ТЕМА: Образование СССР
Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для изучения учащимися основных событий процесса образования СССР.
Задачи урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Образование СССР”; используя информационно-компьютерную технологию, способствовать формированию у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР;
Содействовать развитию мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, развитию умений выделять главное в познавательном объекте, совершенствованию навыков самостоятельной работы с историческим документом;
Способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
Структура урока:
Вводное слово учителя. Коллективное целеполагание.
Актуализация знаний учащихся.
Введение нового материала.
Первичное закрепление полученных знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Всплеск национальных эмоций в последнее время люди, особенно старшего поколения, связывают с демократизацией нашей жизни. И действительно, две «чеченские» войны, непрекращающиеся террористические акты – все это не может не вызвать тревожных размышлений.
- Чем вызваны националистические волнения? Межнациональные конфликты?
- А самое главное – как решить этот вопрос безболезненно для народов страны?
Ответить на эти вопросы невозможно, не познакомившись с историей образования СССР. ТЕМА УРОКА, - СЛАЙД № 1
Союз Советских Социалистических Республик – так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события.
Предлагаю вам самостоятельно сформулировать цель нашего урока и предложить пути ее достижения. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ - СЛАЙД № 2, 3, 4
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Что такое национальный вопрос?
Национальный вопрос – это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических, культурных отношений между нациями. Это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, о методах решения межнациональных конфликтов в интересах мирного сожительства и добрососедства. - А как решался национальный вопрос в царской России?
Национальный вопрос в царской России, которую называли «тюрьмой народов», являлся самым острым. К началу 20 века население страны говорило на 146 языках:
65,5 % - русские, белорусы, украинцы;
1% - народы Северного Кавказа, Грузии и Армении;
39% - народы Средней Азии Казахстана, Крыма, Поволжья;
(ЗАПИСЬ в СЛОВАРЬ)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС - ВОПРОС ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ И УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИЙ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА
Положение народов России отличалось, что национальный вопрос стал одной из причин первой русской революции.
Вы знаете, что после революции и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. На каждой из этих территорий проживали люди разных национальностей. Каждый народ, проживающий на отделившихся территориях, пытался создать собственное государство.
1.Национальная политика большевиков – с/р по учебнику с. 143-145
СЛАЙД № 5, 6
СЛАЙД № 7, 8 Принципы национальной политики большевиков
в 1917 – 1921 гг.
Таким образом Октябрьская революция 1917 г привела к распаду Российской империи, образовалось 13 независимых государств, в некоторых из них – удержалась большевистская власть. НО исходя из темы урока – вновь начинается процесс сближения. Несмотря на всю несправедливость при царе – батюшке, постепенно складываются предпосылки для объединения:
- Что было общего, что сближало республики, какие предпосылки?
Первая мировая, гражданская войны республики с большевистской властью объединились для борьбы с «мировым империализмом»
Укрепление экономических связей
В 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики
СЛАЙДЫ № 9, (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).
Теперь рассмотрим варианты образования СССР, принципы.
СЛАЙДЫ № 10, 11
(ЗАПИСЬ в СЛОВАРЬ).
Итак, были рассмотрены два варианта объединения
СЛАЙДЫ № 12 (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).
30 декабря 1922 года на 1 Всесоюзном съезде Советов присутствовало 2 215 делегатов от республик, была подписана Декларация об образовании СССР.
СЛАЙДЫ № 13, 14
Первыми подписали Декларацию следующие республики:
СЛАЙДЫ № 15, 16 (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).
Итак, вывод СЛАЙДЫ № 17
Но это было ещё не всё, у такого Союза д.б. быть Конституция
СЛАЙДЫ № 18, (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).
СЛАЙДЫ № 19, 20 (сообщение о символике)
Национальная политика СССР
СЛАЙДЫ № 21,22
Позже Советский Союз пополнился остальными республиками
СЛАЙДЫ № 23, 24
А теперь, давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока
СЛАЙДЫ № 25, 26
РЕФЛЕКСИЯ
Итак, возвращаясь к цели нашего урока, определите, была ли она нами достигнута?
