6 класс
Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
Цели и задачи: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
Тестовый контроль
1. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:
1) датских рыцарей 3) немецких рыцарей
2) шведов 4) поляков
2. Невская битва произошла в:
1) 1219 г. 3) 1240 г.
2) 1234 г. 4) 1242 г.
3. В результате Невской битвы и Ледового побоища:
1) Северная Русь отстояла свои земли и веру от посягательства немецких и шведских рыцарей
2) земли ливов и эстов вошли в состав Новгородской земли
3) монголы отказались от завоевания Новгорода
4) Ливонский орден захватил Новгородскую землю
4. Ледовое побоище произошло в:
1) 1240 г. 3) 1223 г.
2) 1242 г. 4) 1236 г.
5. На прибалтийских землях немецкие рыцари объединились в орден:
1) Меченосцев (Ливонский)
2) Тамплиеров
3) Госпитальеров (Иоаннитов)
4) Доминиканцев
6. Главный результат Ледового побоища:
1) разгром Ливонского ордена
2) Русь потеряла северо-западные земли
3) Русь завоевала выход к Балтийскому морю
4) был отражен натиск северо-западных соседей на Русь
7. В отрывке из документа: «Много потрудившись за земли Руси, за Новгород и за Псков, за все великие княжения, отдавал живот свой и за православную веру», — речь идет о князе:
1) Андрее Боголюбском
2) Данииле Галицком
3) Александре Невском
4) Владимире Мономахе
8. В отрывке из документа: «Великий же князь... занял все пути к Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а Псков освободил от плена», — речь идет о событии, произошедшем в:
1) 1223 г. 3) 1242 г.
2) 1237 г. 4) 1252 г.
Задания
1. Впишите название водного объекта, вошедшего в историю в связи с описываемым событием.
«Александр рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут с конем в воду, но вышел невредим и опять поехал биться». (Река Нева.)
2. Расположите события в хронологической последовательности.
A. Сражение на Чудском озере
Б. Невская битва
B. Вторжение войск Батыя в Рязанское княжество
Г. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
Д. Образование Монгольского государства
Г ---Д—В—Б—А
3. Соотнесите даты и фрагменты документов.
1 | 1237 г. | Б |
2 | 1238 г. | В |
3 | 1240 г. | А |
4 | 1242 г. | Г |
А. «И была сечь великая с шведами, избили множество шведов...»
Б. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими».
В. «В субботу Мясопустную начали... татары готовили лес и до самого вечера ставили пороки [стенобитные орудия], а за ночь огородили весь город Владимир тыном...»
Г. «И слышен был треск от ломающихся копий и звук от удара мечей, так оно и лед на замерзшем озере подломился».
Тема нашего урока «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
Проблемный вопрос
— Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?
III. Введение в новый материал
После опустошительных походов Батыя на Русь и Центральную Европу он стал правителем собственного государства. Первоначально в русских летописях слово «орда» означало войско, а на рубеже XIII—XIV вв. его стали употреблять уже в качестве названия страны.
Золотой Орде потребовалось 10 лет, чтобы закрепить свое господство над русскими землями. Каким же образом монголы управляли Русью? Какие последствия имело ордынское владычество для русских земель? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Образование Золотой Орды
Поработаем с картой.
После возвращения из похода в Европу1242-1243гг, Батый стал правителем собственного государства, которое первоначально называли улусом. Огромная империя образовалась от Тихого океана до Дуная.
— Работая с п. 1 § 18 (выборочное чтение) учебника и картой «Золотая Орда в XIII—XIV вв.»,
Вопросы к классу
— Какие земли вошли в состав Золотой Орды? Каким цветом на карте показаны земли Золотой Орды? (показывают на к/ карте стр.11, атлас с. 14)
— Какой город стал столицей Золотой Орды? (показывают на карте)
— На какой реке располагалась столица Золотой Орды? (Показывают на карте)
Работа с текстом учебника (выборочное чтение)
2. Народы Орды
— Работая с п. 2 § 18 учебника и опишите население Золотой Орды.
Вопросы к классу
— Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду? (тюркские племена, половцы)
— Кто жил в оседлых областях?(булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы)
— Какой народ был самым малочисленным? (монголы)
_ как на картах обозначалась ЗО? (Тартар)
3. Религии в Орде
- Работая с п. 3 § 18 учебника поговорим о религии
Вопросы к классу
— Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям?
