Урок 3
Тема урока. Значение растворов в природе и жизнедеятельности человека. Понятие о дисперсные системы, коллоидные и истинные растворы
Цели урока: развивать знания учащихся о растворах; формировать представление учащихся о растворы как многокомпонентные системы; ознакомить с классификацией растворов; показать значение растворов в природе и жизнедеятельности человека.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа со схемой, групповая работа.
Оборудование: схема классификации дисперсных систем, примеры дисперсных систем.
ХОД УРОКА
И. Организация класса
II. Мотивация учебной деятельности
(На доске записано тему урока.)
Растворы хорошо знакомы каждому человеку.
• Что же такое, по вашему мнению, растворы?
• Приведите примеры растворов, которые мы используем в быту.
• Приведите примеры растворов, которые существуют в природе.
• Приведите примеры растворов, которые используются в промышленности.
(Некоторые ответы учащихся записываем на доске в три столбика, при необходимости дополняем и комментируем.)
• Можно утверждать, что растворы бывают не только жидкими?
• Приведите примеры газообразных растворов.
• Вспомните, что вам известно о растворы из курса природоведения, биологии, физики, химии.
• Сколько компонентов может входить в состав раствора?
• Чем раствор отличается от смеси?
• Чем раствор отличается от сложного вещества?
• Что происходит с веществами в процессе образования растворов?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно более подробно изучить сущность процесса растворения и явления, сопровождающие растворение веществ.
В целом можно утверждать, что раствор — это смесь двух и более компонентов, которые равномерно распределены друг в друге.
III. Изучение нового материала
Чтобы оценить распространение растворов в природе и жизнедеятельности человека, рассмотрим схему классификации растворов по агрегатному состоянию и размерам частиц.
Рассматриваем схему, характеризуем дисперсные системы, приводим примеры, показываем примеры дисперсных систем. Сопровождаем рассказ демонстрацией имеющихся дисперсных систем, предлагаем учащимся привести примеры из жизни.
Гетерогенные системы
Грубо-дисперсные растворы — взвеси, характеризуются тем, что доли вещества в растворе имеют достаточно большие размеры, которые можно различить глазом.
Суспензии — взвеси, в которых частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами жидкости (кофе, лекарства, краски).
Эмульсии — взвеси, в которых капельки одной жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, если жидкости нерастворимы друг в друге (молоко, масло в воде).
Аэрозоли — взвеси, в которых капельки жидкости равномерно распределены между молекулами газообразного вещества (туман, лак для волос, баллон с ядохимикатами).
Пены — взвеси, в которых газообразные вещества равномерно распределены в жидкой веществе (взбитые сливки, мыльная пена).
Пыль — взвеси, в которых частицы твердого вещества равномерно распределены в газообразной веществе (смог).
Коллоидные растворы — дисперсные системы, в которых размеры частиц достаточно малы, не видимые невооруженным глазом, но видны с помощью специальных приборов. (Рассматриваем в учебнике рисунок или демонстрируем эффект Тиндаля на примере крахмала.)
Особенностью гетерогенных дисперсных систем является то, что они неустойчивы и со временем распадаются на компоненты.
Истинные растворы — однородные системы, состоящие из молекул растворенного вещества и растворителя.
Особенностью истинных растворов является то, что невозможно рассмотреть их отдельные компоненты системы устойчивы и сохраняются в течение длительного времени.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Мы ознакомились с классификацией растворов, привели немало примеров. Теперь предлагаем объединиться в группы и заполнить схемы:
1. Значение растворов в природе.
2. Значение растворов в быту и промышленности.
3. Значение растворов в промышленности.
Группы учащихся в течение 5-7 минут работают с одной из схем, после чего схемы вывешиваются на доске, обсуждаются, при необходимости дополняются.
V. Подведение итогов урока
Предлагаем учащимся назвать по одному новому понятию, с которым они ознакомились сегодня на уроке, и кратко его прокомментировать.
VI. Домашнее задание
Проработать материал параграфа, ответить на вопросы к нему, выполнить упражнения.
Творческое задание: подготовить рассказ, эссе, стихотворение о роли растворов.