Человек. Индивид. Личность.
Интерактивный урок по обществознанию в 10 класс
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь зажженный, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?»
- Ищу человека- отвечал философ… Кто же есть человек? В чем его особенности? О том, как трудно дать одно единственное определение человека, свидетельствует исторический анекдот.
Платон – основатель философской школы, вопрошал своих учеников: « Что такое человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот Платон, твой человек»
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке. Итак, тема нашего урока
«Человек. Индивид. Личность»
Цели урока:
Образовательная - дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”;
рассмотреть основные теории происхождения человека и критерии человека, биологическое и социальное в человеке, поработать над структурой деятельности человека.
Развивающая - способствовать развитию умения анализировать и обобщать пройденный материал
Воспитательная -обучение терпимому отношению к любой личности и формулированию собственной позиции по жизненно важным проблемам.
Тип урока – урок- закрепление изученного материала
План урока
Теории происхождения человека.
Человек- существо биосоциальное.
Роль общества в становлении человека.
Деятельность как способ существознания людей.
Ход урока
Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять, как он появился.
Вопрос: Какие версии происхождения человека вы знаете?
Слайд 4.
Теологическая: божественное происхождение человека.
Согласно Библии люди были сотворены Богом по образу и подобию его. Сотворил он из праха земного под самый конец шестого дня Творения отдельно от животных.
Современная теория: человек произошел от обезьяны по воле Бога.
Слайд 5.
Космическая: внеземное происхождение.
Предки современных людей прилетели или были заброшены на Землю из космоса. Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно, наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло между 4 и 3 млрд. лет тому назад.
Естественно - научная теория:
Основатель Чарльз Дарвин: человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции. Предки человека – человекообразные обезьяны. Другой фактор антропогенеза (антропогенез - от греч. «антропос – человек, генезис- происхождение») раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное.
Вопрос: Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему.
Слайд 7.
Таким образом процесс происхождения человека, так и остается дискуссионным по сей день. И нет однозначного теории по этому вопросу.
Образ человека включает индивид, индивидуальность, личность.
Вопрос: Вспомним, что такое индивид, индивидуальность? Слайд 8,9.
Рассмотрим, что из себя представляет человеческий индивид? Слайд 10.
Учащиеся делают вывод о том, что человек существо биосоциальное.
Вопрос: Давайте вспомним, какие признаки отличают человека от других живых существ?
Слайд 11. Признаки (критерии) человека.
- прямохождение
-развитие руки (подвижная и способная к тонкому манипулированию кисть с развитым большим пальцем)
-мышление
-речь
-умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в процессе производства
Главное отличие: человек – существо общественное, т.е. он не мыслит себя вне общества и формируется только в обществе.
Вывод: Т.о., человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.
Человек также неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли, однако это лишь красивая выдумка. К сожалению, дети, выкормленные животными не становятся людьми и очень быстро погибают. Кто то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но этот камень не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.
Итак, что такое общество?
Слайд 12.
Ответы детей. ( Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ).
Слайд 13 ( классификация обществ).
Общество – это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют социальными атомами, а скрепленная многочисленными связями и отношениями.
Как вы считаете, что является первоосновой этих связей?. Ответ учащихся ( деятельность)
Слайд 14. Определение деятельности.
Перечислите черты, присущие человеческой деятельности и охарактеризуйте их.
Слайд 15. ( черты деятельности).
Слайд 16. Упорядочить структурные элементы деятельности. ( задание на интерактивной доске).
Слайд 17. Соотнести понятия с их определением. ( задание с использованием интерактивной доски).
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.
Действие – проявление волеизъявления людей.
Результат – конечный итог, завершающий деятельность.
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, другой человек.
Слайд 18. Высказывание М. Твена: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится попав не туда».
Таким образом, разобрав, что такое деятельность, выясним, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ.
Заполняем таблицу.
Критерии сравнения | Животные | Человек |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задается инстинктом | Ставится самим человеком |
Поведение | Целесообразное, т.е. сообразующееся с заданной целью | Целесообразное и целеполагающее. Создание ценностей, языка, искусства, морали, науки. |
Мы рассмотрели биологические черты в человеке, социальные, сделали вывод о том, что человек существо биосоциальное. Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность». Когда говорят о человеке: « Перед нами личность! – это звучит чаще как похвала. Такие люди, найдя свою дорогу, движутся вперед, уверенно преодолевая все преграды. А про некоторых говорят по другому: «Темная личность»И это явно не похвала.
Слайд 19 Что такое личность?. Дается определение. (Личность- система социально значимых черт и качеств, которые человек реализует в общественной жизни).
Заключение:
Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности, в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Помните, что человек- открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы – занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов. Но размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножении человеческого в себе.
Домашнее задание- Слайд 20. Выставление и аргументирование оценок.