Урок биологии по теме "Зрительный анализатор" для учащихся 8 класса.
Цель урока:
- Рассмотреть значение зрительного анализатора; изучить строение и функции глаза, его части, особенности восприятия окружающего мира; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости.
К урока создана мультимедийная презентация.
К конспекту урока прилагается самостоятельная работа, которую можно провести либо в качестве проверки усвоения материала на этом же уроке, либо в качестве проверки домашнего задания на следующем уроке.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме Орган зрения»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Зрительный анализатор»
Конспект урока по теме «Зрительный анализатор»
Цель урока:
Рассмотреть значение зрительного анализатора; изучить строение и функции глаза, его части, особенности восприятия окружающего мира; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости.
Презентация.
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться со зрительным анализатором, его строением; изучить строение глаза; поговорить о гигиене глаз и их заболеваниях.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет».
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Так что же такое глаза? Почему они вызывают столько восхищения?
Учитель дает понятие органа зрения и рассказывает, что входит в его состав. (используя презентацию: слайды 4-6)
Далее учитель рассказывает о строении глаза, его оболочках, основных структурах. (слайды 7-9)
Рассказ учителя о зрительных рецепторах – колбочках и палочках, которые находятся на внутренней оболочке глаза – сетчатке; строение зрительного анализатора (слайды 10-11).
Далее самостоятельная работа учащихся с учебником и ответы на вопросы:
Что такое желтое пятно?
Что такое слепое пятно?
Закрепление материала по вопросам презентации (слайды 12-13).
В заключении звучит еще одно стихотворение:
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Орган зрения – это глаз,
В нем три оболочки.
Та, что белая, снаружи,
Назовем белочной.
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится.
Эту часть ее зовем просто – роговица.
Слой второй – в нем есть сосуды,
Впереди он радужка.
В ней отверстие – зрачок,
И пигменты разные.
Рецепторы в сетчатке, в глубине,
Все четко помогают видеть мне.
Поделим их на парочки:
Одни – колбочки, другие – палочки.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Просмотр содержимого презентации
«Зрительный анализатор»
Зрительный
анализатор
Цели урока:
1. Рассмотреть значение зрительного анализатора;
2. изучить строение и функции глаза, его части, особенности восприятия окружающего мира;
3. разъяснить причины дальнозоркости, близорукости
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Ф. Рокотов
«Портрет Струйской»
Орган зрения - воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.
Вспомогательный аппарат
Глазное
яблоко
Вспомогательный аппарат
Брови
Слезный
аппарат
Веки
- Вспомогательные части глаза.
специальную жидкость - слезу,
которая омывает и увлажняет глаз,
а также смывает частички пыли попавшие на глаз.
- Глазное яблоко окружено тремя оболочками:
наружная оболочка - склера
средняя оболочка – сосудистая
внутренняя оболочка-сетчатка
Глазное яблоко
Оболочки
В центре радужной оболочки находится зрачок – отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. Может сужаться и расширяться.
За зрачком расположен хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять кривизну; он фокусирует изображение на сетчатке.
Все внутреннее пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом – прозрачная полужидкая масса.
Сетчатка
рецепторы
Колбочки
7 миллионов
Палочки
125 миллионов
Желтое пятно?
Слепое пятно?
Зрительный анализатор
Зрительная зона коры больших полушарий
Зрительные нервы
Сетчатка
Сетчатка
Зрительный анализатор обеспечивает восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними.
- Снаружи глазное яблоко покрыто _________ оболочкой, или ___.
белочной
склерой
- В передней части она проницаема для света и называется ______.
роговица
- Под склерой располагается
__________ оболочка.
сосудистая
- Ее передняя часть называется
_________. Цвет глаз зависит от
количества пигмента в ней.
радужка
- В центре радужки – небольшое отверстие - ____.
зрачок
- При сильном освещении диаметр зрачка ______.
уменьшается
- При слабом освещении диаметр зрачка _______.
увеличивается
- За зрачком находится двояковыпуклый прозрачный ____________.
хрусталик
- Хрусталик может менять свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на внутренней оболочке глаза ______________.
сетчатке
- В сетчатке есть два вида рецепторов:
________ и _______.
палочки
колбочки
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Орган зрения – это глаз,
В нем три оболочки.
Та, что белая, снаружи,
Назовем белочной.
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится.
Эту часть ее зовем просто – роговица.
Слой второй – в нем есть сосуды,
Впереди он радужка.
В ней отверстие – зрачок,
И пигменты разные.
Рецепторы в сетчатке, в глубине,
Все четко помогают видеть мне.
Поделим их на парочки:
Одни – колбочки, другие – палочки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!