СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный урок в 8 –А классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный  урок в 8 –А  классе

Учитель физики Ягьяева Г.И. г. Симферополь

 Тема.  Тайны световых лучей.

 

Цель урока: Обобщить знания по теме «Световые явления», на примерах

                        оптических явлений в природе.

Образовательные: Обобщить, расширить знания учащихся по световым  

                                    явлением посредством  выявления физической

                                    сущности природных  оптических явлений (радуга,

                                    голубое небо, закат, сумерки).

Развивающие:         Развитие воображения, памяти, внимания, умение

                                    логично выражать свои мысли, выделять главное в 

                                    объеме информации, развитие интереса к предмету,

                                    способствовать развитию самостоятельной

                                    познавательной активности, обогащению словарного

                                    запаса.

Воспитательные:     Воспитание умения находить и воспринимать

                                    прекрасное в  природе, бережно относиться к природе.

Подготовка:             Класс разделен на 4 группы по 5 человек с учетом их

                                    интересов. В течение недели работали над проектами по

                                    темам: «Радуга»,  «Голубое небо», «Закат», «Сумерки».

Оборудование:         Мультимедийное сопровождение, репродукции картин,

                                    Оборудования для опытов: спиртовка, лоскутки ткани,

                                    шарик, покрытый сажей, стакан с водой, лазер, 

                                    метроном или песочные часы.

Опорные знания:    Законы отражения и преломления распространения

                                    света, понятие о дисперсии света, спектре, оптической

                                    плотности среды,  явление полного внутреннего

                                    отражения.

                                           

                                                       Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Вводно-мотивационный этап:

                      Мирозданья постигая, все познай, не отбирая:

                      Что - внутри, во внешнем сыщешь;

                      Что - вовне, внутри отыщешь,

                       Так примите ж без оглядки

                       Мира внятные загадки.

  Учитель: Человек с незапамятных времен пытается «вскрыть» таинства природы. На сегодняшнем уроке и мы с помощью физических знаний попытаемся «раскрыть тайны» ряда оптических природных явлений.

Сегодня на уроке я хочу пригласить в поход. Продвижение по маршруту будет проходить несколько необычно - в ходе выполнения различных физических заданий по световым явлениям.

  Каждый набранный балл будет свидетельствовать о «пройденном километре», а в конце урока мы посмотрим, кто же из нас окажется выносливым, т.е. хорошо разбирающимся в вопросах оптики. Результаты прохождения маршрута фиксируются в маршрутных листах, который есть у каждой группы. В походе обычно у каждого человека есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей, но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей.

Прежде чем тронется в путь, проведем разминку, т.е. вспомним с какими основными законами оптики вы знакомы. (Слайд1)

 

Разминка.

  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Отражение света.
  3. Преломление света.
  4. Дисперсия света.

     За каждый правильный ответ ставиться 1 балл.

 

Поход 1:

       Итак, тронулись в путь. Вам нужно «пройти 11км», т.е. дописать правильно ответы 11-ти   вопросам. За каждый правильный ответ 1 балл.

У каждой группы есть листы с вопросами.

 

  1. Свет в однородной прозрачной среде распространяется…………….
  2. Угол отражения равен……………………
  3. Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется……………………….
  4. Угол преломления, в зависимости от того, из какой среды в какую переходит луч, может быть……………………….
  5. Линия, указывающая направление распространения светового пучка…………..
  6. Область пространства, в которую не попадает свет от источника света…………
  7. Угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром, называют………….
  8. Угол, образованный отраженным лучом и перпендикуляром, называют………..
  9. Чем больше изменяется скорость света на границе раздела двух сред, тем сильнее он……………………………
  10. Радужная полоска на экране………………………………..
  11. Зависимость скорости распространения пучка света в определенной среде от цвета пучка называют……………………………………

 

Работы проверяет жюри из старших классов пока идет конкурс «Первый привал».

      Первый привал:

   Мы оказались с вами, ребята, у живописного пруда. (рис1) вам знакома эта   картина. Мне кажется, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте   попробуем поймать её острогой (копьем).

 Вопрос. Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающей невдалеке? (1минута на размышление).

Ответ. Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода – среда оптически более плотная , чем воздух. Поэтому целится острогой следует так, чтобы между рыбой и острогой был просвет.

(За правильный ответ команда получает 5 балл).

Учитель: Отдохнули, пошли дальше. По дороге работаем с задачами – рисунками.

Поход 2.

             Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команды показать

           сигнальный круг. (Можно использовать метроном или песочные часы).

Задачи-рисунки.

Варианты ответа:

  1.  В какую точку попадет луч света ? (2.С)
  2.  Где расположена Луна во время затмений? (2.С и 5)
  3.  На каком рисунке показано явление дисперсии света? (2. С)
  4.  Два зеркала расположены под прямым углом, и в этот угол положены два яблока. Сколько яблок ты увидишь? (8 Ж)

                                                 

                                   Задачи-рисунки    

 

 Второй привал.

