СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по истории. Тема Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 10

Тема: Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Цель: На основе представлений о первых шагах национальной политики Советского государства, являющихся предпосылками образования СССР, раскрыть альтернативные варианты национального государства; создать условия для формирования у учащихся понимания значимости выбора федеративной формы устройства при образовании СССР как для нашей страны, так и для мирового исторического процесса в целом.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по истории. Тема Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»

Выполнила: Мудрикова Екатерина, И-41

Класс: 10

Тема: Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Цель: На основе представлений о первых шагах национальной политики Советского государства, являющихся предпосылками образования СССР, раскрыть альтернативные варианты национального государства; создать условия для формирования у учащихся понимания значимости выбора федеративной формы устройства при образовании СССР как для нашей страны, так и для мирового исторического процесса в целом.

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

-Рассуждают о предпосылках и причинах образования СССР.

-Объясняют основные термины, касающиеся данной темы (автономия, федерализм).

-Выделяют различия между проектами образования СССР


Учебно-познавательная компетенция: способны на основе имеющейся информации выделять предпосылки и причины образования СССР;

Коммуникативная компетенция: способен обсуждать и рассуждать вместе с учителем и коллективом; способны сотрудничать с одноклассниками и внимательно слушать разные точки зрения

Регулятивная компетенция: могут организовать свою учебную деятельность, направленную на изучения нового материала, совершенствование навыка постановки проблемы.

Создать условия для продолжения формирования чувства интернационализма и толерантности у учащихся на примере образования СССР. 


Ведущий метод: устный/диалогический/ беседа (с элементами исследования)


Структурные компоненты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня в такой замечательный день, я рада всех приветствовать на нашем уроке истории

Ученики приветствуют учителя.

  1. Проверка д/з (5 минут)

Фронтальный опрос:

1. Каким было экономическое положение Советской России после окончания гражданской войны?

2. Охарактеризуйте цели проведения новой экономической политики.

3. Вспомните таблицу, которую заполняли дома и ответьте на вопрос чем политика военного коммунизма и НЭПа принципиально различались, а что в них было общего?

Возможные ответы:

1. Страна находилась в кризисном состоянии Продразверстка привела к упадку сельского хозяйства и отчуждению части крестьянства от Советской власти, прокормить страну было крайне тяжело.

2. Цели НЭПа:

Преодоление социально-экономического и политического кризисов в стране

Поиск новых путей построения экономических основ социализма

Улучшения социально-экономического состояния общества

3. Общее:

  • вся полнота власти находилась в руках большевиков 

  • сохранялась монополия внешней торговли
    Различия

  • замена продразверстки продналогом

  • отмена бесплатных коммунальных услуг

  • отмена уравнительной заработной платы

  • разрешения сдавать предприятия в аренду (концессии-аренда иностранным лицам)

Вывод: политика военного коммунизма основывалась только на административно-командных методах, а НЭП-попытка совместить демократические тенденции и административные методы

  1. Актуализация (5 минут)

Постановка учебной проблемы (3 мин)

Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Мы вновь и вновь возвращаемся к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы.

Были ли предпосылки для образования Союза?









Давайте вместе сформулируем, исходя из выше сказанного нами, тему урока

Совершенно верно! Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР. Давайте запишем тему в тетрадь






Теперь давайте попробуем, исходя из моих слов выше, сформулировать проблемный вопрос урока.

Верно!

Проблемный вопрос урока будет звучать так

Какое значение для истории страны и мира в целом играло образование СССР и были ли другие варианты образования этого союза?
















На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало множество наций и народностей. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый «снизу». 

Формулируют тему и проблемный вопрос урока: (2 мин)

Темой урока будет «Образование СССР»

Записывают в тетрадь тему урока


Дети высказывают возможные вопросы урока:

Имеет ли какое-либо значение образование СССР?

Почему образование так важно?

И были ли другие варианты образования союза?



  1. Изучение нового материала (19 минут)











Аналитическое описание + практический метод






















































Рассуждение + практический метод










Объяснение






























Рассказ















Рассуждение

Первые шаги национальной политики Советского государства.

Предлагаю для начала вспомнить примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г.

Давайте вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу еще до революции.




Давайте поработаем с таблицей (Приложение 1) вспомним примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г.










Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?










Совершенно верно. 10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (Приложение 2) Изучите документ и ответьте на вопрос:

Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?











 В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.


Предпосылки образования СССР.

Каковы же предпосылки объединения республик? Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы по­сле Октября?

