СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О-Е после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова» Цель:

      Познакомить с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»;

      Формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих; повторить орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих»;

      Научить учащихся сопоставлять правила правописания букво,ёиепосле шипящих ицв различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;

      Воспитывать у учащихся чувство интереса к теме, самостоятельность.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Проверка изуч. материала
  3. Работа со скороговоркой
  4. Разминка
  5.  

 

1.Разминка. - Прочитайте. Найдите ошибки. Запишите предложение в исправленном виде, разберите его. Шыла вмишке неутаиш. - Посмотрите на тему урока. Какое правило правописания гласных после шипящих встретилось вам в предложении? - Почему возникает эта орфограмма? (Гласный находится в слабой позиции после шипящего) Как графически правильно обозначить эту орфограмму?

2.Лексический диктант (3 человека на закрытой доске)

- Кто знает больше слов? (Учитель дает толкование, а дети записывают одним словом, графически обозначают орфограмму)  

Цветок желтого цвета, растущий на озерах, реках. (Кувшинка)

Снег в форме причудливого кристалла. (Снежинка) Глухой частый лес (Чаща, чащоба) Крестьянин, пасущий овец в южных районах (Чабан) Старинная посуда в форме полушария (Чаша) Сжимать веки (Щуриться) Вянущий, болезненный, слабый (Чахлый) Забор из тесно вбитых кольев (Частокол) Волшебник, колдун (Чародей) След в памяти (Впечатление) Орган осязания, хватания у некоторых насекомых (Щупальце)

  1.  Кто вспомнит три исключения в правописании слов после Ж и Ш?

- Что они означают? - Запишите предложение, в котором есть все три слова-исключения. Жюри была представлена новая брошюра о развитии парашютного дела в России. Выполните морфемный разбор слова «парашютного»

- Для чего нужно уметь выделять морфемы в словах? - Почему в «щетке» -ё, а в «трещотке» - о ? Эти два слова подчиняются разным правилам. Щетка – проверочное щетина, а в «трещотке» треск – корень, а ОТК – суффикс.

4.Словарная работа

(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м. 5.Закрепление материала - Запишите однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какой звук слышится после шипящих под ударением? Какой буквой обозначается? Жёлтый – желтизна Жёрдочка – жердь Шёпот – шептать Шёлк – шелка Чёрствый – черстветь - Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих Образец: пчелиный – пчёлы, Причесаться, Учебный, Шерстяной, Шелковистый, Желтеть, Чернеть, Черта, Бечева, Дешевле

5.Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Правописание О-Е после шипящих»

Тема: «Правописание гласных О-Е после шипящих в корне слова»
Цель:

  • Познакомить с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих в корне слова»;

  • Формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих; повторить орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих»;

  • Научить учащихся сопоставлять правила правописания букв оё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв; 

  • Воспитывать у учащихся чувство интереса к теме, самостоятельность.


Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Проверка изуч. материала

  3. Работа со скороговоркой

  4. Разминка


1.Разминка.
- Прочитайте. Найдите ошибки. Запишите предложение в исправленном виде, разберите его.
Шыла вмишке неутаиш.
- Посмотрите на тему урока. Какое правило правописания гласных после шипящих встретилось вам в предложении?
- Почему возникает эта орфограмма? (Гласный находится в слабой позиции после шипящего)
Как графически правильно обозначить эту орфограмму?

2.Лексический диктант (3 человека на закрытой доске)


- Кто знает больше слов? (Учитель дает толкование, а дети записывают одним словом, графически обозначают орфограмму)

Цветок желтого цвета, растущий на озерах, реках. (Кувшинка)

Снег в форме причудливого кристалла. (Снежинка)
Глухой частый лес (Чаща, чащоба)
Крестьянин, пасущий овец в южных районах (Чабан)
Старинная посуда в форме полушария (Чаша)
Сжимать веки (Щуриться)
Вянущий, болезненный, слабый (Чахлый)
Забор из тесно вбитых кольев (Частокол)
Волшебник, колдун (Чародей)
След в памяти (Впечатление)
Орган осязания, хватания у некоторых насекомых (Щупальце)

  1.  Кто вспомнит три исключения в правописании слов после Ж и Ш?

- Что они означают?
- Запишите предложение, в котором есть все три слова-исключения.
Жюри была представлена новая брошюра о развитии парашютного дела в России.
Выполните морфемный разбор слова «парашютного»

- Для чего нужно уметь выделять морфемы в словах?
- Почему в «щетке» -ё, а в «трещотке» - о ?
Эти два слова подчиняются разным правилам. Щетка – проверочное щетина, а в «трещотке» треск – корень, а ОТК – суффикс.

4.Словарная работа

(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
5.Закрепление материала
- Запишите однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какой звук слышится после шипящих под ударением? Какой буквой обозначается?
Жёлтый – желтизна
Жёрдочка – жердь
Шёпот – шептать
Шёлк – шелка
Чёрствый – черстветь

- Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих
Образец: пчелиный – пчёлы, Причесаться, Учебный, Шерстяной, Шелковистый, Желтеть, Чернеть, Черта, Бечева, Дешевле

  1. Подведение итогов.
    Что нового вы узнали на уроке?
    Домашняя работа________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!