СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Логарифмические уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диплом 1 степени на областном конкурсе методических разработок для учителей математики учреждений общего среднего образования «Вернисаж педагогических идей».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Логарифмические уравнения"»

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕРНИСАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»





НОМИНАЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК»





Урок математики

«Логарифмические уравнения»

11 класс







Шилько Ирина Викторовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

учреждения образования

«Костюковичская районная

государственная гимназия»

Тел.: +375 33 526 15 94













2018 год

Оглавление





Введение 3

Основная часть 4

Список использованных источников 7

Приложения 8

Приложение 1 8

Приложение 2 8

Приложение 3 9

Приложение 4 10
























Введение


Урок математики по теме «Логарифмические уравнения» проведен в 11 классе учреждения образования «Костюковичская районная государственная гимназия» для учащихся, изучающих учебный предмет «Математика» на повышенном уровне. В классе обучается 15 учащихся, на уроке присутствовали 12.

Учащиеся имеют опыт работы в группах, парах; умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, решать задачи исследовательского характера.

На своих уроках стараюсь выходить за рамки одного предмета, предлагаю учащимся сведения из других учебных дисциплин. На данном уроке одной из задач поставила знакомство с творчеством Марка Шагала. Учащиеся познакомились с некоторыми фактами биографии Марка Шагала, их вниманию были предложены репродукции нескольких картин, а один из учащихся продекламировал стихотворение Марка Шагала «Белла в белом воротничке» в переводе Л. Беринского. Все задания на уроке были объединены темой «Творчество Марка Шагала».

Урок носил интерактивный характер. На этапе актуализации знаний и субъектного опыта учащимся был предложен для расшифровки ребус. Метод «Доверяй, но проверяй» был подготовлен для работы в группах.

В своей работе часто предлагаю учащимся «Задания на составление фраз». Причём задания составляют и учащиеся. Задания к данному уроку были составлены учащейся 11 класса по материалам ЦТ прошлых лет.

В 11 классе на каждом уроке учитываю, что учащимся предстоит сдавать РТ и ЦТ. Обязательно предлагаю для решения задания, который носят тестовый характер. Данный урок не исключение. В конце урока учащиеся решили тест, состоящий из 5 заданий, созданный мной с помощью программного комплекса «My Test». По окончании теста учащиеся сразу получили отметку, проанализировали допущенные ошибки.

На протяжении всего занятия проводилась рефлексия, разбирались ошибки, успехи.










Основная часть

Тема: логарифмические уравнения

Класс: 11

Тип урока: урок обобщения и ситематизации

Применяемые формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся повторят основные методы решения логарифмических уравнений; будут готовы успешно выполнить контрольный тест.

Задачи личностного развития учащихся:

  1. содействовать знакомству с культурным наследием Беларуси (творчество Марка Шагала);

  2. создать условия для формирования умений работать в парах и в команде;

  3. содействовать развитию памяти, математической речи, логического мышления;

  4. способствовать развитию самостоятельности, ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint по теме урока, программный комплекс «My Test», тест «Логарифмические уравнения», пазлы – репродукции картин Марка Шагала.

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный этап (до 3 мин)

Цель этапа: психологическая и познавательная готовность учащихся к уроку.

Задачи этапа: организовать и подготовить учащихся к работе; создать условия для вовлечения учащихся в определение темы и целей урока; произвести коррекцию пробелов в знаниях учащихся.

    1. Организационный момент

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      Прогнозируемый результат образовательной деятельности

      Обеспечивает организационное начало урока.

      Здравствуйте, ребята!

      Закройте, пожалуйста, глаза. Пожелайте себе хорошего продуктивного урока, удачи, положительных эмоций. Родителям – хорошего настроения, пошлите им своё тепло, свою любовь. Пожелайте мне, чтобы всё получилось, чтобы удался урок. Пожелайте всем нам добра, радости. Спасибо! Раскройте глаза, садитесь.

      Психологически настраиваются на работу на уроке.



      Создание положительной эмоциональной

      атмосферы на уроке.

    2. Объявление темы урока, целеполагание

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      Прогнозируемый результат образовательной деятельности

      Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату.

      Объявляет тему урока.

      Предлагает поставить задачи к уроку.

      Это не все задачи, осуществить которые я предлагаю сегодня на уроке. Я хочу предложить вам поработать ещё над одной задачей. А вот над какой, вы определитесь после того, как разгадаете ребус.

      1. Записывают дату.

      2. Участвуют в обсуждении темы и постановке задач:

      3. - повторить основные методы решения логарифмических уравнений;

      4. - решить типичные задачи по теме;

      5. - решить тренировочный тест.

