Название образовательного учреждения | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Елизаровская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области |
Ф.И.О. автора | Кешокова Татьяна Ивановна |
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Образовательная система | «Школа России» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | Приёмы сложения для случаев вида 26+7. |
Цель урока | Познакомить с новым приёмом сложения двузначного числа с однозначным в случае с переходом через десяток; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи |
Задачи | Образовательные: повторить знания детей о составе чисел от 1 до 10, закрепить навыки устного счёта в пределах 100; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. Развивающие: развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы, умение ставить вопросы, делать выводы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы) |
Основные термины и понятия | Цифра, число, числовое выражение, «круглое» число, слагаемое, сумма, задача (условие, решение, вопрос). |
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные УУД |
Учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях. На основе знания состава чисел от 1 до 10 выполняют сложение вида 26+7. Находят значение числового выражения в два действия на сложение. Составляют и решают задачи на сложение и вычитание; меняют условие и вопрос задачи. Правильно употребляют в речи математические понятия и термины. | Личностные: осознают необходимость математического составляющего окружающего мира. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают качество и правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение; стремятся мобилизовать силы, волю и энергию к преодолению препятствий Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Ресурсы: основные дополнительные | Математика. Учебник для 2-го класса. Автор М.И.Моро, 2012 г., 1 часть - компьютер (для учителя) - проектор - экран - презентация «Сложение вида 26+7» - карточки для решения примеров разного цвета |
Методы обучения | наглядный, проблемный, частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный. |
Формы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Структурные элементы учебного занятия, их характеристика |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД ЛУУД – личностные; РУУД – регулятивные; КУУД- коммуникативные; ПУУД – познавательные. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности. ( 2 минуты) Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. Слушайте, запоминайте Ни минуты не теряйте. Постарайтесь всё понять И внимательно считать! (Слайд №2) - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вам сегодня на уроке математики предстоит вместе преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь. – Каким правилам поведения вы будете следовать? Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром математики и узнаем много интересного о мире спорта. - Что такое Олимпийские игры? - Кто хочет стать олимпийцем? - Для этого нужно много и упорно работать, трудиться так, как трудятся спортсмены – победители Олимпийских игр. | Подготовка класса к работе. Вспоминают правила посадки на уроке. Называют правила поведения и взаимовыручки. | ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу РУУД: осознаёт себя как ученик. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (Устные упражнения.) ( 6 минут) Цели: - организовать повторение состава чисел от 1 до 10; - актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. - Побуждение к работе с новой информацией. - Пробуждение интереса к теме. - Подготовка к осознанному восприятию учебного материала. | - Кто знает, где проходили самые первые олимпийские игры? Вы узнаете много нового, выполнив следующие задания: №1 Повторение состава чисел первого десятка (Слайд 3) Разбейте числа 9, 8, 7, 6 на части. Выслушиваются все варианты ответов. № 2 (Слайд 4) Даны числа 10, 13, 85, 75 -Какие вопросы вы можете задать к этим числам? - Молодцы! Сейчас вы узнаете родину Олимпийских игр и почему игры называются Олимпийскими. (Слайд 5) - Что вы знаете о современных Олимпийских играх? - Какие олимпийские виды спорта вы знаете? (Учитель обращает внимание детей на слайд №6, называет некоторые виды спорта). - На слайде мы видим главные олимпийские атрибуты. Это пять сцепленных между собой колец и олимпийский огонь. (5 колец - символ пяти континентов) - Ни одни Олимпийские игры не проходят без Олимпийского огня. - Что символизирует Олимпийский огонь? ( чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу) - Я надеюсь, что и вы при выполнении следующего задания будете дружны и старательны. Задание: Дополните до круглого числа: 17, 38, 54, 60, 82. (Слайд 7) (Ответы появляются на экране после их проговаривания учащимися). Учитель контролирует выполнение работы, организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. - Выполнив следующее задание, вы узнаете, где и когда будут проходить следующие летние Олимпийские игры. устный счёт «Цепочка» (Слайд 8). - Вы – настоящие чемпионы в мире математики! Запомните: летние Олимпийские игры будут проходить в столице Японии в 2020 году. Упражнения для развития навыков письма - Внимательно посмотрите на слайд № 9 и пропишите цифру 2 в тетрадях. (Минутка чистописания) | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
- 9 - это 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4 и т. д.
Расположить числа в порядке возрастания, в порядке убывания, назвать соседей числа, составить примеры и т.д. (Сообщения детей)
- До круглого числа не хватает трёх: 17 и 3 будет 20 и т. д.