     

   Устали, делаем второй привал. Ребята, а на поверхности вот этого озера (рис2) против   Солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?

Ответ. Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит свою дорожку.

 

Поход 3.

 

  Учитель: А сейчас, путешествуя, я загадаю загадку, и вы отгадав, поймете о каком явлении сейчас пойдет речь.

 «Через поля, через луга встала нарядная дуга».(Радуга)

 I. Группа, которая подготовила материал о радуге, сделала небольшое сообщение, заработав 5 баллов.(слайд2)

  Вопрос:1) Чем отличаются радуги на двух слайдах? Зависит ли вид дуги, яркость цветов,    ширина полос от размеров капелек воды и их количества?

              2) На каком расстоянии мы видим радугу? (1-2 км.)

              3) Причина радуги?

              4) Каковы условия образования радуги?

              5) Сколько цветов у радуги?

              6) в какой стороне по отношению к Солнцу можно увидеть радугу?

              7) Почему красный цвет находится выше, чем фиолетовый?

               8) Почему радуга кривая?

 II. Создатели проекта «Голубое небо» рассказали и объяснили  причину голубизны неба.

     Вопрос: Почему небо перекрашивается в красный или оранжевый цвета? (Слайд 3)

III. Группа рассказывает о проекте «Сумерки». (Слайд4)

IV. Последняя группа объясняет «Закат». (Слайд5)

 

Третий привал:

 

Эксперимент 1.

   В прямоугольный сосуд с водой направлено несколько параллельных лучей света. Погрузив в воду круглодонную колбу так, чтобы  лучи падали на неё, видим, что после прохождения через колбу лучи расходятся.

  

 

Вопрос: Почему лучи расходятся?

                                          

   Ответ. Колба с воздухом представляет собой линзу, оптическая плотность которой меньше оптической плотности воды. Лучи света при переходе из воды в воздух удаляются от перпендикуляра, восставленного к границе раздела двух сред.

 

Эксперимент 2.

    Шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью.

                             Вопрос. Почему шарик в воде казался блестящим?

 

Ответ. Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.

 

Эксперимент 3.

  Почему лоскуток, держа над пламенем спиртовки меняет цвет?

 При выключении света: пламя спиртовки - желтого цвета, а лоскуток - серого.

 При включении света: лоскутки переливаются всеми цветами радуги. 

 

Учитель. Мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам световой оптики.

Вот и настало время подведение итогов.

Жюри подводит итоги, подсчитав в маршрутных листках «протяженность» путешествия каждой группы.

3.Рефлексия

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивный урок в 8 –А классе»


Интерактивный урок в 8 –А классе

Учитель физики Ягьяева Г.И. г. Симферополь

Тема. Тайны световых лучей.


Цель урока: Обобщить знания по теме «Световые явления», на примерах

оптических явлений в природе.

Образовательные: Обобщить, расширить знания учащихся по световым

явлением посредством выявления физической

сущности природных оптических явлений (радуга,

голубое небо, закат, сумерки).

Развивающие: Развитие воображения, памяти, внимания, умение

логично выражать свои мысли, выделять главное в

объеме информации, развитие интереса к предмету,

способствовать развитию самостоятельной

познавательной активности, обогащению словарного

запаса.

Воспитательные: Воспитание умения находить и воспринимать

прекрасное в природе, бережно относиться к природе.

Подготовка: Класс разделен на 4 группы по 5 человек с учетом их

интересов. В течение недели работали над проектами по

темам: «Радуга», «Голубое небо», «Закат», «Сумерки».

Оборудование: Мультимедийное сопровождение, репродукции картин,

Оборудования для опытов: спиртовка, лоскутки ткани,

шарик, покрытый сажей, стакан с водой, лазер,

метроном или песочные часы.

Опорные знания: Законы отражения и преломления распространения

света, понятие о дисперсии света, спектре, оптической

плотности среды, явление полного внутреннего

отражения.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Вводно-мотивационный этап:

Мирозданья постигая, все познай, не отбирая:

Что - внутри, во внешнем сыщешь;

Что - вовне, внутри отыщешь,

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки.

Учитель: Человек с незапамятных времен пытается «вскрыть» таинства природы. На сегодняшнем уроке и мы с помощью физических знаний попытаемся «раскрыть тайны» ряда оптических природных явлений.

Сегодня на уроке я хочу пригласить в поход. Продвижение по маршруту будет проходить несколько необычно - в ходе выполнения различных физических заданий по световым явлениям.

Каждый набранный балл будет свидетельствовать о «пройденном километре», а в конце урока мы посмотрим, кто же из нас окажется выносливым, т.е. хорошо разбирающимся в вопросах оптики. Результаты прохождения маршрута фиксируются в маршрутных листах, который есть у каждой группы. В походе обычно у каждого человека есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей, но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей.

