Урок по теме «Световые явления. Распространение света»
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компьютерная презентация |
Орг.момент 2 мин | Приветствие учащихся Проверка отсутствующих | Приветствие учителя Доклад дежурных | Слайд 1 |
Мотивация к деятельности, 3 мин | Учитель читает стихи Багряная печальная луна Висит вдали, но степь еще темна. Луна во тьму свой теплый отблеск сеет, Уж поздно - и такая тишина! … И.А. Бунин Все в лунный свет уже ко сну Переодето, И лишь береза на горе- Дневного света. Ю.Шестаков Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг. С. Есенин | (Сопереживают) | Слайд2 Слайд3 Слайд 4 |
Как вы думаете: какая тема объединяет все эти произведения? | (Соотносят) Тема СВЕТА | |
Эта тема и станет темой нашего сегодняшнего урока: «Световые явления. Распространение света» | Записываю тему в тетрадь | |
Изучение нового материала, 15-18 мин | Намного истории: Представление о свете у людей далеко не всегда было правильным (адекватным) | (Сопоставляют) | Слайд5 |
Ученые так же не сходились в едином мнении (Пифагор и Аристотель) | (Сопоставляют) | Слайд 6 |
Мы с вами уже давно отошли от древних представлений и имеет определенный багаж знаний, давайте попробуем сами определить, что такое свет! В этом учебном году мы уже сталкивались с различными способами изменения внутренней энергии (см.слайд) | | Слайд7 |
| К какому виду теплопередачи вы бы отнесли свет и почему? | (Сопоставляют, соотносят, сомневаются) Излучение, для него не обязательно наличие среды |
Свет – видимое излучение. Как вы думаете, почему свет называют видимым излучением? Все источники света подразделяют на два больших типа: Естественные и искусственные(тепловые и люминесцирующие). Распределите источники света: Солнце, люминесцентные лампы, газосветные лампы, звезды, светлячки, электрические лампы, раскаленный металл, северное сияние, дисплей телефона, гнилушки, свечи, атмосферные разряды, газовая горелка, светящиеся рыбы, молния, экран телевизора | Потому что с помощью света мы видим предметы Записывают в тетрадь (Соревнуются) | Слайд 8 |
Источников света огромное количество, но мы с вами будем чаще всего говорить о точечных источниках света. Точечным можно считать источник, если его размеры малы по сравнению с расстоянием до источника. Назовите мне источники света, которые можно/нельзя принять за точечные. | (Соизмерют) Звезды, солнце, лампочка на столбе/лампа дневного света в классе Записывают в тетрадь определение точечных источников | Слайд 9 |
А что можно назвать лучом света? | (Сопоставляет, сомневаются) Дают определение, записывают в тетрадь | Слайд 10 |
А как распространяется свет? Какой должна быть среда, чтобы луч распространялся прямолинейно? Попробуйте сформулировать закон о прямолинейном распространении света | (Соотносят, сопоставляют) Прямолинейно! Прозрачная и однородная! Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно Записывают в тетрадь | Слайд 11 |
| Сейчас мы познакомимся с явлениями, которые доказывают нам прямолинейность распространения света Образование тени (гиперссылка-приложение «Тень») Образование полутени (СD-«Свет. Оптические явления». Урок «Тень и полутень. Солнечное и лунное затмение» Лунное затмение (гиперссылка-приложение «Лунное затмение») Солнечное затмение (гиперссылка-приложение «Солнечное затмение») | (Созидают) |
Закрепление 15 мин | Применим полученные знания к решению задач, кто чувствует в себе силы, может решать задачи вперед класса | (соревнуются) Решаю задачи | Слайд 12 |
Подведение итогов урока, 3 мин | Что такое свет? Какой источник называю точечным? Что такое луч света? Сформулируйте закона прямолинейного распространения света. Что является доказательством прямолинейного распространения света? | Отвечают на вопросы | Слайд 13 |
Объяснение дом. задания, 2 мин | для всех §62, упр.29(2,3) пис.в тетр. для желающих дополнительно | Записывают дом.зад. | Слайд 14 |
Выставление оценок | Благодарность за урок | (рефлексия) | Слайд 15 |