Для ответа на данные вопросы давайте ознакомимся с Текстом выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г. (Приложение 3)

Ведется беседа по анализу документа






Проекты объединения республик

Самый глобальный вопрос национальных отношений в тот период времени – непосредственный план создания СССР и его конкретной реализации. Вторая половина 1922- решающая стадия формирования СССР. Создается комиссия по подготовке проекта по соответствующему национально – государственному строительству. Председателем комиссии назначали В.В. Куйбышева, члены Сталин, Оржоникидзе, Сокольников, Раковский, Мдивани и др.

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации.

Для их изучения класс делится на 2 группы и работают с документами (Приложение 4,5)

Затем обсуждается каждый проект объединения

Выводом будет служить ответ на вопрос:

На Ваш взгляд, какой план предпочтительней для создания нового государства?

При обсуждении учитель на доске изображает схему


В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.


Этапы образования СССР

30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР»

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;   

1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.


Первая Конституция СССР.

31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.

Я предлагаю вам сравнить Конституцию 1924 и 1993 года. Давайте выделим сходства и различия


Через работу с конституциями учащиеся форму государственного устройства СССР. Отвечают на вопрос: Какое же государство в итоге было создано 30 декабря 1922года?




На II съезде РСДРП в 1903 г. была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу, а именно право наций на самоопределение и их равноправие.


Перечисляют национальные притеснения, например:

1908 г. Введены жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. Численность студентов евреев в столичных ВУЗах не должна превышать 3%, в других городах вне черты оседлости – 5% и 10% - в черте.

1909 г. В Государственной думе создана фракция «русских националистов» с целью дать отпор «инородческому засилью», противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому.


2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России»:

  • равенство народов России;

  • их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

  • отмена национальных и религиозных привилегий;

  • свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России.


Анализируют документ. Запись в тетрадь ответ на вопрос:

в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти. 

Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)




Записывают в тетрадь.
























Предпосылки образования СССР: (записывают в тетрадь)

  1. Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.

  2. Стремление к единой внешней безопасности республик.

  3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

  4. Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.



Класс записывает информацию, озвученную учителем













Делятся на две группы:

  1. изучают план федерализации

  2. изучают план автономизации

Обсуждают каждый проект объединения по следующей схеме:

-Кто был автором? (Ленин/Сталин)

-В чем сущность плана? (Создание государства на основе равенства, федерации/ на основе автономизации государств)

-Каковы плюсы и минусы?

- Что такое федерация/унитарное государство?

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, органы власти.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой территория единого государства подразделяется только на административные единицы (районы, области, края и т.д.); политической самостоятельностью эти части государства не обладают.

Записывают схему в тетрадь










Анализируют отрывки текстов Конституций, выделяют сходства и различия:

Сходства конституций: 
С принятием Конституции 1924 и 1993 года было связано: образование нового государства, существенные изменения в жизни общества. Конституция 1924 г. первая конституция СССР, Конституция 1993г. первая конституция РФ.
Различия конституций: 

Конституция СССР 1924 году провозглашала принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в ней принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства СССР, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. 
В соответствии с конституцией Российской Федерации - права и свободы человека являются высшей ценностью. Любой гражданин страны имеет: право голоса, свободу слова и печати, право выезда за границу Российской Федерации и т.д. 
Главные различия конституций 1924 и 1993 года в их политических режимах, государственном устройстве и экономической системе. В конституции 1924 года устанавливался тоталитарный режим с однопартийной системой, а в конституции 1993 года демократический режим с многопартийной системой. 

 Согласно принятой конституции 1924 года в СССР была классификация отраслей народного хозяйства, все отрасли народного хозяйства делились на две сферы: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Так же согласно ей не допускалась частная собственность. 
В конституции 1993 года всё наоборот: экономическая жизнь строится на многообразии и равноправии форм собственности, в системе хозяйствования сочетаются государственное плановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов.

  1. Первичное закрепление (5 минут)

Составить синквей на тему «СССР». (3 мин)

Таким образом, создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути.

Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны. СССР сумел занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года.

Составляют синквейн. Несколько человек озвучивают свои варианты

Предполагаемые ответы

Образование СССР

Многонациональный, сложный

Строится, спорят, складывается

Союз республик

Слушают учителя

  1. Обобщение и рефлексия (10 минут)

Обобщение (7 мин)

И так, Давайте подведем итоги, для этого предлагаю разделиться на группы и далее в процессе обсуждения составить общую схему «Влияние образование СССР на национальные республики и центр»

Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что сохранилось от Союза (экономические и стратегические объекты, культурные ценности, традиции, память народа…) - необходимо беречь, это наша история!
