Прежде чем тронется в путь, проведем разминку, т.е. вспомним с какими основными законами оптики вы знакомы. (Слайд1)


Разминка.

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Отражение света.

  3. Преломление света.

  4. Дисперсия света.

За каждый правильный ответ ставиться 1 балл.


Поход 1:

Итак, тронулись в путь. Вам нужно «пройти 11км», т.е. дописать правильно ответы 11-ти вопросам. За каждый правильный ответ 1 балл.

У каждой группы есть листы с вопросами.


  1. Свет в однородной прозрачной среде распространяется…………….

  2. Угол отражения равен……………………

  3. Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется……………………….

  4. Угол преломления, в зависимости от того, из какой среды в какую переходит луч, может быть……………………….

  5. Линия, указывающая направление распространения светового пучка…………..

  6. Область пространства, в которую не попадает свет от источника света…………

  7. Угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром, называют………….

  8. Угол, образованный отраженным лучом и перпендикуляром, называют………..

  9. Чем больше изменяется скорость света на границе раздела двух сред, тем сильнее он……………………………

  10. Радужная полоска на экране………………………………..

  11. Зависимость скорости распространения пучка света в определенной среде от цвета пучка называют……………………………………


Работы проверяет жюри из старших классов пока идет конкурс «Первый привал».

Первый привал:

Мы оказались с вами, ребята, у живописного пруда. (рис1) вам знакома эта картина. Мне кажется, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать её острогой (копьем).

Вопрос. Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающей невдалеке? (1минута на размышление).

Ответ. Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода – среда оптически более плотная , чем воздух. Поэтому целится острогой следует так, чтобы между рыбой и острогой был просвет.

(За правильный ответ команда получает 5 балл).

Учитель: Отдохнули, пошли дальше. По дороге работаем с задачами – рисунками.

Поход 2.

Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команды показать

сигнальный круг. (Можно использовать метроном или песочные часы).

Задачи-рисунки.

Варианты ответа:

  1. В какую точку попадет луч света ? (2.С)

  2. Где расположена Луна во время затмений? (2.С и 5)

  3. На каком рисунке показано явление дисперсии света? (2. С)

  4. Два зеркала расположены под прямым углом, и в этот угол положены два яблока. Сколько яблок ты увидишь? (8 Ж)

Задачи-рисунки


Второй привал.

Устали, делаем второй привал. Ребята, а на поверхности вот этого озера (рис2) против Солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?

Ответ. Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит свою дорожку.


Поход 3.

Учитель: А сейчас, путешествуя, я загадаю загадку, и вы отгадав, поймете о каком явлении сейчас пойдет речь.

«Через поля, через луга встала нарядная дуга».(Радуга)

I. Группа, которая подготовила материал о радуге, сделала небольшое сообщение, заработав 5 баллов.(слайд2)

Вопрос:1) Чем отличаются радуги на двух слайдах? Зависит ли вид дуги, яркость цветов, ширина полос от размеров капелек воды и их количества?

2) На каком расстоянии мы видим радугу? (1-2 км.)

3) Причина радуги?

4) Каковы условия образования радуги?

5) Сколько цветов у радуги?

6) в какой стороне по отношению к Солнцу можно увидеть радугу?

7) Почему красный цвет находится выше, чем фиолетовый?

8) Почему радуга кривая?

II. Создатели проекта «Голубое небо» рассказали и объяснили причину голубизны неба.

Вопрос: Почему небо перекрашивается в красный или оранжевый цвета? (Слайд 3)

III. Группа рассказывает о проекте «Сумерки». (Слайд4)

IV. Последняя группа объясняет «Закат». (Слайд5)


Третий привал:


Эксперимент 1.

В прямоугольный сосуд с водой направлено несколько параллельных лучей света. Погрузив в воду круглодонную колбу так, чтобы лучи падали на неё, видим, что после прохождения через колбу лучи расходятся.


Вопрос: Почему лучи расходятся?

Ответ. Колба с воздухом представляет собой линзу, оптическая плотность которой меньше оптической плотности воды. Лучи света при переходе из воды в воздух удаляются от перпендикуляра, восставленного к границе раздела двух сред.


Эксперимент 2.

Шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью.

Вопрос. Почему шарик в воде казался блестящим?

Ответ. Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.


Эксперимент 3.

Почему лоскуток, держа над пламенем спиртовки меняет цвет?

При выключении света: пламя спиртовки - желтого цвета, а лоскуток - серого.

При включении света: лоскутки переливаются всеми цветами радуги.

Учитель. Мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам световой оптики.

Вот и настало время подведение итогов.

Жюри подводит итоги, подсчитав в маршрутных листках «протяженность» путешествия каждой группы.

3.Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!