Урок в 8 классе
с использованием элементов
здоровьесберегающих технологий
по теме:
«Зрительный анализатор.
Строение и функции глаза»
Цели урока:
Образовательные: создание условий для
актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;
ознакомления со строением и функциями глаза;
формирования знаний о близорукости и дальнозоркости
ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
формулирования правил гигиены зрения.
Воспитательные: создание условий для
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
развития умений анализировать, делать выводы.
Учебно-материальное обеспечение:
Формы и методы:
Структура урока
Организационный момент (1мин.)
Актуализация знаний через повторение(6 мин.)
Целеполагание (2 мин.)
Изучение нового:
Физкультминутка (1 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
Постановка домашнего задания (1 мин.)
Планируемые результаты обучения
Знать:
Уметь:
На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
1. Орг. Момент
В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.
ТЕМА « Анализаторы»
1 вариант
Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..
Расположите части анализатора по порядку:
Зона коры головного мозга
Рецептор
Проводящий путь.
3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. затылочная зона а) слуховой анализатор
2. височная зона б) зрительный анализатор
3. теменная зона в) вкусовой анализатор
ТЕМА « Анализаторы»
вариант
1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?
а) звуком б) светом в) вкусом
2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. теменная зона а) равновесие
2. затылочная зона б) осязание
3. височная зона в) зрение
3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?
1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий
Актуализация знаний через повторение
( 5-6 мин. вместе с проверкой). Проверка Слайд № 2
Изучение нового материала
Записывают тему урока с центрального слайда.
Слайд № 3 « Строение зрительного анализатора»
Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»
Как вы понимаете это выражение?
Слайд № 5 «Мышцы глаза»
Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)
Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.
Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.
Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»
Записи в тетради:
Оболочки глаза:
Наружная или фиброзная
Роговица Белочная или склера
(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)
Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка
3. Сетчатка------------ рецепторы
Палочки Колбочки
Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)
Слайд № 7 « Изображения на сетчатке»; Слайд № 8 «Аккомодация хрусталика»
Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.
Обратить внимание на работу хрусталика.
Проблемные вопросы:
Почему вредно читать лежа?
Какие правила гигиены вы уже знаете?
Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)
Слайд № 9 «Дальнозоркость и близорукость»
Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.
Слайд № 10 « Гигиена зрения»
Игра « Полезно – вредно»
Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.
Слайды № 11, 12, 13, 14,15. « Зрительные иллюзии»
Подведение итогов урока
Орган зрения – это глаз.
В нем три оболочки:
Та, что белая снаружи
Назовём белочной
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится
Эту часть её зовём просто роговица
Слой второй – в нём есть сосуды
Впереди он радужка
В ней отверстие - зрачок
И пигменты разные.
За зрачком у нас хрусталик
Он меняет кривизну
И поэтому мы видим
И вблизи и за версту.
Свет легко в глаз проникает
Всё в округе видно мне
Ведь в глазном есть яблоке
Тело стекловидное
В глубине лежит сетчатка
Этот слой необходим
Коль рецепторы в порядке
То нормально мы глядим.
От палочек и колбочек информацию берет,
В сигналы превращает и в мозг передает (зрит. нерв)
« тощие» числом несметны
На сетчатке ……..(палочки)
Ловят сумеречный свет,
В потемках выручалочки.
На сетчатке меньше их,
Но пусть их славит лира
Они щедро дарят нам
Многоцветье мира (колбочки)
7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик , который бы отражал ваше настроение)
8. Постановка домашнего задания Слайд № 16.
Для всех:
читать текст на стр.73-74
составить в тетради в виде плана
1 вариант – полезно для глаз
2 вариант – вредно для глаз
По желанию: Найти информацию о: