СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. По теме : "Зрительный анализатор. Строение и функции гзаза". 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза"»


Урок в 8 классе

с использованием элементов

здоровьесберегающих технологий


по теме:

«Зрительный анализатор.

Строение и функции глаза»

Цели урока:

Образовательные: создание условий для

  • актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;

  • ознакомления со строением и функциями глаза;

  • формирования знаний о близорукости и дальнозоркости

  • ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения

  • формулирования правил гигиены зрения.

Воспитательные: создание условий для

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;

  • развития умений анализировать, делать выводы.

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютер;

  • электронная презентация;

  • макет глазного яблока;

  • рабочий лист для каждого ученика;

  • раздаточный материал для рефлексии

Формы и методы:

  • Фронтальная работа

  • Индивидуальная работа

  • Работа в парах

  • Методы, активизирующие мышление

  • Использование опорных схем

  • Самостоятельная работа

  • Эксперимент

  • Наглядный метод обучения.

Структура урока

    1. Организационный момент (1мин.)

    2. Актуализация знаний через повторение(6 мин.)

    3. Целеполагание (2 мин.)

    4. Изучение нового:

        • Постановка проблемной ситуации (3 мин.)

        • Решение проблемы (3 мин.)

    5. Физкультминутка (1 мин.)

        • Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)

        • Обсуждение результатов работы (4 мин.)

        • Беседа (4 мин.)

    6. Подведение итогов урока (3 мин.)

    7. Рефлексия (2 мин.)

    8. Постановка домашнего задания (1 мин.)

Планируемые результаты обучения

Знать:

  • Особенности строения органа зрения;

  • Функции вспомогательного аппарата глаза;

  • Механизм восприятия зрительных раздражений.

Уметь:

  • Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;

  • Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

1. Орг. Момент

В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.

ТЕМА « Анализаторы»

1 вариант

  1. Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..

  1. Расположите части анализатора по порядку:

  1. Зона коры головного мозга




  2. Рецептор

  3. Проводящий путь.

3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. затылочная зона а) слуховой анализатор

2. височная зона б) зрительный анализатор

3. теменная зона в) вкусовой анализатор

1.

2.

3.




ТЕМА « Анализаторы»
  1. вариант

1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?

а) звуком б) светом в) вкусом

2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. теменная зона а) равновесие

2. затылочная зона б) осязание

3. височная зона в) зрение



1.

2.

3.




3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?

1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий

  1. Актуализация знаний через повторение

( 5-6 мин. вместе с проверкой). Проверка Слайд № 2

  1. Изучение нового материала

Записывают тему урока с центрального слайда.

Слайд № 3 « Строение зрительного анализатора»

Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»

Как вы понимаете это выражение?

  • Давайте выясним, как же охраняется наше око ( Слайд № 4 Внешнее строение глаза)

Слайд № 5 «Мышцы глаза»

Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.

Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»

Записи в тетради:

Оболочки глаза:

  1. Наружная или фиброзная

Роговица Белочная или склера

(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)

  1. Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка

3. Сетчатка------------ рецепторы

Палочки Колбочки

Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)

Слайд № 7 « Изображения на сетчатке»; Слайд № 8 «Аккомодация хрусталика»

Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

Обратить внимание на работу хрусталика.

Проблемные вопросы:

  • Почему вредно читать лежа?

  • Какие правила гигиены вы уже знаете?

  • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?

  • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?

  • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?

  • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?

  • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?

  • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)

Слайд № 9 «Дальнозоркость и близорукость»

Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.

Слайд № 10 « Гигиена зрения»

Игра « Полезно – вредно»

Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.

  • Читать лежа

  • Умываться по утрам

  • Читать при хорошем освещении

  • Смотреть на яркий свет

  • Долго находиться у монитора компьютера.

Слайды № 11, 12, 13, 14,15. « Зрительные иллюзии»



Подведение итогов урока

  • В заключении урока можно поиграть ( класс отгадывает, а ученик у доски показывает на плакате или интерактивной доске части глаза)

Орган зрения – это глаз.

В нем три оболочки:

Та, что белая снаружи

Назовём белочной


Та прозрачна впереди –

Со стеклом сравнится

Эту часть её зовём просто роговица


Слой второй – в нём есть сосуды

Впереди он радужка

В ней отверстие - зрачок

И пигменты разные.


За зрачком у нас хрусталик

Он меняет кривизну

И поэтому мы видим

И вблизи и за версту.

Свет легко в глаз проникает

Всё в округе видно мне

Ведь в глазном есть яблоке

Тело стекловидное

В глубине лежит сетчатка

Этот слой необходим

Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.


От палочек и колбочек информацию берет,

В сигналы превращает и в мозг передает (зрит. нерв)

« тощие» числом несметны

На сетчатке ……..(палочки)

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки.

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира (колбочки)

7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик , который бы отражал ваше настроение)

8. Постановка домашнего задания Слайд № 16.

Для всех:

  1. читать текст на стр.73-74

  2. составить в тетради в виде плана

1 вариант – полезно для глаз

2 вариант – вредно для глаз

По желанию: Найти информацию о:

  • влияние цвета на организм

  • иридодиагностике

  • дальтонизме



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!