Рефлексия (2-3 минуты)

Что нового узнал каждый из вас на уроке?

Смогли ли мы ответить на поставленный нами в начале урока вопрос? В чем же значение образования СССР? Был ли в полной мере реализован принцип федерализма?

Обобщают свои ответы. Один представитель от группы выступает с информацией по их вопросу.

Возможные ответы:

  • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;

  • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.

  • Принцип «одна нация – одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов


 несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выхода из СССР, на практике эти нормы не были прописаны в Конституции СССР.



Отвечают на поставленные вопросы.

Значение образования СССР:

  • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;

  • образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;

  • усиление военной мощи страны;

  • позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;

  • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.

  • большевики собрали большую часть бывшей Российской империи в единое государство.

К сожалению, федеративный принцип устройства союзного государства не был реализован в полной мере на практике. Несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы, не соблюдались. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой план автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом.

  1. Домашнее задание (1 минута)

Учебник ИР, п. 11

Задания по уровням:

  1. Задание на контурной карте «Образование СССР»

  2. Составить таблицу «Национально государственная политика большевиков: принципы и реальность»

  3. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки создания СССР. В чем Вы видите значение образования СССР?

Записывают домашнее задание



Приложение 1


Динамика национальной политики в начале XX века


1899 г.

Ограничение прав финского сейма

1901 г.

Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык (русификация) бойкот финских чиновников.

1903 г.

Волнения армянского населения на Кавказе из-за указа о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей.

1903 г.

Еврейский погром в Кишиневе.


РУСИФИКАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА – распространение среди населения присоединенных к Российскому государству, земель русского языка, культуры, хозяйственного уклада, православной веры.

Смягчение национальной политики после революции 1905-1907 гг.:

Расширены конституционные права Финляндии;

Разрешено применять родной язык в национальных школах.

П.А.Столыпин: основная цель реформ - создание «Великой России». Лозунг предполагал прочность и единство Российской империи при главенстве русской нации. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.

1907 г.

Новый избирательный закон в 3 раза сократил польское представительство в Думе.

1907-1908 гг.

Закрыты все национальные культурно- просветительные общества и учреждения в Польше.

Ограничено представительство поляков- помещиков в земском самоуправлении

1908 г.

Введены жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. Численность студентов евреев в столичных ВУЗах не должна превышать 3%, в других городах вне черты оседлости – 5% и 10% - в черте.

1909 г.

В Государственной думе создана фракция «русских националистов» с целью дать отпор «инородческому засилью», противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому.

1910 г.

Законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии»: законы должны приниматься только Государственной думой и Государственным советом, мнение финляндского сената и сейма могло не учитываться. Финляндская автономия фактически ликвидировалась.

Россия вступила в Первую мировую войну не имея национального согласия.

После Февральской революции 1917 г.: активизация национального движения, национальная элита стремилась к политической самостоятельности в условиях свободы.

Март 1917 г.

Обращение Временного правительства «К полякам»: обещание предоставить Польше независимость.

Восстановлена автономия (?) Финляндии, но пресекаются попытки перехода полноты законодательной и исполнительной власти к сейму.

Июнь 1917 г.

Провозглашение автономии Украины (Центральная рада).

Июль 1917 г.

Образование Белорусской рады. Задача – добиться автономии Белоруссии в рамках Российской республики.


Приложение 2

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

«Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик».

«III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комисса­ров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вы­вод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении».

«...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных со­ветских учреждениях».

Вопрос:

Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?

Приложение 3.

Текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.:

«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объе­динения советских республик в одно союзное государство.

Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутрен­него хозяйственного состояния.

Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распо­ряжении республик в результате семилетней войны - скудость, которая за­ставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их ис­пользования и развития главных отраслей хозяйства ...

Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда ... На­пример, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают се­вер хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано ис­торически всем ходом хозяйственного развития федерации.

В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, со­ставляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.

Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, несмотря на счастливый выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был аб­солютно единым, ... могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.

Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связан­ных с характером строения Советской власти, с классовой природой Советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, са­ма толкает их на путь объединения.

В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».

Вопрос:

Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы по­сле Октября 1917?


Приложение 4

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР

С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ


Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…

2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.

(…)

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

11 августа 1922 г.


Приложение 5

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР


Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)

… вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». -|

… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских рес­публик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...


Написано 26 сентября 1922 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!