ЗО? (Тартар)


3. Религии в Орде

- Работая с п. 3 § 18 учебника поговорим о религии

Вопросы к классу

— Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям?

— Когда в Сарае был сооружен первый православный храм?

— Какие представители монгольской знати приняли православие?

Чтение документа «Из Ярлыка Хана Узбека»

— Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды?


4. Экономика Орды

- Работая с п. 4 § 18 учебника охарактеризуем экономику Орды.

Вопросы к классу

— Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды?

— Какие ремесла были развиты в городах?

— Какие торговые пути пролегали через территорию Золотой Орды?

— Какие товары были основными?

— Сколько городов было в Орде в период ее расцвета?

— Какие коммуникации были в этих городах, в отличие от городов средневековой Европы?


5. Ордынское владычество на Руси

Русь не вошла в состав Золотой Орды, но это не значит, что она осталась свободной. Все русские князья должны были получать в Орде подтверждение своих прав на княжение.

Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имела самостоятельное значение. Во-первых, каждый, кто прибывал в Орду, должен был наделить подарками всех сколько-нибудь значимых должностных лиц. Во-вторых, человек должен был пройти определенный обряд (на Руси он получил название «поклонение кусту»). Обряд состоял из двух церемоний. Первая — очищение огнем. Обращавшиеся с просьбой должны были пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, «дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла». Вторая — поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. Первая церемония имела всеобщий «охранительный» характер и применялась ко всем без исключения, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.


— Работая с п. 5 § 18 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.


Вопросы к классу

— С какой целью русские князья должны были ездить в Орду?

- Каждому князю выдавался ярлык. Найдите определение в п. 5.


Запись в тетрадь Ярлык – ханская грамота на управление княжеством.


— Какой ярлык был самым привлекательным? Найдите ответ в п. 5.

- Фактически государственный центр Руси из Киева перенесся во Владимир.Сюдк же перенеслась и резиденция митрополита.

— Как проходила церемония получения ярлыка? Найдите ответ в п. 5.

— Какую цель преследовали монголы, унижая и жестоко расправляясь с некоторыми русскими князьями?


6. Повинности населения

Работа с отрывком из народной песни о Баскаке Щелкане (с. 34)

- Определите, в какой зависимости от Орды находился русский народ.

Дань с русских земель собирали баскаки – чиновники, отвечающие за сбор дани.(Запись в тетрадь)

— Где обосновался главный баскак? Найдите ответ в п. 6


Составление схемы «Повинности» (Самостоятельная работа с п. 6, с. 30 -31)

(Выход –ежегодные платежи дани, Внеочередные платежи, Кормление и содержание ордынских послов,Обязанность поставлять воинов в монгольское войско)

— Как поступали ордынцы с теми, кто отказывался платить дань?

— Кто освобождался от дани? Почему?


7. Борьба русского народа против ордынского владычества

— Как относились русские князья к вассальной зависимости Руси?

Первая позиция — открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Вторая позиция — сотрудничество с Ордой. (Рассказ учителя)

— Чья позиция вам представляется более разумной?

— Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться с Ордой?


8. Последствия ордынского владычества

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

1. Изменение характера княжеской власти на Руси. Усиление деспотизма.

2. Прервались связи южных

и юго-западных княжеств с северо-восточными.

3. Усиление усобиц (борьбы между князьями за ярлык), уменьшение роли вече


1. Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство.

2. Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние экономики.


3. Отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет.

4. Организация почтовой связи

1. Многие русские люди оказались

в ордынской неволе.

2. Ордынцы ввели первые на Руси переписи населения.

3. Сбор дани, содержание ордынских послов, внеочередные платежи приводили к падению уровня жизни населения

1. Были уничтожены

и расхищены художественные ценности (сгорели библиотеки, архитектурные памятники, иконы и т. д.).

2. Взаимное влияние различных культур.

3. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом




V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.


Домашнее задание

П. 18 Подготовить по 3 вопроса для перекрестного боя по теме урока.

п.8, выписать последствия ордынского владычества в тетрадь.

На к/ к. стр. 11. Отметь красными точками районы восстания против ордынского ига. Закрасит территорию Золотой орды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!