Тема урока: «Древняя Палестина».
Цели урока: формирование представлений об истории и культуре Древней Палестины. Углубление знаний о Библии как историческом источнике и памятнике мировой культуры.
Обеспечить усвоение понятий: единобожие, Библия.
Планируемые результаты: стр.20-21 «Рабочей программы по Всеобщей истории» Ф.А.Михайловского.
I. Организационный момент.
II. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.
Учитель: наши ребята из Исторического клуба однажды примеряли на себя роль археологов, искали клад, а потом угадывали, какому историческому периоду принадлежит то, что они обнаружили. В моих руках сундучок, предметы из которого позволят угадать знакомую нам страну. Кто рискнёт отгадать её?
Волшебный сундучок (стекло, пурпурная краска, бусы)
Учитель: правильно, все предметы связаны с Финикией. Изучали мы эту страну? Значит, вы без труда ответите на все мои вопросы. Внимание на экран.
Учитель: почему я выбрала именно такую картинку для Финикии?
Обучающиеся: финикийцы жили возле Средиземного моря, их называли «народами моря».
Учитель: что объединяет эти слова? Принцип построение логического ряда.
Обучающиеся: Библ, Сидон, Тир – это главные города Финикии.
Учитель: вставьте на месте пропусков нужное слово.
Обучающиеся: колония.
Учитель: по какому принципу построен логический ряд, назовите лишнее и объясните, почему вы так считаете.
Обучающиеся: лишний «фараон», он связан с Египтом, а остальные с Финикией- это предметы торговли.
Учитель: проверим, насколько успешно вы выполнили задания по Финикии дома на информационных листах.
Обучающийся (1 ученик на отметку) читает ответы.
Учитель: о финикийском алфавите расскажет Никонова София (на отметку)
III. Подготовка к активному восприятию темы.
Учитель: Проанализируйте карту (слайд). С какими древними цивилизациями
мы уже познакомились?
Обучающиеся называют Египет, Месопотамию, Китай, Индию, Финикию.
Учитель: А какое государство вам не знакомо?
Обучающиеся к незнакомым относят Палестину (слайд с евреями)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Обучающиеся формулируют тему урока «Древняя Палестина».
Учитель: Правильно, сегодня мы узнаем много интересного о Древней Палестине.
IV. Целеполагание.
Учитель: Какие вопросы будут в центре нашего внимания? Называют по пунктам параграфа 16.
Учитель: Для успешной работы и достижения цели нам понадобится соблюдение некоторых правил и ваших лучших качеств, каких именно?
Обучающиеся: внимательно слушать учителя и друг друга, вдумчиво работать с текстом учебника и картой, представлять результаты своей работы; быть активным, соблюдать правила этикета.
V. Изучение нового учебного материала.
Работа по пункту №1.
Учитель: с чего мы всегда начинаем изучать новую страну?
Обучающиеся: с географического положения, населения и занятий.
Учитель: изучите самостоятельно первый пункт 16 параграфа и подготовьтесь отвечать на мои вопросы. Если утверждение верное, отвечаете «ДА», неверное – исправляете ошибку.
- Палестина граничит с Финикией и Египтом. (ДА). работа по карте
- Нил протекает по всей Палестине с севера на юг. (НЕТ, Иордан).
Учитель: отметьте на карте реку Иордан синим фломастером или ручкой.
- Иордан впадает в Мёртвое море. (ДА)
Учитель: отметьте на карте Мёртвое море синим фломастером или ручкой.
- Жители Палестины – шумеры и евреи. (НЕТ, филистимляне)
Учитель: в честь них и названа страна – Палестина.
- Евреи создали в Палестине сильное и единое государство. (ДА)
- А вы заметили отличие религии евреев от веры других народов? (ЕДИНОБОЖИЕ)
Первичное закрепление материала: что мы теперь знаем о Палестине?
Физминутка: еврейская музыка.
Работа по пункту №2.
Учитель: сюжет из какой книги представлен на слайде?
Обучающиеся: из Библии.
Учитель: что вам известно об этой книге?
Обучающиеся: о создании мира, Всемирном Потопе, Вавилонском столпотворении.
Учитель: Слово «Библия» переводится с греческого «книги» и содержит Ветхий Завет и Новый Завет – то есть договор между Богом и людьми.
В Ветхом Завете главное внимание уделяется еврейскому народу. Какое задание нам приготовили авторы рабочей тетради по этой теме? прочитаем его на стр. 41 под №6.
Домашнее задание: параграф 16, задание 6,7 в РТ стр. 41-42.
Давайте узнаем об этом подробнее (Совместное чтение стр. 87-88)
Учитель: что предлагаете записать об Иакове и Моисее в тетрадь?
Обучающиеся: дают ответы.
Учитель: Как звали Бога евреев?
Обучающиеся: Яхве.
Учитель: Телеканал «Радость моя» создал мультфильмы по сюжету Библии. Внимательно посмотрите один из них о Моисее и назовите основные заповеди, которые должны были соблюдать евреи.
Обучающиеся: перечисляют заповеди.
Да не творят себе богов в Израиле других,
Кумиров ты не создавай
И душу не губи.
И никого не обижай, и ближнего люби.
И не завидуй, и не лги,
пришельцев не гони.
От злобы сердце береги
И мой завет храни.
Учитель: можно ли их считать подходящими для нас с вами?
Обучающиеся: да, это правила морали в любые времена.
Учитель: единственное, что отличает Конституцию РФ в этом вопросе, что гражданин нашей страны волен придерживаться любой веры. Как нужно относиться к человеку другой веры, на ваш взгляд?
Обучающиеся: с уважением.
Учитель: для этого есть хорошее слово – толерантность, то есть терпимость…..
кстати, завтра, 16 ноября, отмечается Международный день толерантности, о котором мы поговорим на классном часе.
Закрепление учебного материала.
Учитель: что нужно ученику для того, чтобы закрепить изученный материал?
Обучающиеся: тренировочные задания.
Учитель: умеете ли вы выполнять задание на соотнесение?
Обучающиеся: да.
Учитель: Выполните задание в течение 1 минуты, сделайте взаимопроверку, поставьте отметку друг другу.
Домашнее задание: Какие вопросы вам предстоит изучить самостоятельно дома? О Сауле, Давиде и Соломоне. Участникам исторического клуба я предлагаю разыграть легенду о суде Соломона в составе 4 человек.
Рефлексия.
Учитель: ребята, хотите ли вы успешно сдать экзамены в 9 классе?
Как вы считаете, начинаем ли мы готовиться к экзаменам в 5 классе? А что мы для этого делаем на уроках?
Давайте сравним задания ОГЭ с теми, что мы выполняли сегодня.
Задания 24 (соотнесение)
27 (вставить термин)
30 (выбрать лишний термин)
31(вставить пропущенную информацию о царе)
Все термины нужно писать грамотно, так как работа проверяется компьютером, поэтому уделяем внимание их правописанию.
Закрепим грамотное написание изученных сегодня терминов:
ПАлЕстина
БиблИя
фИлИстимлЯнЕ
Евреи
ЯхвЕ
скрИжали
ИОрдан
единОбожие
Повторим грамотность слов по теме «Финикия»
Ф…н…кия, К…рф…ген, М..лькарт, к..л...ния, алф..вит (1 ученик выполнил в начале урока)
Оценивание.
Оцените работу своих одноклассников (свою собственную).
Оценивание учителя.