      Определение темы и задач работы на уроке.

  1. Операционно – познавательный этап (до 37 мин)

Цель этапа: осознанное и правильное понимание содержания изучаемого учебного материала, знакомство с фактами биографии и творчеством Марка Шагала; познавательная активность учащихся.

Задачи этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по совершенствованию навыков решения задач по данной теме; создать ситуацию взаимодействия.

    1. Актуализация знаний и субъектного опыта учащихся

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      Прогнозируемый результат образовательной деятельности

      Организует фронтальную работу класса (устная работа).

      Я предлагаю вам расшифровать ребус, для чего необходимо устно выполнить задания (приложение 1).

      Расшифровка: каждое число – порядковый номер буквы в алфавите.

      Итак, мы получили имя Марк Шагал.

      Ставит перед учащимися задачу.

      Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир Марка Шагала. Я надеюсь, что тот из вас, кто не знает это имя, откроет его для себя. А тот, кто знаком с творчеством Марка Шагала, узнает что – то новое.

      Кто знает, кто такой Марк Шагал? Чем он знаменит?

      Дополняет рассказы учащихся о Марке Шагале.

      Учащиеся устно решают предложенные задания, разгадывают полученный ребус.











      Рассказывают, что им известно о Марке Шагале.




      Актуализация знаний учащихся по теме.

    2. Классификация уравнений. Физкультминутка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Организует работу в группах (3 группы по 4 учащихся).

У вас у каждого на столе лежит элемент пазла. Я предлагаю вам собрать пазлы, объединившись таким образом в 3 группы.

Организует интерактивный метод «Доверяй, но проверяй».

Вам необходимо в группах заполнить системно – обобщающую таблицу «Методы решения логарифмических уравнений» (приложение 2), для чего классифицировать уравнения занятия 31 учебного пособия .


Организует фронтальное обсуждение полученных результатов.

Организует физкультминутку.



Собирают 3 пазла, разбиваются на 3 группы



В группах заполняют таблицу, затем по часовой стреле обмениваются полученным результатом с другими группами, пока в группу не вернётся та таблица, которую заполняли участники данной группы.

Объясняют выбор методов решения уравнений.

Выполняют упражнения физкультминутки

Коррекция пробелов в знаниях учащихся.




2.3. Практическое решение задач

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Организует работу в группах «Задания на составление фраз» (приложение 3).

Вам необходимо составить фразу, для чего в группах решить предложенные уравнения. В таблице найти букву или сочетание букв, которые соответствуют вашему ответу. После решения всех заданий из полученного набора букв, выбрать нужные и составить фразу - название картины Марка Шагала.

(Репродукции картин – на пазлах).

Предлагает учащимся озвучить полученные фразы и рассказать, что они означают. Дополняет рассказы учащихся.

В группах решают уравнения, составляют фразы: «Над городом», «Я и деревня», «Белла в белом воротничке» (приложение 4).

Рассказывают, что им известно о картинах «Над городом», «Я и деревня», «Белла в белом воротничке». Один из учащихся читает на память стихотворение Марка Шагала «Жена»


Коррекция пробелов в знаниях учащихся

    1. . Решение теста за компьютерами

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Организует индивидуальное выполнение заданий теста за компьютерами (Программный комплекс «My Test»).

Решают тест. После получения отметок анализируют допущенные ошибки

Учащиеся проверят свои знания по теме, произведут коррекцию.

  1. Этап рефлексии и самооценки учебной деятельности (до 5 мин).

Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Задачи этапа: создать условия для самоконтроля, самооценки деятельности учащихся, выяснение степени достижения учащимися целей урока; проинформировать учащихся о содержании домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Организует обсуждение результатов занятия, анализ возникших трудностей и способов их преодоления.

Предлагает учащимся домашнее задание. Заранее учащимся предоставлен общий доступ к папке «Логарифмические уранения» в Облако Майл.ру. Учащимся необходимо решить тест, размещённый в папке.

Предлагает послушать песню о Марке Шагале в исполнении В. Берковского.

Предлагает учащимся метод «Цепочка»

Охарактеризуйте одним словом наш сегодняшний урок.

Оценивают результаты урока, обсуждают возникшие трудности и способы их преодоления.

Записывают домашнее задание.








Слушают песню.

Характеризуют урок.

Рефлексия деятельности на занятии.



Список использованных источников
  1. Арефьева, И.Г. Повторяем математику за курс средней школы: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.Г. Арефьева. – Минск: Аверсэв, 2015. – 400 с.

  2. Арефьева, И.Г. Повторяем математику за курс средней школы. Тестовые задания для 11 класса: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.Г. Арефьева. – Минск: Аверсэв, 2015. – 144 с.

