СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Дисперсные системы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии по теме: "Дисперсные системы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Дисперсные системы»

Урок 3

Тема урока. Значение растворов в природе и жизнедеятельности человека. Понятие о дисперсные системы, коллоидные и истинные растворы

 

Цели урока: развивать знания учащихся о растворах; формировать представление учащихся о растворы как многокомпонентные системы; ознакомить с классификацией растворов; показать значение растворов в природе и жизнедеятельности человека.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа со схемой, групповая работа.

Оборудование: схема классификации дисперсных систем, примеры дисперсных систем.

ХОД УРОКА

И. Организация класса

 

II. Мотивация учебной деятельности

(На доске записано тему урока.)

Растворы хорошо знакомы каждому человеку.

• Что же такое, по вашему мнению, растворы?

• Приведите примеры растворов, которые мы используем в быту.

• Приведите примеры растворов, которые существуют в природе.

• Приведите примеры растворов, которые используются в промышленности.

(Некоторые ответы учащихся записываем на доске в три столбика, при необходимости дополняем и комментируем.)

• Можно утверждать, что растворы бывают не только жидкими?

• Приведите примеры газообразных растворов.

• Вспомните, что вам известно о растворы из курса природоведения, биологии, физики, химии.

• Сколько компонентов может входить в состав раствора?

• Чем раствор отличается от смеси?

• Чем раствор отличается от сложного вещества?

• Что происходит с веществами в процессе образования растворов?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно более подробно изучить сущность процесса растворения и явления, сопровождающие растворение веществ.

В целом можно утверждать, что раствор — это смесь двух и более компонентов, которые равномерно распределены друг в друге.

 

III. Изучение нового материала

Чтобы оценить распространение растворов в природе и жизнедеятельности человека, рассмотрим схему классификации растворов по агрегатному состоянию и размерам частиц.

 

 

Рассматриваем схему, характеризуем дисперсные системы, приводим примеры, показываем примеры дисперсных систем. Сопровождаем рассказ демонстрацией имеющихся дисперсных систем, предлагаем учащимся привести примеры из жизни.

 

Гетерогенные системы

Грубо-дисперсные растворы — взвеси, характеризуются тем, что доли вещества в растворе имеют достаточно большие размеры, которые можно различить глазом.

Суспензии — взвеси, в которых частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами жидкости (кофе, лекарства, краски).

Эмульсии — взвеси, в которых капельки одной жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, если жидкости нерастворимы друг в друге (молоко, масло в воде).

Аэрозоли — взвеси, в которых капельки жидкости равномерно распределены между молекулами газообразного вещества (туман, лак для волос, баллон с ядохимикатами).

Пены — взвеси, в которых газообразные вещества равномерно распределены в жидкой веществе (взбитые сливки, мыльная пена).

Пыль — взвеси, в которых частицы твердого вещества равномерно распределены в газообразной веществе (смог).

Коллоидные растворы — дисперсные системы, в которых размеры частиц достаточно малы, не видимые невооруженным глазом, но видны с помощью специальных приборов. (Рассматриваем в учебнике рисунок или демонстрируем эффект Тиндаля на примере крахмала.)

Особенностью гетерогенных дисперсных систем является то, что они неустойчивы и со временем распадаются на компоненты.

Истинные растворы — однородные системы, состоящие из молекул растворенного вещества и растворителя.

Особенностью истинных растворов является то, что невозможно рассмотреть их отдельные компоненты системы устойчивы и сохраняются в течение длительного времени.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

Мы ознакомились с классификацией растворов, привели немало примеров. Теперь предлагаем объединиться в группы и заполнить схемы:

1. Значение растворов в природе.

2. Значение растворов в быту и промышленности.

3. Значение растворов в промышленности.

Группы учащихся в течение 5-7 минут работают с одной из схем, после чего схемы вывешиваются на доске, обсуждаются, при необходимости дополняются.

 

V. Подведение итогов урока

Предлагаем учащимся назвать по одному новому понятию, с которым они ознакомились сегодня на уроке, и кратко его прокомментировать.

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал параграфа, ответить на вопросы к нему, выполнить упражнения.

Творческое задание: подготовить рассказ, эссе, стихотворение о роли растворов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!