СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Краткая история развития биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку "Краткая история развития биологии"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Краткая история развития биологии"»

Краткая история развития биологии  (урок № 1 «Биология. Общая биология. 10-11 класс) Учитель биологии МКОО АСШ  Егорова Наталья Евгеньевна

Краткая история развития биологии (урок № 1 «Биология. Общая биология. 10-11 класс)

Учитель биологии МКОО АСШ

Егорова Наталья Евгеньевна

Биология - наука о жизни

Биология -

наука о жизни

Становление науки биологии Первобытный человек был первым, кто стал непроизвольно накапливать первые знания о живых организмах. Живые организмы были  пищей, материалом для одежды и жилья первобытного человека. Уже тогда надо было знать все о растениях, животных, особенностях их поведения. Вот так потихоньку стали накапливаться знания о всем живом, что окружало человека. Первоначально накапливающийся опыт передавали поколения людей на словах, без письменного закрепления. Появление письменности дало возможность лучше сохранять и передавать ценные знания. Знания становились полнее, богаче. Но еще очень долго биологии как науки не существовало.   Накопление знаний у первобытных людей

Становление науки биологии

  • Первобытный человек был первым, кто стал непроизвольно накапливать первые знания о живых организмах. Живые организмы были  пищей, материалом для одежды и жилья первобытного человека. Уже тогда надо было знать все о растениях, животных, особенностях их поведения. Вот так потихоньку стали накапливаться знания о всем живом, что окружало человека. Первоначально накапливающийся опыт передавали поколения людей на словах, без письменного закрепления.
  • Появление письменности дало возможность лучше сохранять и передавать ценные знания. Знания становились полнее, богаче. Но еще очень долго биологии как науки не существовало.

Накопление знаний у первобытных людей

Основные направления развития современной биологии Физико-химическая биология Классическая биология Эволюционная биология

Основные направления развития современной биологии

Физико-химическая биология

Классическая биология

Эволюционная биология

Направления биологии  (впишите определения биологических дисциплин) Биология: Ботаника - Зоология - Генетика - Биохимия - Экология - Физиология - Цитология - Гистология – Анатомия – Микология- 11) Орнитология 12) Энтомология- 13)Микробиоло- гия – 14)Эмбриология - 15) Этология - 16) Бионика -

Направления биологии (впишите определения биологических дисциплин)

Биология:

  • Ботаника -
  • Зоология -
  • Генетика -
  • Биохимия -
  • Экология -
  • Физиология -
  • Цитология -
  • Гистология –
  • Анатомия –
  • Микология-

11) Орнитология 12) Энтомология- 13)Микробиоло-

гия –

14)Эмбриология -

15) Этология -

16) Бионика -

Ученый Годы жизни Вклад в развитие биологии

Ученый

Годы жизни

Вклад в развитие биологии

Гиппократ Великий греческий врач Гиппократ (живший в 460 - 377 гг. до н.э.) внес фактический вклад в создание материалов о живых организмах. Он первым изучил строение животных, человека, состав и форму костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга у человека. Основоположник медицины.

Гиппократ

Великий греческий врач Гиппократ (живший в 460 - 377 гг. до н.э.) внес фактический вклад в создание материалов о живых организмах. Он первым изучил строение животных, человека, состав и форму костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга у человека. Основоположник медицины.

Аристотель  Лучше всего естествознание и философия античного мира представил в своих трудах Аристотель (живший в 384-322 гг. до н. э.). Он выучил и дал описание более 500 видам животных, первым попытался их классифицировать. Он глубоко и тонко изучал строение и образ жизни животных и растений, что стало зарождением основ зоологии. Работы Аристотеля оказали огромное значение для последующего развития таких наук, как естествознание и философия.

Аристотель

Лучше всего естествознание и философия античного мира представил в своих трудах Аристотель (живший в 384-322 гг. до н. э.). Он выучил и дал описание более 500 видам животных, первым попытался их классифицировать. Он глубоко и тонко изучал строение и образ жизни животных и растений, что стало зарождением основ зоологии. Работы Аристотеля оказали огромное значение для последующего развития таких наук, как естествознание и философия.

