СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Образование СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок освоения новых знаний. Групповая работа

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Образование СССР"»

Конспект учебного занятия.

Выполнила:

Тихонович С.Н.,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ№42» г. Копейск

1.Класс. 10

2. Авторская программа: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.

3.Учебный раздел: СССР в 1920-1930-х годах.

4. Тема урока: Образование СССР – 1 час.

5. Педагогическая идея: “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” (М.Горький).

Союз нерушимый республик свободных,

Сплотила навеки Великая Русь.

(Из Гимна СССР)

6. Цель: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

Задачи: –  формировать у обучающихся представление об основных особенностях процесса образования СССР.

 – продолжить формирование умений и навыков работы в группах, работы с картой, выявлять причинно-следственные связи.

На примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма и толерантности .

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

1.Чувство ответственности прошлое и настоящее многонационального народа России.

2.Чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

3.Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

Метапредметные:

1.Регулятивные - формулировать тему урока, определять учебную задачу, принимать и сохранять ее;

2. Учебно-познавательные – установить соответствия, причинно-следственные связи, структурировать учебный материал, извлекать информацию, осуществлять отбор информации, работать с таблицами, схемами, картами.

3. Коммуникативные – соблюдать правила работы в паре, группе, распределять обязанности в группе, участвовать в обсуждении, вступать в диалог с одноклассниками, педагогом.

Предметные:

1.Работать с историческими документами;

2. Знать основные даты

3. Применять полученные знания при анализе современной политики России;


7.Тип учебного занятия: урок получения новых знаний

8.Вид учебного занятия: групповая работа с элементами беседы

9.УМК: учебник «История России». 10 класс. Учебник для общеобраз. Организаций. В 3 ч. Ч.1. ; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018. – 175с.

Оборудование учебного занятия: настенная карта «Образование СССР», презентация «Образование СССР», ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал

10.Этапы учебного занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку.


2.

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Презентация. Слайд 2.

Вопрос: Что объединяет изображения на экране? Какому событию они посвящены?


Назовите тему урока. Слайд 3




Задание : Напомните основные вопросы, на которые дает ответ история. Слайд 4






Используя эти вопросы, попробуйте составить план нашего урока( его можно записывать на доске в виде простого плана, в виде интеллект-карты, кластера) Слайд 4.

Отвечают на вопрос. Варианты- юбилейные марки, посвящены образованию СССР

«Образование СССР» - записывают в тетрадь

Ответы ( возможно и напомнить эти вопросы)

-Что произошло?

-Когда произошло?

-Где произошло?

-Как произошло?

-Почему произошло?




Примерные ответы:

Когда образовался Советский Союз?

Как это процесс происходил

Кто вошел в этот союз?

Почему создали союз государств?


3.

Усвоение новых знаний и понимания нового материала

Чтобы получить ответы на эти вопросы, вам предстоит поработать в группах.



На группы желательно разбить дифференцированно: в группу №1 объединить более сильных учащихся т.к. им предстоит найти ответы на сложные вопросы, в группу №3 можно более слабых т.к. им потребуется лишь воспроизвести информацию.

Через 5-7 минут группы представляют результаты работы Слайд 5.


Итак, в декабре 1922 г. на карте мира возникает новое государство – Союз Советских Социалистических республик. Наша следующая задача – поработать с контурной картой и выполнить предлагаемые задания ( Приложение 5)



Сколько республик входило в состав СССР в конце 1920-х гг? Назовите их.. Слайд 6.


Группа №1 Причины и предпосылки образования СССР.

Группа №2. Проекты создания нового государства.

Группа №3. Основные этапы образования СССР

Группа №4. Принципы и значение образования СССР





Работают с картой самостоятельно без использования учебника и карты, через 2 минуты представляют результат. В случае затруднения обращаются к учебнику стр.104 пункт 3, стр.105 карта.

Посчитывают по карте (11) и называют. Показывают на настенной карте.

4.

Этап закрепления нового материала


Беседа по плану составленному в начале урока ( основные вопросы истории) Слайд 7.


Беседа на основе эпиграфа урока:

Союз нерушимый республик свободных,

Сплотила навеки Великая Русь.

(Из Гимна СССР)

Как вы можете прокомментировать выдержку из Гимна СССР на основе изученного материала?


Почему говорила о том, что в основе союзного договора заложена «бомба замедленного действия? Как с этим соотносятся слова М.Горького “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” Слайд 8.

Беседа на основе стихотворения. Приложение 6.






Ответы учащихся, возможно небольшое обсуждение в группах.