— Когда в Сарае был сооружен первый православный храм?
— Какие представители монгольской знати приняли православие?
Чтение документа «Из Ярлыка Хана Узбека»
— Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды?
4. Экономика Орды
- Работая с п. 4 § 18 учебника охарактеризуем экономику Орды.
Вопросы к классу
— Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды?
— Какие ремесла были развиты в городах?
— Какие торговые пути пролегали через территорию Золотой Орды?
— Какие товары были основными?
— Сколько городов было в Орде в период ее расцвета?
— Какие коммуникации были в этих городах, в отличие от городов средневековой Европы?
5. Ордынское владычество на Руси
Русь не вошла в состав Золотой Орды, но это не значит, что она осталась свободной. Все русские князья должны были получать в Орде подтверждение своих прав на княжение.
Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имела самостоятельное значение. Во-первых, каждый, кто прибывал в Орду, должен был наделить подарками всех сколько-нибудь значимых должностных лиц. Во-вторых, человек должен был пройти определенный обряд (на Руси он получил название «поклонение кусту»). Обряд состоял из двух церемоний. Первая — очищение огнем. Обращавшиеся с просьбой должны были пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, «дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла». Вторая — поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. Первая церемония имела всеобщий «охранительный» характер и применялась ко всем без исключения, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.
— Работая с п. 5 § 18 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— С какой целью русские князья должны были ездить в Орду?
- Каждому князю выдавался ярлык. Найдите определение в п. 5.
Запись в тетрадь Ярлык – ханская грамота на управление княжеством.
— Какой ярлык был самым привлекательным? Найдите ответ в п. 5.
- Фактически государственный центр Руси из Киева перенесся во Владимир.Сюдк же перенеслась и резиденция митрополита.
— Как проходила церемония получения ярлыка? Найдите ответ в п. 5.
— Какую цель преследовали монголы, унижая и жестоко расправляясь с некоторыми русскими князьями?
6. Повинности населения
Работа с отрывком из народной песни о Баскаке Щелкане (с. 34)
- Определите, в какой зависимости от Орды находился русский народ.
Дань с русских земель собирали баскаки – чиновники, отвечающие за сбор дани.(Запись в тетрадь)
— Где обосновался главный баскак? Найдите ответ в п. 6
Составление схемы «Повинности» (Самостоятельная работа с п. 6, с. 30 -31)
(Выход –ежегодные платежи дани, Внеочередные платежи, Кормление и содержание ордынских послов,Обязанность поставлять воинов в монгольское войско)
— Как поступали ордынцы с теми, кто отказывался платить дань?
— Кто освобождался от дани? Почему?
7. Борьба русского народа против ордынского владычества
— Как относились русские князья к вассальной зависимости Руси?
Первая позиция — открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Вторая позиция — сотрудничество с Ордой. (Рассказ учителя)
— Чья позиция вам представляется более разумной?
— Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться с Ордой?
8. Последствия ордынского владычества
Политические | Экономические | Социальные | Культурные |
1. Изменение характера княжеской власти на Руси. Усиление деспотизма. 2. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными. 3. Усиление усобиц (борьбы между князьями за ярлык), уменьшение роли вече | 1. Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство. 2. Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние экономики. 3. Отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет. 4. Организация почтовой связи | 1. Многие русские люди оказались в ордынской неволе. 2. Ордынцы ввели первые на Руси переписи населения. 3. Сбор дани, содержание ордынских послов, внеочередные платежи приводили к падению уровня жизни населения | 1. Были уничтожены и расхищены художественные ценности (сгорели библиотеки, архитектурные памятники, иконы и т. д.). 2. Взаимное влияние различных культур. 3. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:
✓ — новая и интересная информация;
! — я думал (думала) иначе;
? — эта информация меня удивила;
x — мне было скучно.
Домашнее задание
П. 18 Подготовить по 3 вопроса для перекрестного боя по теме урока.
п.8, выписать последствия ордынского владычества в тетрадь.
На к/ к. стр. 11. Отметь красными точками районы восстания против ордынского ига. Закрасит территорию Золотой орды.