СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Буквы о-ё в после шипящих в корне"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Буквы о-ё в после шипящих в корне"»


Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е- О после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфог раммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные : умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие листы.

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 2; под редакцией Е.А. Ладыженской – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

Этапы урока.

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности.

- Здравствуйте, ребята. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться! Слушаем внимательно, работаем старательно!

Откройте тетради с домашним заданием.

(Запишите число. Классная работа)



Минутка чистописания

Запишите под диктовку пословицу:

Верному другу цены нет.

Объясните смысл этой пословицы, поставьте себе оценку на полях.

2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.

- Ребята, расскажите алфавит. - Кто в нём живёт? (Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).

- Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).

- А сколько гласных ( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь.)

Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. - Назовите все гласные буквы.

-(А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).

-Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?

- Именно с такой сказкой мы сегодня и познакомимся

«Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)

В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.(слайд 2)

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!

Поставьте, пожалуйста, ударения в словах шёл, чёрный. Является ли буква Ё орфограммой? (Является, потому что пишется Ё, а слышится звук О)

После каких звуков находится орфограмма?

(После шипящих согласных)

В какой морфеме находится орфограмма?

(В корне)

Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

(Буквы О-Ё в корне слов после шипящих)(слайд 3)



- Запишите тему урока (слайд 3)

Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? Попытайтесь сформулировать цель. (Мы научимся определять, какую гласную нужно писать после шипящих в корне слова: О или Ё) (слайд 4)

Правильно. У нас сегодня правило про букву-оборотня. Эта буква – оборотень гнездится в корне слова и всегда под бочком у шипящих. И под ударением ! Хоть её и ударяют, она всё равно не признаётся, что она оборотень! Но мы её научимся разоблачать.

5.Объяснение нового материала.

1). Работа с таблицей «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова» (Слайд 5)

Шёрстка

Шерсть

Шёлк

Шелковистый

Щёки

Щека

Жёлтый

Желтизна

Посмотрите на таблицу. Прочитайте слова, помещённые в ней. Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов. (В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне)

Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова: шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. (Слайд 6) Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?

Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. (Слайд 7) (Читают вслух правило) Обратите внимание на оформление орфограммы. Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё. К слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О.

2)Слова-исключения.

Ребята, мы с вами говорили о том, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в языке, поэтому в них пишется буква О. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. (Слайд 8)

Наш «О» сегодня разозлён:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

3). Слова иноязычного происхождения.

В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения. - Жокей – наездник на скачках. (Слайд 9)

- Крюшон – прохладительный напиток. (Слайд 10)

Вывод: после шипящей в словах иноязычного происхождении пишется О. (Слайд 11)

Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Какое лексическое значение этих слов, мы сможем узнать, заглянув в толковый словарь. Первый вариант ищет значение слова артишок, второй – анчоус.(отвечают с места два ученика)


6. Закрепление нового материала.

1). Первичное закрепление

Поработаем у доски. Мы будем записывать словосочетания, объясняя написание слов и подчёркивая орфограммы. Если вам встретится прилагательное, употреблённое в переносном значении, подберите, пожалуйста, к нему синоним.

Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, предлагать шоколад, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, чёрствый человек, ровный шов.


2). Диктант-молчанка

Сейчас мы проведём диктант-молчанку. Я показываю вам рисунок, а вы записываете слово и подчёркиваете орфограмму. (Слайды 12-13)

А теперь проверим, насколько хорошо вы справились с заданием. (Слайд 14)

Зарядка для глаз («Зимняя сказка»)Слайд 15


3). Тренировочные упражнения на карточках (задание выполняется двумя учениками у доски, остальные работают в тетрадях).

Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначьте орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа. (Слайд 16)

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

Шёв Шопот

Чёрточка Шёрты

Щолкнуть Жолтый

Шёк Пчолы


4) Лингвистическая игра «Замените одним словом».(Запишите)

1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)

8. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

Давайте проверим.

5) А теперь открываем учебник на с. 38, выполним упр.458. (Один ученик у доски)

6) Оборотень спрятался в корнях слов. Нужно его разоблачить. Вставьте нужные буквы. (Слайд 16)(Читает ученик)Молодцы! Вы справились с заданием.

7) А теперь у нас творческое задание. Дифференцированное.( работаем в парах)

- Составьте 3-4 предложения, используя предложенные слова: крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.(На карточке)

8)ТЕСТ.( Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание).

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка

2) сильный ож...г

3) щ...лка

4) ч...тное число


2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох

2) ш...в

3) ч...рствый

4) ж…кей


3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) анч...ус

2) пош...л

3) деш...вый

4) поч...тный


4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты

2) ш...фёрский

3) пш...нка

4) капюш...н


5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать

2) ж...нглировать

3) прищ...лкивать

4) ч...кнулся


6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подсч...т голосов

2) ш...рник

3) молодож...ны

4) реш...тка


7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...лка

2) ш_ссе

3) ч...лн

4) беч...вка


8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...кей

2) расч...тливый

3) гладкош...рстный

4) щ...голь


9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...лудь

2) ш...пот

3) леч...

4) тяж...лый


10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...сткий

2) ж...лтый

3) щ...тка

4) трещ...тка




7. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия.

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.

1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением)

2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры.

3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры.

4.Что осталось непонятным?

5.Что показалось самым трудным?

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. Поднимите руки, кто всё понял. А кто не понял? Поднимите руки.

8. Домашнее задание по выбору (Слайд 17)

- Параграф 86, упр. 459.





Дополнительные задания

1.Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

Список используемой литературы и интернет сайтов:

http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/golovolomki/krossvord_bukvy_o_e_jo_posle_shipjashhikh/423-1-0-10117

www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42

Аксенова Л.А. контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др. М.: издательство «Экзамен», 2016.

Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!