Лукреций  Времена Средневековья  привнесли упадок в развитие биологии, так как эта эпоха знаменита господством церкви Церковь жестоко карала всех мыслителей и исследователей, кто имел смелость заявлять что-то новое, и  поэтому накопление знаний в эпоху Средневековья шло крайне медленно.    Поэт и философ Рима Тит Лукреций Кар первым выступил против религиозных догм и изложил мысль о возникновении и развитии жизни естественным образом, что было зафиксировано в его поэме

Лукреций

Времена Средневековья  привнесли упадок в развитие биологии, так как эта эпоха знаменита господством церкви Церковь жестоко карала всех мыслителей и исследователей, кто имел смелость заявлять что-то новое, и  поэтому накопление знаний в эпоху Средневековья шло крайне медленно. 

Поэт и философ Рима Тит Лукреций Кар первым выступил против религиозных догм и изложил мысль о возникновении и развитии жизни естественным образом, что было зафиксировано в его поэме "О природе вещей".  Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов

Теофраст – «отец ботаники»  Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. 

Теофраст –

«отец ботаники»

Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. 

Клавдий Гален  Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь.  Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. 

Клавдий Гален

Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь.

Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. 

Леонардо Да Винчи  В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Леонардо Да Винчи

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Карл Линней Ш ведский естествоиспытатель и врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки, что ещё при жизни принесло ему всемирную известность. Одной из главных заслуг Линнея стало определение понятия  биологического вида .

Карл Линней

Ш ведский естествоиспытатель и врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки, что ещё при жизни принесло ему всемирную известность. Одной из главных заслуг Линнея стало определение понятия  биологического вида .

Жан Батист Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский учёный-естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира (Теория Ламарка). Неоценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время. Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (1809 год).

Жан Батист Ламарк

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский учёный-естествоиспытатель.

Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира (Теория Ламарка).

Неоценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (1809 год).

Чарльз Дарвин Чарлз Ро́берт Да́рвин   — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия

Чарльз Дарвин

Чарлз Ро́берт Да́рвин   — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия

Грегор Мендель Австрийский биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в развитии представления о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков (эти закономерности известны теперь как Законы Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике.

Грегор Мендель

Австрийский биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в развитии представления о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков (эти закономерности известны теперь как Законы Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике.

Илья Мечников Российский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Он первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Один из основоположников эволюционной эмбриологии.

Илья Мечников

Российский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

Он первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины

Один из основоположников эволюционной эмбриологии.

Вопросы для закрепления 1. Какое из направлений биологии самое древнее? 2. Какие науки возникают на пересечении биологии с другими естественными науками? 3. Какие направления биологии активно развиваются сейчас? 4. Как изменило повседневную жизнь людей открытие А. ван Левенгуком микроорганизмов и дальнейшее развитие микробиологии? 5. В чем значение работ Ч. Дарвина? 6. Какие понятия ввел в науку К. Линней? 7. Кто из ученых, описанных в уроке, по вашему мнению, внес наибольший вклад в науку и больше других повлиял на нашу жизнь?

Вопросы для закрепления

1. Какое из направлений биологии самое древнее?

2. Какие науки возникают на пересечении биологии с другими естественными науками?

3. Какие направления биологии активно развиваются сейчас?

4. Как изменило повседневную жизнь людей открытие А. ван Левенгуком микроорганизмов и дальнейшее развитие микробиологии?

5. В чем значение работ Ч. Дарвина?

6. Какие понятия ввел в науку К. Линней?

7. Кто из ученых, описанных в уроке, по вашему мнению, внес наибольший вклад в науку и больше других повлиял на нашу жизнь?

Домашнее задание п.1.1, доделать таблицу

Домашнее задание

п.1.1, доделать таблицу

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!