Темы уроков | Часы | Виды деятельности | Дата | Коррект |
Введение. Краткая история развития биологии. Методы научного познания. Урок 1. Краткая история развития биологии. Методы научного познания. | 1 | Рассмотреть: цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы. Методы научного познания. | | |
Раздел 1. Биология как наука. Тема 1. 1. Система биологических наук. Основные свойства живого. Урок 2. Система биологических наук. Урок 3 Основные свойства живого. Тема 1.2. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Урок 4 Многообразие живого мира. Урок 5 Уровни организации живого. | 4 2 2 | Сформировать понятия: общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико–материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. | | |
Раздел 2. Учение о клетке. Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория. Урок 6. История изучения клетки. Клеточная теория. Тема 2.2. Химическая организация клетки. Урок 7. Элементарный и молекулярный состав живого вещества. Урок 8. Неорганические вещества клетки. Урок 9. Органические вещества.. Белки. Урок 10. Биологические катализаторы-ферменты. Лабораторная работа №1. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Урок 11. Органические вещества. Углеводы. Урок 12.Жиры-основной структурный компонент клеточных мембран. Урок 13. ДНК-биологические полимеры. Урок 14. РНК: строение и функции. Урок 15. Генетический код Урок 16. Химическое строение и биологическая роль АТФ Урок 17. Редупликация ДНК Урок 18. Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты» Практическая работа №1: «Решение задач по молекулярной биологии» Урок 19. Зачет по теме: «Органические вещества клетки» | 34 1 13 | Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Изучить: элементный состав вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержки гомеостаза; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементар-ности {правило Чаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Демонстрация объёмных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид). Лабораторная работа №1. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Практическая работа №1: «Решение задач по молекулярной биологии» | | |
Тема 2.3. Строение и функции прокариотической клетки. Урок 20. Строение и функции прокариотической клетки. Урок 21 Оксифотобактерии. Урок 22 Место и роль прокариот в биоценозах. Тематический контроль | 3 | Продолжить изучение: прокариотических клеток; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. Демонстрация строения клеток различных прокариот. | | |
Тема 2.4. Структурно- функциональная организация эукариот. Урок 23. Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана: строение и функции. Урок 24. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Цитоскелет. Урок 25. Двумембранные органоиды. Урок 26. Урок-практикум. Лабораторная работа № 2: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Урок 27. Урок-практикум: «Сравнение растительной и животной клеток» Урок 28. Клеточное ядро. Урок 29. Строение хромосом. Урок 30. Клеточные технологии. | 8 | Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клеток. Лабораторная работа № 2: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | | |
Тема 2.5. Реализация наследственной информации в клетке. Урок 31 ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Урок 32. Матричный синтез белка. Транскрипция. Урок 33. Матричный синтез белка. Трансляция Урок 34. Урок-практикум: «Решение задач по молекулярной биологии» Урок 35. Прак./раб.№2: «Решение задач по молекулярной биологии» | 5 | ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. Прак./раб.№2: «Решение задач по молекулярной биологии» Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (пластический обмен: биосинтез белка). | | |
Тема 2.6. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Урок 36 Вирусы. Урок 37. Бактериофаги. Урок 38 Профилактика распространения вирусных заболеваний. Урок 39. СПИД. | 4 | Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. Демонстрация моделей различных вирусных частиц. | | |
Раздел 3. Организм. Тема 3.1.Организм- единое целое. Многообразие живых организмов. Урок 40. Организм- единое целое. Многообразие живых организмов. Тема 3.2. Обмен веществ. Урок 41. Метаболизм-основа существования живых организмов. Урок 42. Энергетический обмен. Урок 43. Пластический обмен. Хемосинтез. Урок 44. Фотосинтез. Урок 45. Типы питания организмов. Семинар: учение о клетке. Урок 46. Зачет по теме: «Метаболизм-основа существования живых организмов» Тематический контроль | 53 1 6 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов. Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы, фотосинтез). | | |
Тема 3.3. Размножение организмов. Бесполое размножение растений и животных. Урок №47 Типы бесполого размножения. Урок №48 Митоз. Амитоз. Лабораторная работа №3 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» Урок №49 Эволюционное значение бесполого размножения. | 3 | Продолжить изучение форм бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, амитоз, бинарное деление, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; Эволюционное значение бесполого размножения. Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Лабораторная работа №3 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | | |
