Урок по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»
Русский язык
Выполнил учитель начальных классов
ГБОУ школа № 93 Пушкинского района, города Санкт-Петребурга
ФИО Чумикова Юлия Сергеевна
2016
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Название учебного предмета - Русский язык 3 класс
УМК - Школа России
Тема урока - Род глаголов в прошедшем времени
Тип урока – Изучение нового материала
Задачи -
Обучающие:
1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.
2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.
3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.
Рисунок 1. Стр. 121, 122 учебника Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п | Этап урока | Хронометраж |
-
| Организационный момент | 1 мин. |
-
| Мотивация к УД | 2 мин. |
-
| Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений | 5 мин. |
-
| Постановка учебной задачи | 8 мин. |
-
| Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) | 9 мин. |
-
| Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | 7 мин. |
-
| Самостоятельная работа (закрепление способа действия) | 9 мин. |
-
| Рефлексия УД. | 3 мин |
-
| Домашнее задание | 1 мин |
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент 1мин. | Проверить подготовку детей к уроку. -Ребята, записываем в тетради сегодняшнее число и классная работа. | | |
2. | Мотивация к УД 2 мин. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | У.: Давайте отгадаем загадку и подумаем, о чём пойдёт речь на уроке. Что без меня предметы? Лишь названья А я приду - всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт | Дети отгадывают, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод,что речь пойдёт о «глаголе». | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) |
У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации. | Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить) |
|
3. | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений 5мин. Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | У.: А сначала вспомним Что уже знаем. Две группы ребят работают по карточкам . Индивидуальная работа . Задания записаны на карточках 1В*Запишите глаголы в настоящем времени по образцу (писать-пишу). Кричать ,молчать, ловить, дрожать. (выделить окончания) 2В**Запишите глаголы в прошедшем времени Кричать , молчать, дрожать ,ловить, Примечание * Требуется помощь учителя ** Самостоятельное выполнение , по собственному плану Взаимопроверка . Покажите сигналом правильность выполнения (зелёный-всё верно, красный- есть ошибки) У.: А, мы с вами давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Блиц-опрос Глагол – это…….. Глаголы отвечают на вопросы……. Глаголы обозначают…….. У.: Как определить время и число глагола? Чтобы это вспомнить запишем комментировано упр.214 Сделаем вывод (для тех кому трудно, воспользуемся подсказкой учебника стр. 121) | Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия. Проверка по карточке –помощи: Кричать – кричу (н.в.) Молчать – молчу (н.в.) ловить – ловлю (н.в.) дрожать – дрожу (н.в.) Часть речи Что делает? Что делал? Что будет делать? И т.д. Действие предмета Род глагола в прошедшем времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) |
4. | Постановка учебной задачи 8мин. Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? У.: Прочитайте глаголы (на экране). Работаем в паре (Слайд 4): Светил, светила, светило Что в них общего? Найдите отличия. У.: Давайте сформулируем тему урока. Ветер прилетел Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел. Проблемный диалог. У.: Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Почему? У.: С чем ещё познакомимся на урок? У.: Для чего нам это нужно знать? У.: Давайте решим эту задачу Определите время глаголов Как вы это сделали? У.:Давайте добавим окончания к глаголам. Как будем рассуждать? У.: Обсудите в паре. Молодцы -поставьте сигнал на полях тетради всё ли вам понятно. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА У.: А теперь немного отдохнём Мы немножечко устали, Потихоньку дружно встали И движенья показали. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте ,приседайте, Пошагайте ,пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите –ка в присядку; Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. У.: Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Назовите их. | Да Это глаголы прошедшего времени Они имеют разные окончания. Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время Д.: нет Д.: слова не связаны по смыслу т.к. в глаголах нет окончаний Д.: С окончаниями глаголов прошедшего времени. Д.: чтобы их правильно писать. Д.: прошедшее Д.: по суффиксу –л- и по вопросам Д.: Ветер прилетел Метель прилетела Облако прилетело Птицы прилетели Д.: устали встали показали | Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л) Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) |
5. | Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) 9 мин. Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | У.: Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант. -Задание для 1* группы Упр. 216 стр.122 -Задание для 2** группы Упр.217 стр.122 У.: Обсудите и сделайте вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени. Проверка с опорой на доску (от каждой группы представители работали у доски, 1 группа вместе с учителем) У.: поставьте сигнал на полях, всё ли вам понятно. У.: Сделайте вывод У.: Подтвердим, наш вывод , работая с правилом стр. 122 (учебник) | Д.: Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам и имеют окончания: М.р- 0 окончание Ж.р.-а С.р.-о Глаголы прошедшего времени во множественном числе имеют окончание –и. Во множественном числе род глагола не определяется. | Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П) |
6. | Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи 7 мин. Цель: организовать первичное применение нового знания | У.: Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах)+рабочий лист Прикусить язык - замолчать. Путаться под ногами - мешать. Чесать языком - болтать. Примечание. На рабочем листе дается задание У.: Что скажем о глаголах? - Образуйте и запишите от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка в парах). Слайд 14, 15 У.: Какой вывод мы можем сделать? У.: Попробуйте изменить их по родам. Устно по цепочке. Слайд 16 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Условие игры: У.: Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем. Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг. У.: Как узнавали глаголы прошедшего времени? | Д.: Неопределенная форма Д.: Замолчал Мешал Болтал Д.: У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л. Замолчал, замолчало, замолчала Мешал, мешало, мешала Болтал, болтала, болтало Д.: рисовал спал пил резал Д.: Вопросы, суффикс -л | Представление о богатых возможностях русского языка (Л) Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П) |
7. | Самостоятельная работ((закрепление способа действия) 9 мин. Цель: закрепление нового способа действия | Упр. 218 делаем с опорой на правило на стр. 122 при проверке. | Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике). | Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К) понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) |
8. | Рефлексия УД 3 мин Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности | У.: Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке? У.: Говорите только глаголы! У.: В каком времени использовали глаголы? У.: Что нового узнали о прошедшем времени глаголов? У.: Что бы ещё хотели узнать о глаголах? Дополните предложения: Урок привлёк меня тем, что… Урок показался мне… Урок заставил задуматься о… Посмотрите на отметки на полях и вспомните -Какое у вас сейчас настроение? | Д.: Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили). Д.: В прошедшем Д.: Что гл. пр.вр. изменяются по родам, у глаголов прошедшего времени есть суффикс Л М.р 0 окончание Ж.р.-а С.р.-о Множ. ч. –и Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности. | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Оценивать свои достижения и трудности (Р) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) |
9 | Домашнее задание 1 мин. Цель: систематизация и дополнение знаний | У.: с. 122 выучить правило, упр. №220 Слайд 22,23 Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело! | | Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р) Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П) |
Литература:
Канакина В.П., Горецкий. Учебник Русский язык 3 класс 2 часть. – М., Просвещение, 2013
Дмитреева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. К УМК «Школа России». – М.ВАКО. 2014
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М.2013