Подведите итог сегодняшнего урока. Оцените работу класса.
Документ № 1
Декларация об образовании СССР.
«Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными... Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних... Но годы войны не прошли бесследно... Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения...
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем».
? Как определяет Декларация особенности Союза?
Документ № 2
Проблема. Какое значение имело образование СССР для правящей партии? для граждан? для мирового сообщества?
Вспомните значение понятий: автономия, федерация, суверенитет, план автономизации.
Ответьте на вопросы. 1. Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России? 2. Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы.
Принципы национальной политики большевиков.
В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение.
Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:
о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций;
о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть.
Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, позднее усилив его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно такая форма государст венного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и слияния наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).
Однако и в этом большевики были далеки от догматической скованности. В 1913 г. они, не отказываясь от идеи унитарного государства, допустили возможность проведения в его рамках «широкой областной автономии», с тем чтобы обеспечить «равноправие всех наций и языков». Незадолго до октября 1917 г., в ситуации стремительного подъема национального самосознания населявших страну народов, В. И. Ленин сформулировал принцип «союза свободных республик», т. е. их федерации. Важно, однако, подчеркнуть, что и после этого Ленин продолжал рассматривать федерацию лишь как продиктованную условиями многонациональной России форму перехода к «вполне единому государству».
Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся в Конституции РСФСР.
I Задумайтесь над вопросом: как в последующие годы большевистское руководство реализовало стремление разных наций и народностей к созданию собственной государственности? Какие далеко идущие последствия возникли при этом?
Национальная политика в действии. 31 декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии. В августе 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключенных царизмом. С твердой волей финского и польского народов к восстановлению своей государственности большевики не могли не считаться.
Что касается остальных наций и народностей России, то в трактовке их «права на самоопределение вплоть до отделения» возобладал принцип политической целесообразности, четко обозначенный большевиками еще в дооктябрьский период. А он властно требовал сохранить бывшую Российскую империю максимально сильной и единой. Тем более что к традиционным марксистским аргументам в пользу этого добавились еще два: раздробленная и децентрализованная Россия была, безусловно, неспособна играть отводимую ей новыми правителями роль «двигателя» мировой революции, а после того, как ре волюционная волна в Европе явственно пошла на убыль, — выстоять в «капиталистическом окружении».
Большевистская партия последовательно продвигалась к поставленной цели, опираясь, во-первых, на строго централизованные партийно-коммунистические, а затем и военные структуры, созданные на территориях бывшей империи; во-вторых, на исторически сложившуюся их хозяйственную связь. С самого начала в процессе воссоздания единого государства обозначились два дополняющих друг друга направления.
В 1918—1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и др.) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО и др.).
На экономически и культурно развитых окраинах распавшейся империи местные коммунисты, руководимые ЦК РКП(б), образовали суверенные советские республики, формально находившиеся вне контроля Москвы: Украинскую ССР (декабрь 1917 г.), Белорусскую ССР (январь 1919 г.), Азербайджанскую ССР (апрель 1920 г.), Армянскую ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинскую ССР (февраль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую федерацию. Уместно напомнить, что Советская власть, утвердившаяся было в Латвии, Литве и Эстонии, не удержалась там.
С момента возникновения республики фактически сразу оказывались в рамках общего политического союза — уже в силу однотипности советской государственной системы и концентрации власти в руках единой большевистской партии (республиканские компартии изначально входили в РКП(б) на правах областных организаций). В июне 1919 г. сложился военно-хозяйственный союз советских республик (объединение их вооруженных сил, совнархозов, железнодорожного транспорта, наркоматов труда и финансов), а в феврале 1922 г. в связи с подготовкой международной конференции в Генуе — их дипломатический союз.