СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету русский язык   для 3 класса по теме "Род глаголов в прошедшем времени " программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»»


Урок по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»

Русский язык

Выполнил учитель начальных классов

ГБОУ школа № 93 Пушкинского района, города Санкт-Петребурга

ФИО Чумикова Юлия Сергеевна

2016

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК «ШКОЛА РОССИИ»


Название учебного предмета - Русский язык 3 класс


УМК - Школа России


Тема урока - Род глаголов в прошедшем времени


Тип урока – Изучение нового материала


Задачи -

Обучающие:

1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.

2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.

3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.


Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.


Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.


Рисунок 1. Стр. 121, 122 учебника Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий



Этапы урока и хронометраж:

п/п

Этап урока

Хронометраж

Организационный момент

1 мин.

Мотивация к УД

2 мин.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

5 мин.

Постановка учебной задачи

8 мин.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

9 мин.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

7 мин.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

9 мин.

Рефлексия УД.

3 мин

Домашнее задание

1 мин











п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.






Организационный момент

1мин.


Проверить подготовку детей к уроку.

-Ребята, записываем в тетради сегодняшнее число и классная работа.











2.



Мотивация к УД

2 мин.

Цель:

создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД


У.: Давайте отгадаем загадку и подумаем, о чём пойдёт речь на уроке.


Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт

Дети отгадывают, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод,что речь пойдёт о «глаголе».







Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.

Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания:

«!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить)


3.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

5мин.

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

У.: А сначала вспомним Что уже знаем.

Две группы ребят работают по карточкам .


Индивидуальная работа .


Задания записаны на карточках

1В*Запишите глаголы в настоящем времени по образцу (писать-пишу).

Кричать ,молчать, ловить, дрожать.

(выделить окончания)


2В**Запишите глаголы в прошедшем времени

Кричать , молчать, дрожать ,ловить,


Примечание

* Требуется помощь учителя

** Самостоятельное выполнение , по собственному плану

Взаимопроверка .

Покажите сигналом правильность выполнения (зелёный-всё верно, красный- есть ошибки)


У.: А, мы с вами

давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Блиц-опрос

Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….




Глаголы обозначают……..



У.: Как определить время и число глагола?

Чтобы это вспомнить запишем комментировано упр.214

Сделаем вывод (для тех кому трудно, воспользуемся подсказкой учебника стр. 121)




Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.



Проверка по карточке –помощи:

Кричать – кричу (н.в.)

Молчать – молчу (н.в.)

ловить – ловлю (н.в.) дрожать – дрожу (н.в.)




















Часть речи


Что делает? Что делал? Что будет делать? И т.д.


Действие предмета












Род глагола в прошедшем времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

4.

Постановка учебной задачи

8мин.

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени?


У.: Прочитайте глаголы (на экране). Работаем в паре (Слайд 4):

Светил, светила, светило

Что в них общего?


Найдите отличия.


У.: Давайте сформулируем тему урока.



Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы прилетел.


Проблемный диалог.

У.: Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Почему?




У.: С чем ещё познакомимся

на урок?



У.: Для чего нам это нужно

знать?


У.: Давайте решим эту задачу

Определите время глаголов


Как вы это сделали?



У.:Давайте добавим окончания к глаголам.

Как будем рассуждать?

У.: Обсудите в паре.







Молодцы

-поставьте сигнал на полях тетради всё ли вам понятно.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У.: А теперь немного отдохнём

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте ,приседайте,

Пошагайте ,пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите –ка в присядку;

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.


У.: Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Назовите их.


Да






Это глаголы прошедшего времени


Они имеют разные окончания.







Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время



Д.: нет

Д.: слова не связаны по смыслу т.к. в глаголах нет окончаний


Д.: С окончаниями глаголов прошедшего времени.


Д.: чтобы их правильно писать.




Д.: прошедшее


Д.: по суффиксу –л- и по вопросам






Д.:

Ветер прилетел

Метель прилетела

Облако прилетело

Птицы прилетели




















Д.:

устали

встали

показали

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)




Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)


Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

5.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

9 мин.

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

У.: Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы:

работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.


адание для 1* группы


Упр. 216 стр.122


-Задание для 2** группы

Упр.217 стр.122


У.: Обсудите и сделайте вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени.




Проверка с опорой на доску (от каждой группы представители работали у доски, 1 группа вместе с учителем)


У.: поставьте сигнал на полях, всё ли вам понятно.


У.: Сделайте вывод






У.: Подтвердим, наш вывод , работая с правилом стр. 122 (учебник)
































Д.:

Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам и имеют окончания:

М.р- 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Глаголы прошедшего времени

во множественном числе

имеют окончание –и.

Во множественном числе род

глагола не определяется.


Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.



Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.


Ориентироваться в своей системе знаний (П)


6.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи

7 мин.

Цель: организовать первичное применение нового знания

У.: Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах)+рабочий лист

Прикусить язык - замолчать.

Путаться под ногами - мешать.

Чесать языком - болтать.

Примечание.

На рабочем листе дается задание


У.: Что скажем о глаголах? - Образуйте и запишите от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка в парах). Слайд 14, 15

У.: Какой вывод мы можем сделать? 



У.: Попробуйте изменить их по родам. Устно по цепочке.

Слайд 16







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Условие игры:

У.: Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.

Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.

У.: Как узнавали глаголы прошедшего времени?













Д.:

Неопределенная форма

Д.:

Замолчал

Мешал

Болтал


Д.:

У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л.




Замолчал, замолчало, замолчала

Мешал, мешало, мешала

Болтал, болтала, болтало










Д.:

рисовал

спал

пил

резал


Д.:

Вопросы, суффикс -л

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

7.

Самостоятельная работ((закрепление способа действия)

9 мин.

Цель: закрепление нового способа действия

Упр. 218 делаем с опорой на правило на стр. 122 при проверке.








Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

8.

Рефлексия УД

3 мин

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

У.: Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?

У.: Говорите только глаголы!





У.: В каком времени использовали глаголы?

У.: Что нового узнали о прошедшем времени глаголов?








У.: Что бы ещё хотели узнать о глаголах?


Дополните предложения:


Урок привлёк меня тем, что…

Урок показался мне…

Урок заставил задуматься о…


Посмотрите на отметки на полях и вспомните


-Какое у вас сейчас настроение?






Д.: Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).


Д.: В прошедшем


Д.: Что гл. пр.вр. изменяются по родам, у глаголов прошедшего времени есть суффикс Л

М.р 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Множ. ч. –и



Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

9

Домашнее задание

1 мин.

Цель: систематизация и дополнение знаний

У.: с. 122 выучить правило, упр. №220

Слайд 22,23

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!



Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)



Литература:

  1. Канакина В.П., Горецкий. Учебник Русский язык 3 класс 2 часть. – М., Просвещение, 2013

  2. Дмитреева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. К УМК «Школа России». – М.ВАКО. 2014

  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010

  4. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012

  5. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013

  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013

  7. Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М.2013





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!