  3. Латотин, Л. А. Математика: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. сред. образования. с рус. яз. обучения. / Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. - Минск: Народная асвета, 2013. - 462 с.

  4. Централизованное тестирование. Математика: полный сборник тестов / Республиканский институт конт­роля знаний Министерства образования Республики Беларусь. — Минск: Аверсэв, 2015. – 209 c.

  5. Картинки Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://www.google.by/imghp?hl=ru. Дата доступа: 10.12.2017г.

  6. Описание картин художников[Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://opisanie-kartin.com/. Дата доступа: 10.12.2017г.


Приложения Приложение 1

Ребус «Угадай имя»

*

*

*

*


*

*

*

*

*

14

1

18

12


26

1

4

1

13

М

А

Р

К


Ш

А

Г

А

Л



  1. Решите уравнение: =1

  2. Вычислите:

  3. Вычислите:

  1. Решите уравнение:log3(7x-72)= log3x

  2. Вычислите:

  3. Вычислите:

  4. Вычислите:

  5. Вычислите:

  6. Вычислите:

Приложение 2

Системно – обобщающая таблица

«Методы решения логарифмических уравнений»




Методы решения

Уравнения, решаемые по определению логарифма

Потенцирование обеих частей уравнения


применение свойств логарифма


Метод замены переменной


однородные уравнения


Функциональный метод


Логарифмирование обеих частей уравнения


другой метод (напишите, какой)


№ задания










Приложение 3

Задания на составление фраз

Группа 1

  1. Сумма корней уравнения (или корень, если он один) равна… (7)

  2. Решите уравнение = 3-x. (-1)

  3. Решите уравнение =0 (-2)

  4. Сумма корней уравнения (или корень, если он один)

равна…(125)

  1. Сумма корней уравнения (или корень, если он один)

равна…(4)

  1. Сумма корней уравнения (или корень, если он один) равна…(3)

  2. Сумма корней уравнения (или корень, если он один)

равна…(6)

БЕЛ

В

ВОРОТ

ШЕЯ

ЛА

НА

ЛОМ

БЕ

МЕЛ

ГЕ

НИЧКЕ

7

-2

3

5

-1

10

4

125

19

0

6

Ответы: 1) 7; 2) -1; 3) -2; 4) 125; 5) 4; 6) 3; 7) 6.

Фраза: Белла в белом воротничке

Группа 2

  1. Сумма корней уравнения (или корень, если он один) равна…

  2. Сумма корней уравнения (или корень, если он один) равна…(66)

  3. Сумма корней уравнения (или корень, если он один) равна…(8)

  4. Сумма корней уравнения (или корень, если он один)

равна…

  1. Сумма корней (или корень, если он один) уравнения

равна…

  1. Произведение корней уравнения равно…

  2. Решите уравнение:

Н

ОМ

А

О

Д

ГО

ЛО

Д

РО

И

12

2

66

9

8

8

5

81

49

5

Ответы: 1)12; 2)66; 3) 8; 4) 8; 5) 49; 6) 817) 2

Фраза: Над городом

Группа 3

  1. Сумма корней уравнения (или корень, если он один)

равна…

  1. Сумма корней (или корень, если он один) уравнения

равна …

  1. Сумма корней (или корень, если он один) уравнения

равна …

  1. Сумма корней (или корень, если он один) уравнения

равна …

  1. Сумма корней (или корень, если он один) уравнения

=1 равна…

  1. Если х0 – корень уравнения то значение
    выражения равно…

  2. Больший корень уравнения равен…

Я

И

О

Я

ЖЕ

ДЕ

Н

У

РЕ

В

Я

4

-2

1

52

798

8

10

0

80

5

16

Ответы: 1) 4; 2) -2; 3) 8; 4) 80; 5) 5; 6) 10; 7) 16.

Фраза: Я и деревня

Приложение 4

Марк Шагал и его картины «Я и Деревня», «Над городом», «Белла в белом воротничке» .





Марк Шагал. Жена.

Перевод Л. Беринского

Ты волосы свои несешь
навстречу мне, и я, почуя
твой взгляд и трепет, тела дрожь,
тебя опять спросить хочу я:
где давние мои цветы
под хулой свадебной, далекой?
Я помню: ночь, и рядом ты,
и в первый раз к тебе прилег я,
и погасили мы Луну,
и свечек пламя заструилось,
и лишь к тебе моя стремилась

любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моей

на годы долгие. Сладчайшей.

Дочь подарила - дар редчайший

в наиторжественный из дней...

Благодарю, Господь высот,

Тебя за день, за месяц тот.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!