Тема 3.4. Половое размножение. Урок 50. Мейоз. Урок 51. Гаметогенез животных. Урок 52. Развитие половых клеток растений. Двойное оплодотворение. Урок 53. Практическая работа №3: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» Урок 54. Эволюционное значение полового размножения. Урок 55. Практическая работа №4: «Сравнение процессов митоза и мейоза» | 6 | Продолжить изучение полового размножения растений и животных. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Демонстрация микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей. Практическая работа№3: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» Практическая работа №4: «Сравнение процессов митоза и мейоза» | | |
Тема 3.5. Эмбриональное развитие животных. Урок 56. Эмбриогенез хордовых. Урок 57. Органогенез. Урок 58. Эмбриональная индукци.я | 3 | Изучить: основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и системы. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. | | |
Тема3.6. Постэмбриональное развитие животных. Урок 59. Постэмбриональное развитие животных. Урок 60. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Урок 61. Биогенетический закон Урок 62. Онтогенез высших растений Урок 63. Развитие организмов и окружающая среда Урок 64. Онтогенез человека. Прак./раб.№5: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | 6 | Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны. Демонстрация сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития; моделей эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных; таблиц, иллюстрирующих бесполое и половое размножение. Прак./раб.№5: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | | |
Тема 3.7. Общие закономерности онтогенеза. Урок 65. Общие закономерности онтогенеза. Урок 66. Эмбриональная изменчивость Северцева А.Н. | 2 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков) | | |
Тема 3.8. Основы генетики и селекции. Основные закономерности наследственности. Урок 67. Генетика. Основные понятия. Закономерности наследования признаков Урок 68. Моногибридное скрещивание. Промежуточное наследование. Урок 69. Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. Урок 70. Кодоминирование. Прак./раб.№6: «Решение генетических задач» Урок 71. Дигибридное скрещивание. Урок 72. Неаллельное взаимодействие генов. Комплементарность Урок 73. Эпистаз. Урок 74. Полимерия Прак./раб.№7: «Решение генетических задач» Урок 75 Сцепленное наследование. Урок 76 ка пола. Прак./раб.№8: «Решение генетических задач» Урок 77. Картирование хромосом Урок 78. Цитоплазматическая наследственность Урок 79. Прак./раб.№9 «Решение генетических задач» Урок 80. Современное представление о гене и геноме. Лаб./р.№4: «Составление родословных» Урок 81. Генеалогический метод-основной метод изучения наследственности человека. Урок 82. Урок-практикум: «Родословные известных людей» | 16 | Изучить: молекулярную структуру гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. Прак./раб.№6-9: «Решение генетических задач» Лаб./р.№4: « Составление родословных» Демонстрация карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. | | |
Тема 3.9. Основные закономерности изменчивости. Урок 83. Ненаследственная изменчивость. Лаб/раб.№5:«Построение вариационного ряда и кривой» Урок 84. Управление доминированием. Урок 85. Комбинативная изменчивость. Урок 86. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Урок 87. Генотипическая изменчивость. Урок 88. Эволюционная роль мутаций. Урок 89. Семинар: «Основные закономерности изменчивости» Лабораторная работа №6: «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 7 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Лаб/раб.№5:«Построение вариационного ряда и кривой» | | |
Тема 4.0. Генетические основы индивидуального развития. Урок 90. Влияние генов на развитие признаков. Урок 91. Дифференциальная активность генов на разных этапах онтогенеза. | 2 | Уметь объяснять механизмы управления развитием организмов, основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития, перестройки генома в ходе индивидуального развития прокариот и эукариот. Объяснять генетические основы дифференцировки, проявление генов в онтогенезе (экспрессивность и пенетрантность, гены-модификаторы). Знать и объяснять механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток, объяснять механизм клонирования. Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | | |
Тема 4.1. Генетика и здоровье человека. Урок 92. Урок 93. Урок 94. Тематический контроль. | 3 | Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. | | |
Тема 3.10. Селекция животных, растений и микроорганизмов. Урок 95. Достижения и основные направления современной селекции. Урок 96. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация. Урок 97. Отдаленная гибридизация. Урок 98. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов по Карпиченко. Урок 99. Центры происхождения и многообразия культурных растений по Н.И. Вавилову. Урок 100. Биотехнологии и генетическая инженерия. Урок 101. Урок-зачет по теме: « Селекция» Урок 102. Резерв | 8 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты клонирования человека. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. | | |
Тематическое планирование составил(а)________________ Карачакова Е.В.