Тема урока «Соли: состав, классификация, номенклатура»
Цель урока: Изучить классификацию и номенклатуру солей.
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, мини-проект.
Оснащение урока: презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: кислота, щелочь, поваренная соль; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
Раздаточный материал: карта урока
Ход урока
I. Организационный момент.
"Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"
А. Дистервег (немецкий педагог)
Ознакомление: с картой урока, системой оценивания. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний. Мотивационно - ориентировочный этап.
1.Задание 1.
Нижеперечисленные вещества распределить по классам неорганических соединений и вписать в таблицу
CuO, NaOH, CaCO3, H2SO4, Fe(OH)2, SO2, HCl, KNO3.
ОКСИДЫ | ОСНОВАНИЯ | КИСЛОТЫ | СОЛИ |
| | | |
| | | |
| | | |
Взаимопроверка.
2. Мини-проект «Определить вещества».
Инструктивная карта.
1. Работа в парах
2. При выполнении задания соблюдать правила техники безопасности
3. Реактивы и оборудование: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида натрия, индикаторы: лакмусовая бумага, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Задание 2. В 3-х пронумерованных пробирках даны бесцветные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль.
Определить содержимое каждой пробирки.
| Реактив | выводы | балл |
Пробирка №1 | | | |
Пробирка №2 | | | |
Пробирка №3 | | | |
Задание 3. "Угадай вещество" (Cлайд 2)
вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это-……(соль).
III. Основной этап.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Что вы знаете о солях? Что бы вы хотели еще знать?
Поваренная соль — это хороший антисептик, который препятствует процессам гниения. Именно поэтому её используют при заготовках консервантов на зиму.
Пищевая сода наверняка есть в каждом доме. Ее добавляют в тесто — как разрыхлитель. Раствор соды и поваренной соли можно использовать для профилактики гриппа, ОРВИ, промывать нос, полоскать горло.
Медный купорос очень популярное средство, используемое в огороде и в саду. Это препарат контактного действия, который можно использовать для борьбы с болезнями, вредителями и в некоторых других случаях. Не накапливается в тканях растения, поэтому его использование не имеет негативного влияния на плоды культур.
Вы знаете, что кислот очень много, а солей еще больше, поэтому начинаем изучать соли с классификации солей
Классификация солей (см. стр.155).
Соли |
По составу | По растворимости в воде |
средние | кислые | основные | растворимые | нерастворимые |
Задание 3. Даны соли: NaHCO3, CaCO3, AlOHCl2, KNO3, Na3PO4, СuSO4. Распределите соли по составу:
Средние(нормальные) соли | Кислые соли | Основные соли |
| | |
2 | 1 | 1 |
Задание 4. Выписанные средние соли из предыдущего задания 3, по таблице растворимости, распределите на растворимые и нерастворимые соли.
Растворимые соли | |
Нерастворимые соли | |
Самопроверка по критерии.
Номенклатура солей (см. табл.13 с.156)
Физкультминутка. Супер физкультминутка для урока youtube.com
Задание 5. Назовите соли из задания 4.
_______________________________________________________________________________
IV. Закрепление.
Задание 6. Составить формулу соли по названию. (см. табл. 13 стр. 156).
Название соли | Формула соли |
Хлорид алюминия | |
Сульфат калия | |
Фосфат кальция | |
Нитрат железа (II) | |
V. Рефлексия
Задание 7. Закончить предложение.
1. Соли – это сложные вещества, состоящие из ______________ и ____________________.
2. По составу соли различают _______________, _______________, ___________________,
по растворимости различают _______________и ________________________.
3. Соли соляной кислоты называются _________, кремниевой ____________,
4. Валентность кислотного остатка равна ________________________________.
VI. Ответьте на утверждение знаком "+" или « -»:
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
5. На уроке я поработал добросовестно.
VII. Домашнее задание: §46.
На выбор задание 1 или 2: 1. Задание 1,2,3,4, 5 с .160. Или задание
2. Творческая работа «Роль солей в жизни человека»