Ответы детей. Повторение правил посадки при письме. Выполнение задания в тетради по образцу. Производят самоконтроль | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учится работать с ИКТ. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвовать в обсуждении. РУУД: учится отличать верно выполненное задание от неверного; осознание качества и уровня усвоения. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
III. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи Цель: 1) Выявить причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. | Создает проблемную ситуацию. - Реши примеры с подробным объяснением: 20 + 1 22 + 3 24 + 5 - Чем похожи все примеры? - Выявите закономерность и составьте следующий пример. 26 + 7 - Кто объяснит решение этого примера? -У кого возникли затруднения? С чем они связаны? - Определите тему и цели урока. - Как вы думаете, чем нам предстоит заняться на уроке? Организует подводящий к теме диалог |
(Примеры на сложение, Каждое слагаемое увеличивается на 2.) Работа в парах Следующий пример: 26 + 7 Формулируют тему и задачи урока. - Надо научиться решать примеры нового вида. | ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. РУУД: учится определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. КУУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
IV. Определение действий выхода из затруднения. Цели: - организация работы учащихся по исследованию проблемной ситуации. - построение проекта выхода из затруднения. - проектирование и фиксация нового знания. | - Назовите все способы, как можно прибавить к 26 число 7. Способы преодоления затруднения. (Учащиеся могут предложить несколько вариантов). 1 способ: число 26 раскладываем на разрядные слагаемые 20 и 6, единицы складываем с единицами). - Как тогда будет выглядеть решение? ( Ученик записывает свой вариант на доске) 26 + 7 = 20+ (7+6) = 20 + 13 = (20+10) +3=33 20 6 10 3 2 способ: (следующий ученик объясняет свой способ решения: первое слагаемое дополняли до круглого числа): 26 + 7 = (26+4)+3= 33 4 3 -Чем отличается этот путь от предыдущего? - Еще какие варианты? - Может есть другие предложения? - Проанализируйте все варианты решений. Какой из них быстрее приведет нас к правильному решению? Какой из способов решения легче? - Итак, что же достаточно сделать, чтобы решить примеры нового вида? Коллективная форма работы. Составление алгоритма вычисления. (Слайд 10) 1. Посмотреть, сколько не хватает до круглого числа в первом слагаемом. 2. Разложить второе слагаемое на удобные числа. 3. Дополнить первое слагаемое до круглого числа. 2. Сложить круглое число с остатком второго слагаемого. - Прочитаем алгоритм со слайда. | Представляют ситуацию. (Ответы учащихся) Обсуждают, обмениваются мнениями. Второй способ наиболее удобный
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм сложения): 1. Дополнить до круглого числа первое слагаемое. 2. Второе слагаемое разложить на 2 числа, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до круглого числа. 3. Сложить круглое число и остаток от второго слагаемого. | ЛУУД: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: умение находить и выделять необходимую информацию; построение логической цепи рассуждений, умение делать предположения и обосновывать их. РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и учитывать разные мнения, сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации |
V. Реализация планируемых действий (первичное закрепление) ( 7 минут) Цели: - Установить осознанность восприятия. - фиксировать преодоление затруднения. | Закрепление алгоритма вычисления 1. Решение примеров с проговариванием алгоритма сложения чисел (Слайд 11 ) (Ответы появляются на экране после их проговаривания учащимися). 2. Работа в парах. - Решение примеров № 3. (Как только пары справились с заданием, они поднимают руки, взяв друг друга за руки) (обмен тетрадями). | Читают задание Решают с проговариванием алгоритма вслух. - В первом слагаемом до круглого числа не хватает 4. Значит 9 разложим на 4 и 5. К 56 прибавить 4 будет 60 и ещё 5 будет 65. И т.д. Работа в парах Записывают решения в тетрадях Выполняют и осуществляют взаимопроверку Отмечают знаками “+”, “-” правильность выполнения задания. | ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. КУУД: формирует умение осуществлять взаимодействие с соседом по парте, контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VI. Физминутка (2 мин) | | Повторяют движения под музыку. | ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательн. активность |
VII. Реализация планируемых действий ( 10 минут) Цели: - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом | Слайды 12, 13 Работа над задачей. - Внимательно рассмотрите рисунок и краткую запись. Составьте и решите задачу по картинке в соответствии с записью. Задание: Измените условие задачи так, чтобы она решалась другим математическим действием. -Прочитайте запись разными способами. | Составляют и решают задачу. Записывают в тетради решение. Формулируют новое условие и вопрос, записывают решение. Сравнивают решения. | ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя информацию ранее полученную на уроках, формировать вывод на основе анализа. КУУД: учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме. УУД: учится вносить необходимые коррективы с учётом изменений характера задания. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 6 минуты) Цели: - выполнение самостоятельной работы с применением новых знаний; - организация самопроверки | Организует деятельность с применением новых знаний. Работа на карточке. Полученную информацию и знания, которые вы приобрели ранее, вам нужно будет применить при решении заданий, которые подготовили для вас наши гости. Это Леопард, Белый медведь и Зайка. Слайд 14. 1. Вычисли удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой (Аналогично объясняется решение других примеров. После каждого объяснения на экране появляется ответ) Слайд 15. 2. Запиши выражения и вычисли их значения. Из суммы чисел 35 и 7 вычесть 20. К разности 14 и 5 прибавить 48. Самопроверка выполненного задания (Слайд 16) Белый мишка, Зайка и Леопард – это символы зимних Олимпийских игр, которые проходили у нас в России, в г.Сочи. Впервые в истории Олимпийского движения их выбирала вся страна! Запомните эти персонажи — они уже стали частью истории мирового Олимпийского движения! Слайд 17. | Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. - Удобнее к 8 прибавить 2, чтобы получить круглое число. Получим 10. К 3 прибавим 10 получим 13. | ЛУУД: формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности, проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам. ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретенные знания КУУД: учится оформлять высказывания , работать с ИКТ РУУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2) Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. 3)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведём итог работы на уроке. - Все ли у нас получилось, что мы планировали? Достигли мы своих целей? -Что вам запомнилось больше всего? -Что нового вы узнали? - Какие знания и умения повторили и закрепили на уроке? - Где в жизни эти знания вам могут пригодиться? - Оцените свою работу на уроке. -Кому было интересно? - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто чувствовал помощь друга? - Кому было трудно? Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность У каждого из вас на парте лежит комплект медалей: золотая, серебряная и бронзовая. Слайд 18. Возьмите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению. Золотая - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Серебряная - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Бронзовая - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь! Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Повторяют выведенный алгоритм вычисления примеров нового вида. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. | РУУД: оценивает правильность выполнения действия ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ПУУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |