СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Образование СССР"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме:"Образование СССР" рассматриваются причины, варианты образования государства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Образование СССР"»

ТЕМА: Образование СССР

Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для изучения учащимися основных событий процесса образования СССР.

Задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Образование СССР”; используя информационно-компьютерную технологию, способствовать формированию у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР;

  • Содействовать развитию мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, развитию умений выделять главное в познавательном объекте, совершенствованию навыков самостоятельной работы с историческим документом;

  • Способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование:

  • Мультимедиа аппаратура.

  • Учебная презентация.

  • Фрагменты исторических документов.

Структура урока:

  1. Вводное слово учителя. Коллективное целеполагание.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Введение нового материала.

  4. Первичное закрепление полученных знаний.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Всплеск национальных эмоций в последнее время люди, особенно старшего поколения, связывают с демократизацией нашей жизни. И действительно, две «чеченские» войны, непрекращающиеся террористические акты – все это не может не вызвать тревожных размышлений.

- Чем вызваны националистические волнения? Межнациональные конфликты?

- А самое главное – как решить этот вопрос безболезненно для народов страны?

Ответить на эти вопросы невозможно, не познакомившись с историей образования СССР. ТЕМА УРОКА, - СЛАЙД № 1

Союз Советских Социалистических Республик – так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события.

Предлагаю вам самостоятельно сформулировать цель нашего урока и предложить пути ее достижения. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ - СЛАЙД № 2, 3, 4

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Что такое национальный вопрос?

Национальный вопрос – это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических, культурных отношений между нациями. Это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, о методах решения межнациональных конфликтов в интересах мирного сожительства и добрососедства. - А как решался национальный вопрос в царской России?

Национальный вопрос в царской России, которую называли «тюрьмой народов», являлся самым острым. К началу 20 века население страны говорило на 146 языках:

65,5 % - русские, белорусы, украинцы;

1% - народы Северного Кавказа, Грузии и Армении;

39% - народы Средней Азии Казахстана, Крыма, Поволжья;

(ЗАПИСЬ в СЛОВАРЬ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС - ВОПРОС ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ И УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИЙ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА

Положение народов России отличалось, что национальный вопрос стал одной из причин первой русской революции.

Вы знаете, что после революции и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. На каждой из этих территорий проживали люди разных национальностей. Каждый народ, проживающий на отделившихся территориях, пытался создать собственное государство.

1.Национальная политика большевиков – с/р по учебнику с. 143-145

СЛАЙД № 5, 6

СЛАЙД № 7, 8 Принципы национальной политики большевиков
в 1917 – 1921 гг
.

Таким образом Октябрьская революция 1917 г привела к распаду Российской империи, образовалось 13 независимых государств, в некоторых из них – удержалась большевистская власть. НО исходя из темы урока – вновь начинается процесс сближения. Несмотря на всю несправедливость при царе – батюшке, постепенно складываются предпосылки для объединения:

- Что было общего, что сближало республики, какие предпосылки?

  1. Первая мировая, гражданская войны республики с большевистской властью объединились для борьбы с «мировым империализмом»

  2. Укрепление экономических связей

  3. В 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики

СЛАЙДЫ № 9, (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).

Теперь рассмотрим варианты образования СССР, принципы.

СЛАЙДЫ № 10, 11

(ЗАПИСЬ в СЛОВАРЬ).

Итак, были рассмотрены два варианта объединения

СЛАЙДЫ № 12 (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).

30 декабря 1922 года на 1 Всесоюзном съезде Советов присутствовало 2 215 делегатов от республик, была подписана Декларация об образовании СССР.

СЛАЙДЫ № 13, 14

Первыми подписали Декларацию следующие республики:

СЛАЙДЫ № 15, 16 (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).

Итак, вывод СЛАЙДЫ № 17

Но это было ещё не всё, у такого Союза д.б. быть Конституция

СЛАЙДЫ № 18, (ЗАПИСЬ в ТЕТРАДЬ).

СЛАЙДЫ № 19, 20 (сообщение о символике)

Национальная политика СССР

СЛАЙДЫ № 21,22

Позже Советский Союз пополнился остальными республиками

СЛАЙДЫ № 23, 24

А теперь, давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока

СЛАЙДЫ № 25, 26

РЕФЛЕКСИЯ

  • Итак, возвращаясь к цели нашего урока, определите, была ли она нами достигнута?

  • Подведите итог сегодняшнего урока. Оцените работу класса.













































Документ № 1




Декларация об образовании СССР.

«Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения сво­бодного развития народов с системой эксплуатации человека че­ловеком оказались бесплодными... Только в лагере Советов, толь­ко в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в кор­не национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только бла­годаря этим обстоятельствам удалось советским республикам от­бить нападение империалистов всего мира, внутренних и внеш­них... Но годы войны не прошли бесследно... Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном су­ществовании республик. С другой стороны, неустойчивость меж­дународного положения и опасность новых нападений делают не­избежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения...

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, слу­жит надежной порукой в том, что Союз этот является доброволь­ным объединением равноправных народов, что за каждой респуб­ликой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем».

? Как оп­ределяет Декларация особенности Союза?




Документ № 2


Проблема. Какое значение имело образование СССР для правящей партии? для граждан? для мирового сообщества?

Вспомните значение понятий: автономия, федерация, суве­ренитет, план автономизации.

Ответьте на вопросы. 1. Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России? 2. Какие способы ре­шения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы.

Принципы национальной политики большевиков.

В стране, где 57% населения составляли нерусские на­ции и народности, национальная политика большевист­ской партии имела огромное значение.

Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руково­дители РСДРП(б) исходили из двух марксистских посту­латов:

  • о принципиальной невозможности решить нацио­нальный вопрос в условиях капитализма. Лишь револю­ционная трансформация буржуазного общества в социа­листическое могла обеспечить преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций;

  • о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борь­бе пролетариата за государственную власть.

Такой взгляд на соотношение национального и поли­тического факторов сформулировал внешне противоречи­вую, но с «классовой» точки зрения логически стройную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903) они охот­но взяли на вооружение марксистский тезис о праве на­ций на самоопределение, позднее усилив его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще од­ним правом — на отделение и образование самостоятель­ных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твер­дой властью», поскольку именно такая форма государст венного устройства создавала, по их мнению, оптималь­ные экономические и социально-политические условия для построения социализма и слияния наций в одну над­национальную общность. Иначе говоря, русские рево­люционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на адми­нистративно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).

Однако и в этом большевики были далеки от догма­тической скованности. В 1913 г. они, не отказываясь от идеи унитарного государства, допустили возможность проведения в его рамках «широкой областной автоно­мии», с тем чтобы обеспечить «равноправие всех наций и языков». Незадолго до октября 1917 г., в ситуации стремительного подъема национального самосознания на­селявших страну народов, В. И. Ленин сформулировал принцип «союза свободных республик», т. е. их федера­ции. Важно, однако, подчеркнуть, что и после этого Ле­нин продолжал рассматривать федерацию лишь как про­диктованную условиями многонациональной России форму перехода к «вполне единому государству».

Федеративный принцип, как и право народов свобод­но решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся в Конституции РСФСР.


I Задумайтесь над вопросом: как в последующие годы боль­шевистское руководство реализовало стремление разных наций и народностей к созданию собственной государст­венности? Какие далеко идущие последствия возникли при этом?


Национальная политика в действии. 31 декабря 1917 г. советское правительство признало государст­венную независимость Финляндии. В августе 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключенных царизмом. С твердой во­лей финского и польского народов к восстановлению сво­ей государственности большевики не могли не считаться.

Что касается остальных наций и народностей России, то в трактовке их «права на самоопределение вплоть до отделения» возобладал принцип политической целесооб­разности, четко обозначенный большевиками еще в доок­тябрьский период. А он властно требовал сохранить быв­шую Российскую империю максимально сильной и единой. Тем более что к традиционным марксистским ар­гументам в пользу этого добавились еще два: раздроблен­ная и децентрализованная Россия была, безусловно, не­способна играть отводимую ей новыми правителями роль «двигателя» мировой революции, а после того, как ре волюционная волна в Европе явственно пошла на убыль, — выстоять в «капиталистическом окружении».

Большевистская партия последовательно продвигалась к поставленной цели, опираясь, во-первых, на строго централизованные партийно-коммунистические, а затем и военные структуры, созданные на территориях бывшей империи; во-вторых, на исторически сложившуюся их хозяйственную связь. С самого начала в процессе воссоз­дания единого государства обозначились два дополняю­щих друг друга направления.

В 1918—1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уров­ней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и др.) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марий­ская АО, Чувашская АО и др.).

На экономически и культурно развитых окраинах рас­павшейся империи местные коммунисты, руководимые ЦК РКП(б), образовали суверенные советские республи­ки, формально находившиеся вне контроля Москвы: Ук­раинскую ССР (декабрь 1917 г.), Белорусскую ССР (ян­варь 1919 г.), Азербайджанскую ССР (апрель 1920 г.), Армянскую ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинскую ССР (фев­раль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую федерацию. Уместно напомнить, что Со­ветская власть, утвердившаяся было в Латвии, Литве и Эстонии, не удержалась там.

С момента возникновения республики фактически сразу оказывались в рамках общего политического сою­за — уже в силу однотипности советской государствен­ной системы и концентрации власти в руках единой большевистской партии (республиканские компартии из­начально входили в РКП(б) на правах областных органи­заций). В июне 1919 г. сложился военно-хозяйственный союз советских республик (объединение их вооруженных сил, совнархозов, железнодорожного транспорта, наркоматов труда и финансов), а в феврале 1922 г. в связи с подготовкой международной конференции в Генуе — их дипломатический союз.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!