5.

Домашнее задание

На «3»- параграф 11 – тезисы «Политика коренизации»

На «4» - составить схему государственного управления СССР по Конституции 1924г.

На «5» - эссе на основе высказывания М.Горького Слайд 10.

Записывают домашнее задание

6.

Этап подведения итогов урока



Рефлексия: Выбрать три слова которые наиболее точно передают состояние на уроке.

  • А) стало лучше- не изменилось-стало хуже.

  • Б) своей работой я доволен – недоволен

  • В) материал урока

понятен – непонятен

интересен – неинтересен

полезен – бесполезен

Слайд 9































Приложение 1.

Предпосылки и причины образования СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

  1. Используя текст, заполните таблицу «Предпосылки образования СССР».

    Политические предпосылки


    Экономические предпосылки


    Идеологические предпосылки


    Ментальные предпосылки


  2. Назовите причины образования союзного государства.















Приложение 2.

Проекты создания нового государства.

Из письма Сталина 22сентября 1922года.

...Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету.

…Если мы теперь не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчинятся центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную(фиктивную) независимость формальной же ( и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.

Из проекта резолюции Сталина о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками.

Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Закавказской федерации в РСФСР.

Признать целесообразным распространение компетенций ВЦИК, СНК РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения. Все наркоматы подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.  Наркоматы юстиции, просвещения, земледелия, внутренних дел, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

Из письма Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации», 3 декабря 1922года.Следует оставить и укрепить союз социалистических республик, об этой мере не может быть сомнения.  Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы со всемирной буржуазией. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас…будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. На следующем съезде Советов мы можем даже оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов.

  … Мы хотим добровольного союза наций,- такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на добровольном согласии.

В основу объединения положить принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик.

Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.


1. Из курса обществознания вспомните, и назовите формы государственно-территориального устройства. Поясните их.

2.Определить основные положения проекта Сталина. В чем суть сталинского плана автономизации?

3. Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)

4. Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему?

Приложение 3.

Этапы образования СССР.



  1. Выделите этапы образования СССР.

  2. Заполните схему



Приложение 4.

Принципы и значение образования СССР

Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе наци- онально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В20—30-егг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.

Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

•Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем «коренизации» местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

  1. Какое значение имело образование СССР?





Приложение 5.

Отметьте на карте: 1) территории, вошедшие в состав СССРпо договору 27 декабря 1922г.; 2) изменения в национально-территориальном устройстве СССР, произошедшие а) в 1925 г.; б) в 1929г.

Приложение 6.

Как возникло государство

Нам об этом вспомнить надо

А что объединило их

То был союз один для всех.


Все самостоятельные были,

Вокруг России мирно жили,

Власть Советская была,

В каждом государстве там.


Встал вопрос объединиться

И в страну одну всем слиться

Экономику создать

И политику решать.


Договор в Москве подписан

Четыре государства впишем

Украина, Беларусь,

Закавказье и вся Русь.


СССР как государство

Стало называться наше

Число 30 в декабре

День рожденья СССР


Двадцать второй год пошёл

И образовался он

СССР – союз республик

Южных, маленьких и дружных


Двадцать второй год пошёл

И образовался он СССР.

К нему два года мы добавим

И Конституцию узнаем.


К дате этой два добавим

И конституцию узнаем

Закон она для всей страны

По ней и жить мы все должны



Кто будет управлять по новой?

Так Съезд Советов СССР

Верховной Орган власти всей


ЦИК СССР – что это значит?

Он выбран был из депутатов,

Президиум тут во главе

21 здесь человек


А кто же правит всей страной?

Совет народных комиссаров – Совнарком.

Правительство страны он есть

И наркоматы в подчинение здесь.


Нарком тот кто – то возглавляет?

Да, Алексей Иванович Рыков сам

Судебный орган тоже был

Верховный суд над всем один.


А безопасность в государстве

Она важна, всем это ясно

Для этого его создали

ОГПУ его назвали


И делегатов выбирали

В четыре года, один раз

Из города в 5 раз их больше

Чем с сельской местностью опять.


Нам вывод ясен без сомненья

Рабочих власть кругом была

И ни одна из населенья

Большой быть группа не могла


Вот так образовалось государство

Союзное и новое для всех

И европейские все страны

Признали сразу СССР


  1. Какую информацию можно получить, прочитав данное стихотворение?

  2. Какие эмоции вызывает у вас данное стихотворение?

  3. Как вы думаете, какого отношение автора к описываемым событиям?




Скачать

© 2022, 251 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!