СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный урок по обществознанию в 10 классе по теме "Человек. Индивид. Личность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный урок по обществознанию в 10 классе. Можно использовать как закрепление изученного материала по данной теме. Сопровождается интерактивной презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Человек. Индивид. Личность.»

Человек. Индивид. Личность.

Интерактивный урок по обществознанию в 10 класс

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь зажженный, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?»

- Ищу человека- отвечал философ… Кто же есть человек? В чем его особенности? О том, как трудно дать одно единственное определение человека, свидетельствует исторический анекдот.

Платон – основатель философской школы, вопрошал своих учеников: « Что такое человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот Платон, твой человек»

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке. Итак, тема нашего урока

«Человек. Индивид. Личность»



Цели урока:

Образовательная -  дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”;

рассмотреть основные теории происхождения человека и критерии человека, биологическое и социальное в человеке, поработать над структурой деятельности человека.



Развивающая - способствовать развитию умения анализировать и обобщать пройденный материал

Воспитательная -обучение терпимому отношению к любой личности и формулированию собственной позиции по жизненно важным проблемам.

Тип урока – урок- закрепление изученного материала

План урока



    1. Теории происхождения человека.

    2. Человек- существо биосоциальное.

    3. Роль общества в становлении человека.

    4. Деятельность как способ существознания людей.



Ход урока



Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять, как он появился.

Вопрос: Какие версии происхождения человека вы знаете?

Слайд 4.

    1. Теологическая: божественное происхождение человека.

Согласно Библии люди были сотворены Богом по образу и подобию его. Сотворил он из праха земного под самый конец шестого дня Творения отдельно от животных.

Современная теория: человек произошел от обезьяны по воле Бога.

Слайд 5.

    1. Космическая: внеземное происхождение.

Предки современных людей прилетели или были заброшены на Землю из космоса. Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно, наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло между 4 и 3 млрд. лет тому назад.

    1. Естественно - научная теория:



Основатель Чарльз Дарвин: человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции. Предки человека – человекообразные обезьяны. Другой фактор антропогенеза (антропогенез - от греч. «антропос – человек, генезис- происхождение») раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное.

Вопрос: Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему.

Слайд 7.

Таким образом процесс происхождения человека, так и остается дискуссионным по сей день. И нет однозначного теории по этому вопросу.



Образ человека включает индивид, индивидуальность, личность.

Вопрос: Вспомним, что такое индивид, индивидуальность? Слайд 8,9.

Рассмотрим, что из себя представляет человеческий индивид? Слайд 10.

Учащиеся делают вывод о том, что человек существо биосоциальное.

Вопрос: Давайте вспомним, какие признаки отличают человека от других живых существ?

Слайд 11. Признаки (критерии) человека.

- прямохождение

-развитие руки (подвижная и способная к тонкому манипулированию кисть с развитым большим пальцем)

-мышление

-речь

-умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в процессе производства

Главное отличие: человек – существо общественное, т.е. он не мыслит себя вне общества и формируется только в обществе.

Вывод: Т.о., человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.

Человек также неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли, однако это лишь красивая выдумка. К сожалению, дети, выкормленные животными не становятся людьми и очень быстро погибают. Кто то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но этот камень не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.

Итак, что такое общество?

Слайд 12.

Ответы детей. ( Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ).

Слайд 13 ( классификация обществ).

Общество – это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют социальными атомами, а скрепленная многочисленными связями и отношениями.

Как вы считаете, что является первоосновой этих связей?. Ответ учащихся ( деятельность)

Слайд 14. Определение деятельности.

Перечислите черты, присущие человеческой деятельности и охарактеризуйте их.

Слайд 15. ( черты деятельности).

Слайд 16. Упорядочить структурные элементы деятельности. ( задание на интерактивной доске).

Слайд 17. Соотнести понятия с их определением. ( задание с использованием интерактивной доски).

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Действие – проявление волеизъявления людей.

Результат – конечный итог, завершающий деятельность.

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, другой человек.

Слайд 18. Высказывание М. Твена: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится попав не туда».

Таким образом, разобрав, что такое деятельность, выясним, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ.

Заполняем таблицу.







Критерии сравнения

Животные

Человек

Взаимодействие с окружающей средой

Приспособление к окружающей среде

Приспособление и преобразование природных и социальных условий

Цель

Задается инстинктом

Ставится самим человеком

Поведение

Целесообразное, т.е. сообразующееся с заданной целью

Целесообразное и целеполагающее. Создание ценностей, языка, искусства, морали, науки.

Мы рассмотрели биологические черты в человеке, социальные, сделали вывод о том, что человек существо биосоциальное. Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность». Когда говорят о человеке: « Перед нами личность! – это звучит чаще как похвала. Такие люди, найдя свою дорогу, движутся вперед, уверенно преодолевая все преграды. А про некоторых говорят по другому: «Темная личность»И это явно не похвала.

Слайд 19 Что такое личность?. Дается определение. (Личность- система социально значимых черт и качеств, которые человек реализует в общественной жизни).

Заключение:

    1. Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности, в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.

    2. Помните, что человек- открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы – занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов. Но размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножении человеческого в себе.

Домашнее задание- Слайд 20. Выставление и аргументирование оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!